ФГКОУ «СОШ №16»
ДОКЛАД
на тему:
«ИКТ на уроках технологии».
Выполнил: учитель технологии
ФГКОУ «СОШ№16»
с. Ботлих, Ботлихского района
Алисултанов А.Х.
ИКТ на уроках технологии
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает
необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением
количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства
повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение
компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение
практических задач. Он может быть использован как информационная система,
помогающая решать технологические, конструкторские, экономические,
экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для
восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих
проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений,
обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный
уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют
эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием
красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д.
привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.
Сфера применения
современных технологий очень разнообразна.
Для себя я определил
несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.
1. Использование
мультимедийных средств на уроке технологии.
Здесь компьютер
используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на
уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft
Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с
использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним
добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft
PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная
презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут
включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические
фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.
Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально
решать поставленные на уроке задачи.
2. Использование
тестовых оболочек.
Информационно-коммуникативные
технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся.
Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich
Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие)
характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для
дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем
сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов,
позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют
совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с
возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль
ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и
для учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой,
поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с
компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с
непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от
рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой
деятельности.
3. Использование
современных компьютерных программ в обучении
Особенностью этого
вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на
компьютерах под руководством учителя.
- Например, уроки
домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием
табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется
бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром
инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает
возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе
используются текстовый редактор Word, графический редактор Paint и
Калькулятор, то в 7-9-х классах используются и другие программы: Excel,
PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и
навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в
виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально
текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.
- Для создания
чертежей учащиеся активно используют программу КОМПАС-3D LT, которая
позволяет создавать чертежи и трехмерные модели деталей.
4. Самостоятельная
работа обучающихся по поиску информации.
Использование
ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и
ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем
образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных
сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску
дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются
коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием
средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе,
в локальной сети школы, в Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо
научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и
применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен
научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в
сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной
деятельности и пригодится в быту.
5. Использование ИКТ в проектной деятельности.
При организации
проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера.
Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в
буклетах и презентациях.
Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об
объектах труда и образцы уже выполненных проектов (на сервере школьной
локальной сети). Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.
Проблемы внедрения
ИКТ в работу учителя технологии.
Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель технологии
следующие:
- Компьютеры не могут
находиться в одном помещении со столярным и слесарным оборудованием.
Поэтому приходится, если работать с компьютерами, то целый урок,
значит, на практическую часть занятия остается достаточно мало времени.
- Работа с ИКТ происходит во
внеурочное время.
- Неудобство
использования переносной мультимедийной техники.
Планирование будущей работы.
Не хочется
останавливаться на достигнутом. Существуют масса компьютерных программ, которые
позволяют спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном
пространстве, автоматически выполнить чертеж изделия и т.д.
Заключение.
Информационно-коммуникационные
технологии создают широкие возможности для развития современного образования,
прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации
творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более
актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или
морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий,
репродукций.
ИКТ–компетентность —
это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в
том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс
требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая
во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом
учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой
ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.