Использование ИКТ на уроках математики
Учитель математики и информатики
МБОУ « Гимназия №25» Жиленкова Н.Н.
Увеличение умственной нагрузки на уроках
математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому
материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим
ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов,
которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к
самостоятельному приобретению знаний. Есть разные мнения учителей о
целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике.
Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных
уроков в 11, 6 и 7 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на
уроке и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь
обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём
преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай
как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении
нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. А наша
цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения,
адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую
информацию. Практика показала, что уроки с использованием презентаций позволяют
учащимся с интересом и быстро усваивать большой объем учебного материала. Такие
уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в
памяти ребенка.
«+» в том, что ИКТ есть еще одно
средство в достижении цели развить, обучить, воспитать ребенка. Причем,
средство сильное, так как опирается на эмоциональную сферу, усиливает наглядное
представление материала на уроке.
«- « в том, что бытует мнение « чем
больше, тем лучше». Это заблуждение. Мера использования ИКТ на уроке должна
определяться целесообразностью.
Следует всегда задавать вопрос:
« Зачем, с какой целью использовать ИКТ на этом этапе урока?»
Применять компьютерные технологии можно
на каждом этапе урока:
1.
при изучении
нового материала
а) в качестве экрана ( использование презентации)
Например, изучение темы « Минимум и максимум функции»
по алгебре и началам анализа в 11 классе;
или урок геометрии в 11 классе « Определение конуса»;
« Простейшие задачи в координатах» 10 класс
б) Как гласит английская пословица « Я услышал и
забыл, я увидел и запомнил». Важной методической
задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так
же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Поэтому
эффективно использовать компьютерные презентации для наглядной демонстрации
практических работ учащихся по геометрии. Например, «Построение симметрии» ( 9
класс) и «Построение чертежа шаг за шагом» ( 11 класс).
9 класс
11 класс
2.
при закреплении
изученного материала
а) это может быть решение задач по готовым чертежам
геометрия « Правильные многоугольники, длина окружности, площадь
круга» 8 класс
алгебра « Решение уравнений» ( 9 класс);
б) использование интерактивной доски освобождает учителя от рисования
какого-то чертежа на доске непосредственно на уроке, что экономит время, и
потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке
мелом на доске. Например, стереометрия « Объем прямоугольного параллелепипеда»(
11 класс)
« Объем прямой призмы и цилиндра» ( 11 класс)
алгебра и начала анализа « Геометрический смысл производной» ( 10 – 11
класс)
в) устный счет на проверку домашнего задания оптимизирует время на
уроке на этот этап и подготовку учителя к уроку на перемене.
алгебра 7 класс « Формулы сокращенного умножения»
3.
обобщение
изученного материала
Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по
изучаемой теме. Учащиеся увлеченно отвечают на вопросы учителя, выполняют
самостоятельные работы с последующей взаимопроверкой. Например, математический
диктант, самостоятельная работа.
геометрия « Правильные многоугольники» 9 класс
геометрия « Симметрия
на плоскости» 9 класс
алгебра 9 класс «
Решение квадратных неравенств»
алгебра 8 класс « График функции у=ах2»
4.
Использование
компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяет дополнить « сухой» рассказ учителя
красочными иллюстрациями, анимированными схемами и картами, что позволяет
наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка
через эмоционально-чувственное восприятие. Например, можно задать тему урока по
геометрии в виде ребуса
по теме « Симметрия в природе» 9 класс показать применение на примерах из
жизни.
5.
повторение
В ходе изучения тем учащиеся накапливают материал по рассматриваемому
вопросу, а на заключительном уроке представляют и защищают творческие задания.
Это позволяет расширить программные рамки темы. Например, проект « Игры
разума»,
« Золотое сечение», « Тайны пирамиды».
Повысить интерес к предмету и мотивацию обучения помогают и уроки-игры
по какой-то определенной теме и общего математического образования. Пример,
математическая игра « Что? Где? Когда?»
( 6 класс).
6.
Можно использовать
уроки-презентации для организации учебного процесса с использованием
информационных ресурсов, в том числе для подготовки к ЕГЭ. Это помогает
учащимся проверить свои знания и более успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Есть
возможность использования дисков с разработанными тестами к урокам по темам.
Например, геометрия 7 класс « Признаки равенства треугольников»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.