План
Актуальность темы.
Теоретические основы использования приемов моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.
Практическая часть использования метода моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушением речи.
Заключение.
Литература.
Актуальность
В проекте «Государственного стандарта дошкольного образования» одной из линий развития ребенка является познавательно-речевая. Поэтому одна из центральных задач воспитания и обучения дошкольников - «развивать ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, формирование представлений об окружающем мире, о себе, о других людях». Реализация этой задачи в группах для детей с нарушениями речи требует изучения психологических особенностей детей с ОНР и путей их коррекции и развития. Процесс познания окружающего мира для детей с нарушениями речи сложен. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).
Исследователи в области логопедии и специальной психологии и педагогики отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.).
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Таким образом, использование метода графического моделирования на занятиях по ознакомлению с окружающим с детьми с нарушением речи положительно влияет на сознательное овладение детьми программным материалом, способствует активизации познавательной деятельности детей, осознанному установлению причинно-следственных связей, развитию и коррекции психических процессов и соответственно речевых навыков, что приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Теоретический аспект
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. Формирование образа мира - сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (по A. H. Леонтьеву).
Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные (психические) процессы. К ним относятся: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим - и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение; классификация; сравнение и пр.).
2. Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.
3. Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.
Итак, уровень сформированное познавательных (психических) процессов (первый компонент) определяет возможности ребенка в познании, т. е. способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок в том или ином возрасте; пути переработки информации; степень «погружения» ребенка в различную информацию (второй компонент), степень ее осознания и усвоения.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир».
В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей.
Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка, научить его быть внимательным к тому, что его окружает, — смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания: ощущений, различных видов восприятия и представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учим видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области, действительности. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
Организация занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир» осуществляется на основе личностно – ориентированного подхода с учетом возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Отмечается развитие способности выстраивать простые умозаключения, что является свидетельством возникновения словесно-логического мышления, не связанного с конкретной ситуацией. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка способствует его познавательному развитию.
К 5-6 годам у ребёнка накапливается большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Иная картина наблюдается у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). Отмечаются следующие особенности формирования и развития речевых умений и навыков:
низкий уровень развития лексической стороны речи. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи. У детей с недоразвитием речи лексика неточна по значению. Отмечается преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений.
по - иному происходит становление словообразовательной системы языка. Период детского словотворчества наступает позже и продолжается дольше. Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются.
отмечается низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторить фразу более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс у детей с ОНР затруднен. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и других позволяют говорить также о том, что у детей с ОНР недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели.
Таким образом, замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивает речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной функции общения и развития познавательной деятельности.
Также наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ психических процессов у детей с нарушением речи:
нарушение слухового и зрительного внимания;
особенности развития мнестических процессов (Жаренкова Г.И.);
недостаточная сформированность операций мышления (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение). Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, суждения и умозаключения бедны и отрывочны, логически не связаны друг с другом;
отмечаются особенности протекания произвольной деятельности (Коробейников И.А.).
Таким образом, учитывая особенности развития детей с нарушениями речи, воспитателю, работающему на группе компенсирующего вида, при осуществлении образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир» необходимо стремиться к поиску эффективных методов и приемов, способствующих более полному и осознанному восприятию действительности.
Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.
Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Задача данного метода – способствовать усвоению детьми знаний об окружающем мире, что в свою очередь, способствует успешной его социализации
Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.
Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.
В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще.
Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С.Н., Кондратьевой Н.Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а восприятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. Поэтому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.
Работая с моделью, особенно на занятиях познавательного содержания, дети с нарушением речи активнее включаются в деятельность, легче усваивают материал. Процесс обучения детей на занятиях превращается из трудного объяснения связей и закономерностей окружающего мира в интересную наглядно-практическую деятельность.
С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.
Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.
Образовательная деятельность педагога на группе компенсирующего вида организуется с учетом результатов диагностического обследования, проводимого три раза в учебном году: в начале, середине и в конце года. Учитывая то, что мы решили при организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи, использовать метод графического моделирования на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир», то нами была проведена диагностика по следующим направлениям (Приложение № 1):
уровень знаний по разделу «Ребенок и окружающий мир»;
уровень способности к установлению причинно – следственных связей;
развитие психических процессов (данные педагога - психолога);
уровень развития речи (данные учителя - логопеда)
Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:
Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.
Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.
Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями).
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:
1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;
3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.
В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н.И.Ветровой.)
3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.
Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.
Начиная работу с использованием графических моделей на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» мы использовали мнемодорожки. Основой зрительной опоры в мнемодорожке является изображение главного признака (явления, предмета, животного или профессии), посредством которого происходит осознание содержания происходящих событий, явлений.
Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т.е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.
Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы), т.е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.
Так, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цвета шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».
При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взрослого).
Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»
На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы).
Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Так, например, используя разные графические модели в процессе ознакомления детей с животными, мы сделали вывод, что необходимо разработать обобщенную мнемотаблицу со сменными карточками, которую мы предлагаем детям на занятиях по теме «Домашние и дикие животные».
На занятиях по ознакомлению детей с животными разных климатических зон: «Путешествие к Снежной королеве» и «Верблюд - корабль пустыни», я использую графические модели, которые помогают детям актуализировать знания об этих животных (их внешнем виде, повадках, умении приспособиться к климатическим условиям).
Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.
Использование графического моделирования в различных видах деятельности.
Имеющимися приемами и навыками, полученными в результате использования графического метода моделирования, дети с нарушениями речи оперируют в различных видах совместной и самостоятельной деятельности
Так, например, в зоне экспериментирования дети используют символы для обозначения материалов и методов исследования. Для того чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Взрослый - исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного возраста фиксируют результаты экспериментирования, используя мнемодорожки, мнемотаблицы и различные графические модели.
Осуществляя совместную деятельность по заданию учителя – логопеда, с помощью условных заместителей, схем и рисунков закрепляем у детей навыки правильного использования лексико – грамматических категорий:
согласование числительных с существительным (один носок, два носка, пять носков);
умение подбирать прилагательные к заданному существительному;
образовывать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета (заяц, зайчик, зайчонок, зайчище);
употребление антонимов 9высокий – низкий) и так далее.
Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок описания.
С помощью графических моделей дети в сюжетно-ролевых играх передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль), у них также активизируется диалогическая речь, характеризующая установленные отношения в игре. Этим развивается способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.
Использование графических моделей пошаговых действий в трудовой деятельности способствовало формированию трудовых умений и навыков: распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий (например, при умывании) взаимодействовать в парах, тройках, минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.
Данный метод работы с детьми очень помогает нам в решении задач здоровьесбережения воспитанников. Использование моделирования помогает ребенку пользоваться схемами умывания, одевания, правильной посадки за столами, усвоить правила личной гигиены, элементарные правила безопасности.
Взаимодействие с учителем-логопедом.
Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, познавательных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Поэтому успех образовательной деятельности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всей жизнедеятельности детей в ДОУ.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Занятия, проводимые воспитателем по разделу «Ребенок и окружающий мир», предшествуют занятиям учителя-логопеда, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для коррекции особенностей психоречевого развития ребенка. Поэтому при изучении определенной лексической темы учителем-логопедом уточняется словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в экспрессивной, импрессивной речи; какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. На основании комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., рекомендаций учителя-логопеда мы определяем тот объем знаний и лексическую нагрузку, а также структуру занятия при ознакомлении с окружающим миром, используя метод графического моделирования. Учитель-логопед, в свою очередь, на основании полученных детьми знаний о предметах и явлениях окружающего мира, посредством привлечения уже знакомой ребенку системы символов, изображений (мнемодорожек, мнемотаблиц и других графических моделей) занимается коррекцией и развитием речи на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, навыков связной речи (при составлении описательных рассказов, пересказывании).
Взаимодействие с родителями
Для всестороннего и гармоничного развития ребенка, его социализации необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в лице его сотрудников. Взаимодействие с семьей является одной из важных задач. Дети часто находятся между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, а это влияет на их эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель будет владеть элементарными приемами графического моделирования, это создаст дополнительную мотивацию для эффективного взаимодействия ребенка и взрослого дома, что положительно повлияет на возникновение у него ситуации успеха.
Но как вовлечь в эту работу родителей?
