Шейерманн Наталья Александровна
магистр, учитель биологии
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №50»
г. Барнаул, Алтайский край
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ
БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Ключевые слова: интерактивные методы и приемы,
современный урок, дидактические средства, учебная игра, рабочая тетрадь,
разработки игр.
Внедрение в учебный процесс интерактивных методов
обучения, среди которых ведущая роль отводится учебным играм, позволяет
ученикам формировать знания путём интенсивной самостоятельной познавательной
деятельности и вместе с тем способствует развитию индивидуальных творческих
способностей.
Учебная игра – представляет собой специфический способ
управления учебно-познавательной деятельностью учащегося. Сущность дидактической
игры как средства обучения состоит в том, что она переводит цели обучения и
воспитания в реальные результаты. [4]
Игра как педагогический приём имеет большие
возможности, а именно, активизирует мыслительные процессы учеников, повышает
интерес к знаниям, тренирует память и умение логически рассуждать и т.п.
Игровые методы обучения дают возможность расширить и закрепить знания по той
или иной теме.
Когда учебный процесс протекает так, что учащиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать,
что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе освоения учебного
материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен
знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только
получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения,
участвовать в дискуссии. Большую роль играют воспитательные возможности интерактивных
форм и методов работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов
между школьниками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогают испытывать чувство успешности [3].
Интерактивные формы и методы относятся к числу
инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся,
самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для
самореализации личности учащихся в учебной деятельности. [3]
Учитывая специфику современного развития общества,
урок биологии должен быть демократическим, в ходе которого наблюдается
совместная деятельность учителя и учеников развивающая познавательную
деятельность в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. [1]
Однако роль учителя заключается в не просто овладении интерактивными
технологиями, но и в обладании творческими способностями для совместного
творения с учащимися. [2]
Для проведения интерактивных уроков учителю необходимо
включить в процесс обучения интерактивные игры, что более естественно для
ребёнка. Тем самым повышается результативность учебного процесса, творческие и
коммуникативные успехи учащихся.
Использование интерактивных методов – не самоцель, а
средство к достижению в классе атмосферы, способствующей пониманию духа
права и духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Уроки с использованием активных методов обучения
интересны не только для учащихся, но и для учителей. Однако бессистемное,
непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно
активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в
соответствии с индивидуальными особенностями класса. [1]
Автором использованы такие интерактивные методы как
работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.
Для успешной работы с интерактивными методами
необходимо соблюсти ряд правил. Лучше тщательно подготовить несколько
интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные
«игры».
При подготовке уроков биологии в 6 классе по теме: «Многообразие
покрытосеменных растений», автором разработан следующий ряд игр, направленных на
обучение и развитие внимания и наблюдательности обучающихся:
Что я за растение, (орган, плод)
Узнай растения
Собери в корзину
Совы и вороны
Ты – мне, я – тебе
Ключ к растению
Снежный ком
Нарисуй –
узнаю
Карточные
игры
Моделирование органов
цветкового растения
Кто принёс? или Следопыт
Почемучка
Разгадай секрет
Найди и назови цветок по рисунку
Карнавал растений. Угадай!
Игры построены на
разной степени самостоятельности учеников и их усложнения. Кроме уже имеющихся
основ разнообразных игровых приёмов, используемых в учебном процессе [4], [5], [6],
[7], автор предлагает свои разработки дидактических игр. Например,
Игра «Узнай плод»
(разработка игры для урока по теме:
«Распространение плодов и семян»)
Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме
«Плоды» проводится в
начале урока по группам, в парах.
Играющие распределяются на две команды с одинаковым
количеством человек в каждой. Между командами кладут плоды. Игроки в каждой
команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и т.д.).
Ход игры.
Учитель называет плод (его описание) и порядковый
номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названный объект.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся плоды. Выигрывает та команда,
у которой окажется большее количество растений.
Игра «Собери в
корзину плоды» (2 вариант)
(разработка игры для урока по теме:
«Распространение плодов и семян»)
Особенности проведения: для проверки усвоения материала по теме
«Плоды» проводится в
начале урока по группам, в парах.
Оборудование: натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов
яблока, томата, апельсина, плоды подсолнечника, клёна, тополя, лопуха,
одуванчика, рябины и т.д. На партах лежат натуральные плоды, фотографии плодов,
муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды.
Ход игры.
Учитель дает задания (варианты заданий)
каждой паре (группе) учеников. Те, кто справились, поднимает руку.
Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды
(костянка, абрикос, вишня, слива, персик….)
Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.
(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза,
рожь), семянка (подсолнечник)…)
Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.
(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко:
яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)
Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.
(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман;
стручок: капуста, редис….)
Аналог этой игры предложен в рабочей
тетради по теме «Плоды», где учащиеся при
выполнении домашнего задания самостоятельно разбирают задания.
.
1 2
3 4
Рис 2 Разработанный фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В.
Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие
покрытосеменных растений»
Игра «Кто принёс?» или «Следопыт»
(разработка игры для урока по теме: «Распространение
плодов и семян»)
Особенности проведения: Игра - мозговой штурм, игра в группах.
Оборудование: натуральные
плоды (и семена), фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата, огурца,
подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д.
Ход игры.
Играющие распределяются на две команды. Каждой команде
кладут семена, плоды. Задача команд - определить по внешнему строению семян,
плодов их вероятность прорастания в данном месте. Следопыты описывают свои
объекты и выдвигают наиболее вероятные версии распространения семян (вода,
ветер, животные, человек, саморазбрасывание).
Игра «Почемучка» /как вы
считаете…
(разработка игры для урока по теме: «Плоды»)
Особенности проведения: для введения в новый, неизвестный материал, либо для
закрепления материала. Проводится индивидуально, по группам.
Оборудование: рисунки (макеты) вилка капусты,
томата, клубня картофеля, стручков гороха и капусты, коробочки мака и других
плодов. Рабочая тетрадь (разработанная
учителем) для ученика.
Ход игры.
Учитель
задаёт вопросы ученикам по заданной теме. Вопросы формулирует таким образом,
что для ответов на них необходимо внимательно изучить рисунки и подписи к ним.
Ученики должны найти подсказку в учебнике, дать свои варианты ответов на
вопросы учителя и задать ему свои вопросы.
Вопросы-задания учителя:
Рассмотрите рисунки (макеты, настоящие объекты).
Как вы считаете…
Под какими номерами даны изображения
плодов?
Почему вы так считаете? Как называются эти
плоды?
Ответы учащихся:
Клубень картофеля – не плод, у него нет
семян, это видоизменённый побег, его плод – ягода как у томата. У гороха плод -
стручок. У мака плод - коробочка. Вилок капусты – это побег, её плод – стручок.
Малину и землянику мы называем ягодами. Однако, по строению плод малины – это
сочная многокостянка на сухом цветоложе, у земляники плод – многоорешек с
мясистым цветоложем.
Аналог этой игры предложен в рабочей
тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания
самостоятельно разбирают картинки и задания к ним. Во время игры «Почемучки»
учащиеся демонстрируют свои знания по пройденной теме и обсуждают возникшие у
них вопросы вместе с классом и учителем.
ПОЧЕМУЧКА
1.
Рассмотрите рисунки. Как вы
считаете…
1 2
3 4 5
____________________________________________________
Рис. 1 Разработанный фрагмент рабочей тетради к
учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и
многообразие покрытосеменных растений»
Интерактивное обучение с использованием игр,
позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является
развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных
контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку
приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика,
снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их
деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Разработанные и апробированные уроки ботаники с интерактивными
дидактическими игровыми элементами, показали, что обеспечивают включение
учащихся (даже пассивных) в активную познавательную деятельность, повышая их
уровень мотивации к предмету, с использованием дидактических игр и рабочей
тетради. Применение различных интерактивных форм и методов с использованием дидактических
игр, позволяет каждому ученику перейти на более высокий уровень знаний.
Результаты интерактивного педагогического процесса
с использованием разработанных дидактических игр по биологии (6 класс) подтвердили
свою эффективность.
Ссылки на источники:
1.
Демидова,
С.В. Интерактивные уроки. Методы обучения в современной школе.
[Электронный ресурс] / С.В. Демидова – URL: http://nsportal.runachalnaya-shkolamaterialy-mointeraktivnye-metody-obucheni - Загл. с
экрана (дата обращения 4.11.13)
2.
Ивченко, С. Занимательно о
ботанике. [Текст] - М.: изд-во «Молодая гвардия», 1972. –224 с.
3.
Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс [Текст]:
3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 384 с.
4.
Леонтьева, О.М. Биология: 6 класс (Игры на уроках) [Текст]:
Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 128 с.
5.
Никишов, А.И. Ботаника.
Цветковые растения. Размножение растений [Текст]: Рабочая тетрадь для 6 класса.
– М.: НПО "Школа": "Открытый мир", 1997. – 112 с.
6.
Сборник авторских
методических разработок по эколого-биологическому направлению [Текст] – Абакан:
«Журналист», 2005. –136 с.
7.
Сборник экологических игр
[Текст]: По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению
Август 1999г. ФРГ о-в. Рюген / Ю.А. Севрук, Ева Кляйнн, Е.Б. Книжникова, О.
Сивохо, Н.Шпиленок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.