Е.А. Побойкина
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, учитель химии
МКОУ «Илирская СОШ №2»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В
МЕТАПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ, ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ.
Школа сегодня стремительно меняется,
пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это
ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
·
анализировать
свои действия;
·
самостоятельно
принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
·
отличаться
мобильностью;
·
быть
способными к сотрудничеству;
·
обладать
чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое
процветание.
Большие надежды на кардинальные
изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения
(ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход
(СДП).
Системно-деятельный подход – это
подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит
проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью
системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
·
ставить
цели;
·
решать
задачи;
·
отвечать
за результаты.
СДП предполагает:
·
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
·
переход к
стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на
основе разработки содержания и технологий образования;
·
разнообразие
организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;
·
ориентацию
на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе
универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;
·
их
достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Таким образом, СДП предполагает
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности.
Системно-деятельностный подход
включает в себя базовые образовательные технологии:
·
1) обучение
на основе «проблемных ситуаций»;
·
2) проектная
деятельность;
·
3) уровневая
дифференциация;
·
4) информационно-коммуникационные
технологии.
Реализация СДП обучения опирается на методы:
· активные;
· интерактивные;
· исследовательские;
· проектные.
Термин
"метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь,
способ продвижения к истине.
В истории
дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же
успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер
деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода.
Цельно-блочные
технологии
Минимальной единицей
учебного процесса в них служит сам блок уроков.
·
Основной
учебный период – блок (уроков).
·
Методы
обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и
проблемный.
·
Организационные
формы обучения – лекции, беседы, практикум.
·
Средства
диагностики – устные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные
зачеты.
Чтобы эта система обучения работала
максимально эффективно, необходим ряд условий:
·
Наличие
высокой мотивации учащихся.
·
Приблизительно
одинаковый стартовый уровень их подготовки.
·
Высокий
уровень профессиональной компетентности учителя.
·
Наличие
системы стимулов к успешной учебе.
Интегральные технологии
Интегральные технологии базируются на
четырех основных идеях:
·
Укрупнение
дидактической единицы (УДЕ).
·
Планирование
результатов обучения.
·
Психологизация
образовательного процесса.
·
Освоение
новых информационно-коммуникативных технологий.
Интегральная образовательная технология сочетает личностно-деятельностный
подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечить развитие личности на базе
хорошо усвоенного предметного содержания.
В этот класс
технологий входит группа технологий «Проектного обучения», интегральная
технология В.В. Гузеева, технология деятельностного обучения.
Информационно-коммуникационные
технологии
Информационно-коммуникационные
технологии применяют на уроках химии с целью развития пространственного
мышления. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности,
обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе
решения практических и теоретических задач. Основной механизм пространственного
мышления – это способность представлять, а содержанием его является
оперирование образом и их преобразованием.
Предмет
химии один из последних предметов, вводимых в курс школьной программы, когда у
учащихся уже сформировано начальное представление об окружающем мире, о месте
человека в нем, и его можно рассматривать как средство развития интеллекта
учащегося, развития его логического, образного, теоретического, эмпирического и
других форм мышления.
Предмет
химии - один из последних предметов, вводимых в курс школьной программы. Именно
на этом предмете продолжается и закрепляется развитие пространственного
мышления с помощью:
·
Шаростержневых моделей;
·
Объемных рисунков;
·
Объемных моделей;
·
Подручных средств;
·
Компьютерного моделирования.
Учащиеся,
с уже развитым пространственным мышлением не затрудняясь, рисуют формы атомных
орбиталей, конструируют модели, изомеры органических веществ, пишут ионные
уравнения, с легкостью решают задачи на растворы и т.д.,
современные информационные технологии
сами становятся инструментом познания, обучения, выполняя такие функции, как:
эвристическую, обобщающую, исследовательскую, развивающую, побуждающую,
воспитывающую и контрольно-корректирующую.
На смену
наглядным пособиям приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся и
исчезающие иллюстрации, что помогает заглянуть в невидимый химический мир,
невозможный для рассмотрения в реальных условиях; виртуальное преобразование
предметов в пространстве и плоскости.
Виртуальное
практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов,
автоматизация отдельных операций можно найти в электронных образовательных
ресурсах при выполнении лабораторных работ на конструирование молекул.
Конструирование,
проводимое в этом режиме, позволяет школьнику, развивая пространственное мышление,
избегать трудностей при восприятии строения органических молекул.
Рис1.Образование
молекулы метана Рис.2 Образование связей в ацетилене
Применение ИКТ позволяет выполнять
задания на всех этапах урока в динамике (использование интерактивных заданий,
флеш-анимаций), с получением мгновенного результата выполнения задания
(программированные задания с заданной функцией оценивания). Можно использовать
различные программ, например: программы PowerPoint, Flash Object, Flash Player, AST-конструктор тестов и др.
Таким образом, мощным вспомогательным
средством в развитии пространственного мышления школьника выступают современные
информационно-образовательные технологии, использование которых позволяет учителю
к о н с т р у и р о в а т ь современный урок, способствующий развитию пространственного
мышления школьника, более полному пониманию химической природы веществ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.