Взаимодействие с родителями мы проводим в двух формах: устной и письменной. Преимущества личностно – ориентированного общения широко известны. В настоящее время существуют различные устные формы взаимодействия с родителями. Одной из наиболее эффективных являются консультации с практической направленностью (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Тематика данных консультаций разнообразна: «Узнаю, научусь, сумею в домашних условиях», «Секреты Умейки-Нескучайки.
Также, нами активно используются разного рода письменные рекомендации в виде памяток, брошюр и др. Данная форма работы с родителями имеет свои преимущества:
Родителям бывает сложно удержать в памяти всю необходимую информацию, которую они получают во время бесед и консультаций со специалистами ДОУ.
Памятка или брошюра является в определенной степени опорой для осмысления родителями полученных рекомендаций.
Письменные рекомендации являются определенным алгоритмом для последующих действий родителей.
Данному процессу способствует и организация работы с родителями на качественно новом уровне. Работа с родителями одна из важнейших сторон моей деятельности. Она требует серьёзной подготовки, а положительные результаты благотворно действуют не только на родительский коллектив, но и на детский.
В начале года провела анкетирование родителей, что позволило поближе познакомиться с родителями и узнать много о детях. Родители нашей группы очень внимательны и доброжелательны, постоянно интересуются, что делал ребенок, и что собирается делать, очень чутко относятся к проблемам своих детей, испытывают тревогу за их будущее. К каждому родителю проявляем индивидуальный подход, с учетом его взглядов и требований.
Использование на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» и развитие памяти - длительная работа, проходящая при активном участии родителей. В течение года проводили:
Родители с большим интересом и пониманием отнеслись к этому роду деятельности. Семья Усцелемовых изготовила нам схемы-алгоритмы «Одевания-раздевания», а семья Серебряковых сфотографировала и составила последовательность умывания. Некоторые родители с удовольствием составляют схемы составления рассказов по лексическим темам (напр. семья Атможитовых с творчеством походит к этому делу, что подвигло составить брошюру с их составленными схемами для других родителей).Подобная работа сплачивает детей и родителей группы. Родители отмечают эффект от этой работы при заучивании стихов, составлении рассказов и пересказов.
Заключение
Итак, результаты образовательной деятельности педагога с детьми показывают, что применение метода графического моделирования при актуализации и систематизации знаний дошкольников об окружающем мире дает положительные результаты:
отмечается удовлетворительная динамика воспитании и развитии речевых навыков и умений: активизировалась тематическая лексика (всех частей речи); связные высказывания стали более развернутыми, детьми в речи используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, дошкольники с нарушением речи овладевают навыком составления описательных рассказов, загадок – описаний и т.д.
дети осознанно и с минимальной помощью со стороны взрослого стали устанавливать причинно – следственные связи явлений окружающего мира
отмечаются предпосылки развития целостного восприятия детьми окружающего мира, во взаимосвязи событий и явлений, экосистемах
у детей наблюдается стремление к исследованиям, экспериментированию, самопознанию
Таким образом, полученные результаты показывают, что графическое моделирование является одним из эффективных методов базирующегося на особенностях наглядно-образного мышления и писхоречевого развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи при организации и осуществления мероприятий коррекционно – образовательной деятельности. Литература
Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11.
Белоусова Л.Е. Выучить стихи это просто»
Бойкова С.В Занятия с логопедом по развитию связно речи у детей 5-7 лет
Баряева Л.Б., Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина серия рабочих тетрадей «Я - говорю», упражнения с пиктограммами (ребенок и окружающий мир, ребенок и мир растений, ребенок в школе, ребенок и явления природы, ребенок и его дом, я -ребенок, ребенок в семье, ребенок и его игрушки), 2007.
Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)
Малетина Н, Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2009
Савенков А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать знания.
Ткаченко Тематический словарь в картинках
Чухачева Е.В.Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
16
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Формирование целостной картины мира».
В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное вос-притие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.
Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.
Под наглядным моделированием понимается система действий по построе-нию, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.
В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.
Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С. Н., Кондратьевой Н. Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а вос-приятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. По-этому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.
С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.
Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.
Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:
1. Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.
2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.
3. Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
4. Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями) .
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:
1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;
3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, та-ких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н. И. Ветровой.)
3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.
Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.
Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т. е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.
Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы, т. е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.
Так, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цве-та шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».
При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взросло-го) .
Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»
На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы) .
Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Логопедия |
Подраздел | |
Просмотров | 1724 |
Номер материала | 26178 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: