Использование ИКТ на уроках математики в 5-6 классах
Шишкина И. Ю., магистр физико-математического образования,
учитель математики МБОУ г. Иркутска лицея-интерната № 1
Происходящее в настоящее время стремительное развитие
информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о
необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и
математического в частности.
Важнейшей
задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня
математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую
они изберут в дальнейшем.
.В
настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов,
позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и
использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят,
материала, темы, особенностей класса. Использование информационно –
коммуникативных технологий в содружестве с разнообразными приемами и методами
позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Переход
к информационно-коммуникационным технологиям обучения, создание условий для их
разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с
традиционным сложны и требуют решения целого комплекса
психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем.
В
своей педагогической деятельности с учащимися я столкнулась со
следующими противоречиями:
- Между
усвоением новых знаний и способами применения данных знаний.
- Между
неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность, управлять
ею и стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.
На
основании этого я определила цель работы:
Цель:
определить эффективность ИКТ в педагогической деятельности, их роль и влияние
на формирование ЗУН учащихся, а также личностных качеств обучаемых
(образованности, самостоятельности, критичности, ответственности,
рефлексивности).
Для
реализаций данной цели я ставлю следующие задачи:
- Изучить
существующий опыт использования ИКТ на уроках математики.
- Формирование
познавательной активности учащихся.
- Повышение
интереса учащихся к математике с помощью ИКТ.
- Использование
презентаций на различных этапах урока, тестов(разработка системы
тестирования с помощью системы интерактивного голосования, которой
оснащены кабинеты лицея-интерната №1), самостоятельных работ.
- Разработка
и апробирование интегрированных уроков математика – информатика в 6 классе.
- Определить
роль и влияние ИКТ на формирование знаний, умений и навыков
учащихся по математике в 5-6 классах.
- Использование
здоровьесберегающей технологии.
Объектом
исследования является преподавание математики в 5-6 классах.
Предметом
исследования является использование ИКТ на уроках математики в 5-6
классах.
Гипотеза: Внедрение
ИКТ на уроках математики создадут предпосылки для интенсификации
образовательного процесса. Они позволят широко использовать на практике
психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического
усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютерные технологии будут способствовать раскрытию, сохранению и развитию
личностных качеств обучаемых.
Ожидаемые
конечные результаты:
- Положительная
динамика и в дальнейшем стабильность уровня обученности учащихся по
математике 5-6 классов.
- Повышение
уровня сформированности самостоятельно приобретать знания.
- Рост
информационной культуры учащихся.
Теоретическая
база
В
практике информационными технологиями обучения называют все технологии,
использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино,
видео).
Когда
компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая
информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая
технология – это информационная технология, так как основу технологического
процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более
удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Информационно-коммуникационные
(компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи
информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
ИКТ
могут осуществляться в следующих трех вариантах:
I –
как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным
темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной
технологии частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом,
включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели
ИКТ:
- Формирование
умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка
личности «информационного общества».
- Дать
ребенку так много учебного материала, какое только он может усвоить.
- Формирование
исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер
может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом
для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента,
объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Рассмотрим возможности
информационно-коммуникационных технологий.
Мультимедийное
сопровождение уроков.
На
сегодня в школе преобладают лекционные (речевые) занятия и очень мало яркой,
наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний
учащимися.
Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно
перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийная
технология позволяет одновременно использовать различные способы представления
информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука.
Разновидности
мультимедийных продуктов:
1.
Компьютерная презентация, которая создаётся с помощью
программы Power Point, – представляет собой последовательность
слайдов. Использую презентации, как сказку, путешествие, т.к. детей этого
возраста можно заинтересовать еще такими формами урока.
С помощью данной программы я создаю:
1)
Презентация для изучения нового материала
Преимущество представления
информации в виде презентации над информацией в виде речи:
1. Высвобождается большое количество времени, но презентация должна
соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.
2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность,
но это должно дополнять, а не заменять.
