Использование элементов блочной системы
обучения в ходе организации познавательной деятельности учащихся на уроках
химии.
Крашенинникова Анна Николаевна
учитель химии МОУ «Гимназия
г. Вольска Саратовской области».
Начиная изучение курса химии (я работаю по
авторской программе О.С. Габриеляна), учитель нередко сталкивается с проблемой
перегруженности учебного материала в 8 классе. Такие объемные темы как «Теория
электролитической диссоциации» или «Свойства основных классов неорганических
соединений (кислот, оснований, солей) в свете ТЭД» приходятся на середину
третьей и четвертую четверть, когда уже начинается повторение изученных тем.
Эта задача имеет несколько путей решения. Одним из них считаю организацию
работы учащихся на уроке через блочную систему. Темы, касающиеся классификации
и свойств основных классов веществ, я даю детям в виде блоков, распечатанных на
каждого ученика. Свое объяснение сопровождаю демонстрацией химического
эксперимента или лабораторной работой. После каждого блока провожу тренинговые
занятия. Ниже предложен один из вариантов уроков-блоков.
Это сложные вещества, – КИСЛОТЫ – электролиты,
которые при
состоящие из атомов
диссоциации образуют катионы Н+
водорода и кислотного и
анионы кислотного остатка.
остатка.
I.
Классификация
кислот.
По наличию в молекулах атомов
кислорода:
Кислородные Бескислородные
HNO3 H2S
H2SO4
HCl
H3PO4
HBr
По числу атомов водорода (по
основности):
Одноосновные Двухосновные Трёхосновные
HNO3 H2SO4 H3PO4
HCl
H2S H3AsO4
HF
H2CO3 H3BO3
По растворимости в воде:
Растворимые Нерастворимые
H2SO4 HCl H2SiO3
HNO3
II.
Способы
получения кислот.
1)
Кислоты образуются при
взаимодействии водорода с некоторыми неметаллами:
2)
Кислоты образуются при
взаимодействии некоторых оксидов (кислотных) с водой:
3)
Кислоты образуются при
реакции некоторых солей с сильной (например, серной) кислотой:
III.
Химические
свойства кислот.
1)
Водные растворы кислот
изменяют цвет индикаторов (кроме H2SiO3):
ф/ф – бесцветный, ф/л –
красный, м/о – красно-розовый
2)
Растворимые кислоты
взаимодействуют с основаниями, в результате образуются соль и вода (реакция
нейтрализации):
щёлочь кислота соль
вода
нераствор. осн-е кислота соль
вода
3)
Кислоты взаимодействуют с
металлами, стоящими в ряду активности металлов (электрохимическом ряду напряжения
металлов) до водорода:
(В результате реакции должна получаться растворимая
соль. Взаимодействие Ме с кислотой не происходит, если образующаяся соль
нерастворима – она покрывает поверхность Ме защитной плёнкой – пассивирует
его, и едва начавшись, такая реакция тут же прекращается: именно по этой
причине многие Ме не реагируют с Н3РО4, Н2СО3,
H2S. Особо взаимодействуют с Ме азотная и концентрированная
серная кислоты – об этом в 9 классе).
Ме кислота соль водород
В электрохимическом ряду напряжения
металлов металлы расположены в порядке уменьшения их
химической активности: в начале – самые активные. металлы (Li, K), в
конце – самые неактивные или химически инертные Ме (благородные) – Ag, Au.
Ме кислота
соль водород
4)
Кислоты взаимодействуют с
основными и амфотерными оксидами, в результате образуются соль и вода (реакция
идёт в случае образования растворимой соли):
осн. оксид кислота
соль вода
осн. оксид кислота соль
вода
Если образуется нерастворимая соль, то
на поверхности твёрдого оксида образуется плёнка из этой соли, которая
препятствует доступу кислоты к оксиду, т.е. не выполняется главное условие
протекания химических реакций - соприкосновение реагирующих веществ.
5)
Кислоты взаимодействуют с
некоторыми солями (реакция проходит, если выделяется газ, осадок или слабый
электролит, например, вода):
раствор. соль кислота
др. соль другая кислота
нераств. соль кислота др.
соль другая кислота
кислота раствор. соль др.
соль др. кислота
6)
Некоторые кислоты
разлагаются при нагревании, в результате образуются кислотный оксид и вода:
кислота кисл. оксид вода
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.