Использование
дистанционных технологий
в
условиях ФГОС : из опыта работы.
В
2012 году президент РФ подписал национальную стратегию действий в интересах
детей на 2012-2017 годы, где в пункт 4 так и называется «Меры, направленные на
государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья”, в котором сказано, что необходимо обеспечить создание рабочих
мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Компьютер прочно
вошел в нашу жизнь и во многом даже заменил нас самих: машины делают сложнейшие
вычисления, рисуют картины и поют колыбельные песни. Именно поэтому
дистанционное обучение – обучение на расстоянии при помощи компьютера
– гармонично вписывается в сложившуюся картину.
Почему
дистанционное обучение детей – это мир равных возможностей? По разным причинам
дети-инвалиды не могут посещать школу, но это не значит, что они меньше других
хотят учиться, общаться, раскрывать свой потенциал. Напротив, таким детям нужно
больше внимания – и в плане учебы тоже, а это значит, что подход «как можно
быстрее за 45 минут» не для них.
Дистанционное
обучение подразумевает развитую систему программного обеспечения,
которая позволяет детям лучше адаптироваться к процессу обучения.
Ребята с плохим слухом и произношением могут пользоваться чатом, ребята с
ограниченными возможностями в написании – голосовым чатом. Программное
обеспечение подразумевает также наличие доски,специальной
клавиатуры, с помощью которых ученики могут рисовать, писать, что способствует
не только обучению, но и улучшению координации и развитию моторики.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма
эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом,
эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок
занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе;
каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или
иной дисциплины. Иногда урок может идти 15 минут, а внеурочное общение с
учителем в сумме может достигать 1,5 — 2 часа в неделю.
Дистанционное
обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени
учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для
разбора; электронный лабораторный эксперимент ( у каждого ребенка есть
электронный микроскоп с компьютерной программой) всегда пройдет четко, по
заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы...
Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с
классно-урочной системой.
Сегодня
технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в
недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта,
то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни
в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во
многом и превосходящий его.
В нашей школе
третий год ведутся дистанционные уроки: природоведение, история, биология,
физика, информатика, география.
Учащиеся школы
занимаются как с ресурсами i-школы, так и по индивидуальным программа,
разработанными нашими учителями. Все курсы i-школы создают широкие возможности
для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах. Предлагается
огромный выбор заданий как для самостоятельной работы, так и в паре с
педагогом.
Задания выбираем
индивидуально, исходя из возможностей ученика. Некоторые просматривают материал
самостоятельно, а потом выполняют задания с учителем или самостоятельно находят
дополнительный материал к уроку. Иных нужно вести за собой «за руку», превращая
урок в игру или сказку. Главное — заинтересовать. Часто с учениками начинаем
урок с описания картины или с созданных ими страничек исторического музея. Вот
пример оружейной экспозиции средневековья (Тимофеев Саша, 6 класс)
Вот лишь
некоторые структурные элементы дистанционных занятий :
лекция (в режиме
реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами
аудио);
изучение ресурсов
(интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых,
текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с
включением анимации);
самостоятельная
работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
работа в чате, на
форуме;
индивидуальная
проектная работа;
тренировочные
упражнения;
контрольная
работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
консультация.
Используя эти
структурные элементы учитель может создавать уроки самых разных типов – в
зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от
специфики предмета и др.:
-
урок — исследование
-
урок — сказка
-
урок — путешествие и др.
В начальной школе
элементы игры обязательны и это актуально ещё и в 5 и 6 классах
При дистанционном
обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда
позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по
исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной
задачи (если это не урок на базе i-школы, то задания и комментарии рассылаются
по электронной почте).Поэтому дети не боятся ошибиться, знают, что могут
выполнить это задание ещё раз, подробнее изучив материал, и получить более
высокую отметку.
Кроме уроков в
дистанционной школе предлагаются и курсы по выбору, и их палитре может
позавидовать ученик даже очень хорошей «традиционной» школы. Здесь изучают
такие предметы, как «Информационный поиск», «Интернет-журналистика»,
«Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Как общаться в Интернете»,
«Уроки журналистики на английском», «Литературный перевод с английского языка»,
«Компьютерная графика», «Эффективная анимация во Flash”,
“Натурная мультипликация с элементами конструирования», «Рисованная
компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Моя родословная», «Бисероплетение»,
«Робототехника», «Основы профессии юриста» и др.
Наша школа
гордится достижениями наших особых учащихся.
Тимофеев Саша
принимал участие во Всероссийском конкурсе рисунков и фотографий (диплом)
Котенко Настя
получила диплом 3 степени за конкурс кроссвордов «Таланты и поклонники», стала
победителем во Всероссийском конкурсе поздравительных открыток «С днем знаний»,
заняла 3 место в международном конкурсе «Эти забавные животные»
Щека Алёна заняла
3 место в олимпиаде по окружающему миру «Вот задачка», награждена дипломом 2
степени в проекте ЦДО «Давайте познакомимся» и конкурсе «Эти прекрасные лошади»
Всероссийского проекта «Познание и творчество», заняла 2 место в международном
конкурсе «Эти забавные животные»
Ходосевич
Н.Н. - учитель МОБУ СОШ №27
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.