Мастер-класс:
Использование фразеологизмов на уроке русского языка.
Добрый
день, уважаемые коллеги!
Своё выступление мне захотелось начать именно так, чтобы подчеркнуть
актуальность и перспективность работы с устойчивыми оборотами в начальной
школе. Ведь фразы «добрый день», «добро пожаловать» тоже являются устойчивыми
сочетаниями слов, которые произносятся нами очень часто и несут в себе частику
добра. А эпиграфом к своему выступлению я выбрала стихотворение Вадима Шефнера:
Сотни слов, родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты
их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо
Не скудела в наши дни.
Вот этой
проблемой - проблемой обогащения словарного запаса детей и развития речи
младших школьников я занимаюсь в своей педагогической деятельности вот уже
несколько последних лет. И одним из путей решения данной проблемы, я считаю -
использование различных приёмов работы с фразеологическими оборотами в процессе
обучения учащихся начальной школы. Именно фразеологизмы украшают нашу речь,
делают её более выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем
интереснее и ярче выражает человек свои мысли. Моему личному «знакомству» с
устойчивыми оборотами речи я обязана своей маме с самого раннего детства.
Будучи, простой деревенской женщиной, она часто употребляла их в своей речи.
До сих пор мы, её дети, чувствуем глубину воспитательного воздействия
фразеологизмов на себе: «молодца и в рогожке видно», «держи язык за зубами»,
«не задирай нос», «заруби себе на носу», « держи ухо востро», «одна нога здесь,
другая там», « не теряй голову», «не сиди, сложа руки», «встречают по одёжке,
провожают по уму» и т.д. Так получилось, что эта «материнская» наука нашла
продолжение и в моей профессиональной деятельности.
Работая
по учебнику А.В. Поляковой, я испытывала истинное удовольствие оттого, что в
нём ведётся систематическая работа с фразеологическими оборотами, которая
усложняется от класса к классу. В первом классе идёт знакомство с устойчивыми
сочетаниями, во втором - дети уже объясняют их значение, в третьем классе к
этому виду работы добавляется дополнение текстов одним из предложенных
фразеологических оборотов, а в четвёртом - детям предлагались варианты
творческих работ:
- дополни
предложение фразеологизмами;
- замени
глаголы подходящим устойчивым оборотом;
- составь
мини-рассказ, используя фразеологические обороты.
Опыт
работы с фразеологизмами подсказывал, что больший эффект в достижении
желаемого результата (обогащение словарного запаса детей, развитие речи младших
школьников, воспитание культуры общения) будет достигнут, если использовать
межпредметные связи, осуществлять внеклассную деятельность в этом направлении, а
на фоне всей этой деятельности организовать работу над проектом: «Составление
собственного фразеологического словарика ученика начальной школы».
Схематично
моя работа выглядит следующим образом:(показ на экране)
Используя
фразеологизмы в работе с детьми, я учитываю основные критерии отбора,
выделенные специалистами в психолого-педагогической литературе:
-доступность фразеологизмов пониманию;
-устойчивые
обороты должны способствовать привитию детям этических норм, формированию
мировоззрения, культуре общения;
-частое
применение фразеологизмов в различных жизненных ситуациях.
Остановлюсь
на наиболее распространённых приёмах изучения фразеологических оборотов:
1)продолжи сравнение или «фразеологический
зверинец»:
- болтлива
как… - надут как…
- нем
как… - изворотлив как…
- хитёр
как… - упрям как…
- труслив
как… -колючий как …
Слова для
справок: ёж, лиса, индюк, осёл, рыба, заяц, уж, сорока.
Обращение к
фразеологизмам, родившимся в языке на основе наблюдений человека за животными,
способствует развитию у ребёнка наблюдательности.
(Уроки
окружающего мира , литературного чтения, русского языка .)
2)иллюстрирование (взять себя в руки,
лететь стрелой, как с гуся вода, задирать нос, держать ухо востро, льёт как из
ведра, витать в облаках, сидеть сложа руки и т.д.
а) готовим рисунки,
понимая буквально обороты речи;
б)готовим
рисунки, отражающие истинный смысл устойчивого оборота.
Сравнение рисунков
позволит уяснить детям, что фразеологизмы буквально понимать нельзя, иначе это
может привести к недоразумению.
(Уроки
литературного чтения, на уроках развития речи.)
3)закончи фразу:
Дружнее этих двух
ребят Товарищ твой просит украдкой
На свете не
найдёшь. Ответы списать из тетрадки.
О них обычно
говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
Водой …(не
разольёшь). Окажешь …(медвежью
услугу).
Не умеет дятел
петь. По узкой тропинке
Нет у дятла
слуха. Гусиным шажком
Говорят ему
медведь… Гусиное войско
(Наступил на
ухо). Шагает …(гуськом).
Многие крылатые
слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из
какого-нибудь произведения. Значит, создал их писатель, а потом стали
употреблять все. В связи с этим предлагаю следующий вид работы:
(Уроки культуры
общения, окружающего мира, русского языка, во внеклассной работе.)