3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы
учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания
программ, готовности к работе в обычном режиме.
При
необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той
части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с
доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся
прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал,
который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на
определённых моментах. При изучении темы «Признаки делимости» я познакомила
учащихся с редко используемыми признаками делимости на 7, 11 и 13, 24,
применяя презентацию. Это заинтересовало учащихся, и они сами попробовали подобрать
ряды чисел, удовлетворяющих этим условиям у себя в тетрадях.
2)
Презентации-опросы: создаю вопросы, задачи, что
активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создает благоприятный
климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока повторили
теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверили правильность
выполнения.
3)
Презентации для организации как фронтальной, так и
групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для
учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности.
4)
Система интерактивного голосования для
самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя систему
интерактивного голосования, я могу провести самостоятельную работу, и тут же
ученики могут её проверить при помощи этой системы, буквально не выпуская
пульты из рук.
2.
Электронные средства обучения
Преимущества:
1.
Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю
акцентировать внимание учеников;
2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать
с определениями и законами;
3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей;
4. Моделирование процессов и явлений;
5. Получение и анализ графической зависимости.
Недостатки:
1.
Материал готовый, может быть устаревший;
2. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который
учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.
3. «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети
скучают по реальному эксперименту;
4. Вытесняется живое общение с учителем;
5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.
ИКТ
во внеурочное время:
1.
Виртуальные экскурсии;
2. Творческие домашние задания. На дом ученикам задаю творческие задания:
составить кроссворд, анаграммы, вопросы. У кого есть компьютер, те выполняют их
в электронном виде, у кого нет, сдают в рукописном варианте. За это оценки не
снижаю. Дети с удовольствием выполняют эти задания.
3. Представление отчета по электронной почте в виде письма.
4. Ученические конференции.
Исходя
из вышеуказанного, можно сказать, что информационно – коммуникационные
технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно
приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для
повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания
презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых
знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий
в образовательный процесс как средство повышения качества образования.
Поэтому
я для себя выделила основные направления повышения качества образования:
1.
Повышение профессиональной компетенции учителя.
2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и
познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:
а) формировать умения;
б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные
педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и
проектные технологии.
3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном),
повышенном и высоким (продуктивном и творческом). Для контроля использовать
ИКТ. Задания продумывать в соответствии с ТУПВ (требования к уровню подготовки
выпускников).
4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи
ИКТ.
Тема
урока: "Деление натуральных чисел". 5 а класс МБОУ г. Иркутска
лицей-интернат № 1
Вид урока: урок
систематизации и обобщения знаний.
Тип урока:
закрепление и контроль
Учитель: Шишкина
И. Ю.
Дата:
17.01.2013
Цель урока: Закрепление
знаний, умений и навыков по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»; промежуточная
диагностика усвоения (интерактивный тест).
Познавательные
УУД: умения
воспроизводить знания по памяти; умения давать определения понятий, умения
работать с различными источниками информации и преобразовывать ее, умения
сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: умение
соблюдать дисциплину на уроке и уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: умения
ставить задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Умения
представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД:
умения
воспринимать информацию на слух и строить эффективное взаимодействие с учителем
и одноклассниками при выполнении совместной работы.
Оборудование:
- Интерактивная
доска
- Раздаточный
материал
- Учебник
под ред. В. В. Козлова
- Система
дистанционного голосования.
Структура
(план) урока:
I.
Мотивированно-ориентировочный этап.
II. Подготовительный этап: актуализация опорных знаний в форме «Разминка-
кроссворд», выполнение специально подобранных заданий фронтально
III. Промежуточный контроль при помощи дистанционной системы голосования.
IV. Заключительный: подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
ХОД УРОКА
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Первый
этап
- Оргмомент.
- Постановка
цели урока.
|
Обучающиеся настраиваются на
урок, организация рабочего места в тетради.
|
Первое
задание «Отгадай кроссворд».
- Компонент
при вычитании.(уменьшаемое)
- Результат
умножения.(произведение)
- Компонент
при умножении.(множитель)
- Результат
деления.(частное)
- Число, на
которое делят.(делитель)
- Компонент
при делении.(делимое)
- То, что
используют при записи числа.(цифра)
В выделенном столбце получилось
слово «МОЛОДЕЦ».
|
Ученики поднимают руку, называют
ответ и заполняют кроссворд.
Ученики поочередно отгадывают
кроссворд, заполняют кроссворд на доске, получают звезды для себя и баллы
классу.
Заполняют
таблицу-ведомость, подводят итоги 2-го задания.
|
Второе
задание:
Объясните,
почему верны равенства :
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
е) ;
выясняем
на основании чего можно делать подобные записи. Откроем стр. 174 учебника
пункт 1.7 и 1.8 (1.9)
|
Проговариваем «Основное свойство
дроби»
Опираемся на текс учебника.
Обучающиеся отвечают, работая с
текстом учебника
|
Третье задание:
Стр. 182 учебника № 11
Выпиши,
если это возможно, все трехзначные числа, состоящие из цифр 3,4,5 и
делящиеся:
а) на
2(352;532) б) на 5 (345;435) в) на 3 (345;435;534;354;453;543) г) на 2 и на
5
д) на 3
и на 5(345 и 435) е) на 2, 3 и на 5.
№ 12
а)
Почему число 111111111 делится на 9?
б)
Найдите частное от деления 111111111 на9
(12 345
679).
|
Фронтальный опрос с элементами
эвристической беседы.
Обучающиеся отвечают, обосновывая
ответы известными признаками делимости
|
Резервное задание № 26 на стр.177
а) 22+48=70 б) 4+7=11 в)
44+9=53
г) 110-1=109 д) 113-17=96 е)
66-5=61.
|
По окончании теста, если
останется время
|
Третий
этап
1.
Индивидуальная работа по решению теста
Тест
выполнен при помощи программы SMARTNotebook10 .
Тест
состоит из 10 заданий по теме «Деление натуральных чисел»
- Из
данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на 5.
а) 8016 б) 195 в) 4050 г) 1113
- Из
данных чисел выберите число, которое делится на 3 и на 5.
а) 1113 б) 914 в) 3040 г) 7035
- Из
данных чисел выберите число, которое делится на 2 и на3.
а) 2894 б) 405 в) 2802 г) 785
- Какую
цифру нужно поставить вместо * в числе 5*62, чтобы полученное число
делилось на 9? а) 0 б) 2 в) 9 г)5
И т. д.
|
Учащиеся выполняют тест с выбором
ответа.
Текст теста на интерактивной доске
Отвечают на вопросы, вводя ответы
на пульты
|
Четвертый
этап
Подведение итогов тестирования
Домашнее
задание:
Стр. 182 №20 и №
22 и стр. 176 № 12
– Урок
окончен. До свиданья.
|
Подведение итогов при помощи
электронной системы голосования.
|
Тема
урока: Деление натуральных чисел
1. «Отгадай кроссворд»
- Компонент
при вычитании.(уменьшаемое)
- Результат
умножения.(произведение)
- Компонент
при умножении.(множитель)
- Результат
деления.(частное)
- Число, на
которое делят.(делитель)
- Компонент
при делении.(делимое)
- То, что используют
при записи числа.(цифра)
- Объясните, почему верны равенства
:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
Домашнее
задание:
Стр. 182 №20 и № 22 и стр. 176 № 12
|
Тема
урока: Деление натуральных чисел
1. «Отгадай кроссворд».
- Компонент
при вычитании.(уменьшаемое)
- Результат
умножения.(произведение)
- Компонент
при умножении.(множитель)
- Результат
деления.(частное)
- Число,
на которое делят.(делитель)
- Компонент
при делении.(делимое)
- То,
что используют при записи числа.(цифра)
- Объясните, почему верны равенства
:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
Домашнее
задание:
Стр. 182 №20 и № 22 и стр. 176 № 12
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.