4) Объясни устойчивые сочетания слов, вспомнив произведение:
Остаться у
разбитого корыта; да только воз и ныне там; мужичок с ноготок; принцесса на
горошине; вперёд чужой беде не смейся, голубок; попрыгунья-стрекоза, видит око
да зуб не ймёт и т.д.
Этот приём даёт
большую воспитательную возможность, способствует развитию речи ребёнка,
повышает познавательную активность, приобщает к чтению.
5)Объяснение фразеологизма с опорой на
контекст:
Ежатки-детки хоть
куда! Бабушки ворчали:
И что же тут
дивиться? - Не было печали.
Ведь мама держит их
всегда Так родились внуки.
В ежовых рукавицах
Нам связали руки.
Весь год он дурака
валял, Оказался молодцом.
Не ведая
забот. Смог
осилить ношу-
А на экзамене
стоял Не ударил в грязь
лицом
Воды набравши в
рот. И не сел в калошу.
6)Исправь ошибку:
Деньги гуси
не клюют, через минуту по чайной ложке, сел в ботинки, кошка
наплакала, капля в океане, попались на крючок, ноготочки оближешь
и т.д.
Этот приём
способствует развитию внимания у детей, проверяет знания фразелогических
оборотов.
7)Конкурс эрудитов:
Объясни
происхождение фразеологизмов: «бить баклуши», «лезть на рожон», «перемывать
косточки» и т.д.
Знакомство с
происхождением фразеологических оборотов раскрывает многие страницы нашей
истории, показывает неразрывную связь языка с историей народа, что порождает
чувство гордости за свою Родину, пробуждает интерес к её прошлому, побуждает к
поиску информации в словарях, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.
Иногда я даю
толкование того или иного фразеологизма в готовом виде, используя средства ИКТ.
8)Найди фразеологизм.
1. Гость заметил,
что сказал больше, чем надо и прикусил язык. Мальчик ел быстро и прикусил язык.
2.О размолвке в
семье никто не знал, так как Зацепины не любили выносить сор из избы. После
уборки Петю попросили вынести сор из избы.
Этот приём
развивает умение отличать фразеологизм от свободных сочетаний слов.
9)Дополни предложения одним из выражений:
Мы долго спорили,
доказывали друг другу и, наконец …
Ручеёк высох,
деревья засохли и ягоды…
|
Не знал куда
глаза девать.
Бить тревогу.
Находить общий
язык.
|
10)Закончи диалог одним из выражений: как две
капли воды, быть на седьмом небе.
-Что подарил тебе
папа на день рождения?
-Билет в цирк.
-И как ты его
принял?
-Я…
-Мама, тебе
нравится этот котёнок?
-Да.
-Правда, он похож
на свою маму?
-…
11)Распредели по группам:
Дать нагоняй,
пропустить мимо ушей, намылить шею, держать ухо востро, с гулькин нос, прожужжать
все уши, кот наплакал, молчать как рыба.
Группы могут быть
самыми разными, в зависимости от целей, которые мы ставим перед детьми.
12) Составь мини-рассказ с использованием
фразеологизмов.
Учитель может дать
определённую тему. Например, составить рассказ «Попались на удочку», используя
следующие фразеологизмы:
-развесить уши;
-морочить
голову;
-плакать в три ручья;
-ни в
сказке сказать, ни пером описать.
13) « Фразеологическое лото»
Готовятся карточки
на уроках технологии: большие и маленькие. В большие карточки помещается
толкование фразеологизмов, а в маленькие – фразеологизмы.
14)Итоговые занятия: интеллектуальный марафон,
конкурс на лучшего знатока фразеологизмов, КВН, викторина.
Варианты
домашних заданий:
-работа со
словариком:
Все эти приёмы
применимы на всех уроках, в зависимости от темы урока.
·
записать изученный фразеологизм;
·
объяснить письменно его значение;
·
если возможно, то сделай рисунок;
·
творческое задание на выбор (составить
словосочетание, придумать предложение, сочинить мини-рассказ).
-составь «фразеологический зверинец»;
-рассказать историю происхождения
фразеологизма на выбор (творческие группы);
-найти фразеологические обороты со
словами: рука, нога, зубы, язык, нос, уши (творческие группы);
- составить фразеологическое лото друг
другу в подарок (работа в парах);
-составить диалог с использованием
устойчивых оборотов(работа в парах).
- сочинить мини-рассказ, используя
материалы собственного словарика.
Таким образом, творческий подход к
использованию фразеологизмов в процессе обучения младших школьников,
способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи младших
школьников, активизации познавательного интереса, побуждает к поиску информации
в различных источниках, способствует развитию творческой личности.
Отрадно,
что в тематическом планировании примерной программы по русскому языку в
стандартах второго поколения упоминается о фразеологизмах, о значении и
использовании их в речи; даны рекомендации по организации внеурочной
деятельности учащихся. Считаю, что освещённая мною тема найдёт своё достойное
место в учебном процессе при переходе на новые стандарты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.