Мырзакасым Маржан Ержановна
Воспитатель
Школа-интернат НОДА
Г.Караганда
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Хорошо развитая речь учащихся является
важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех
кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал,
применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой
практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых,
помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, во-вторых,
опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические
технологии, которые одновременно являются и здоровьесберегающими.
Понятие "здоровье" имеет
множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует
признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
"Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
Существует множество различных факторов,
которые влияют на здоровье дошкольников:
- внутренние (педагогические,
физиолого–гигиенические, психологические);
- внешние (экологические, экономические,
социальные).
Принципы здоровье сбережения:
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о
здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
-Соответствие содержания и организации
обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры
или культуры здоровья детей.
Под здоровьесберегающей образовательной
технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.). Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные
технологии, важно подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной
и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию
речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Тенденция к ухудшению речи детей
дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г.
Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В. Филлипова, Л.М. Шипицына) - все
это определяет необходимость повышения знаний о важности
коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с
каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной
алалией, заиканием.
Логопедическая работа предполагает
коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди
воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются
проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и
мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной
оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя
мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику,
пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций
(внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики
зрения, логоритмику.
В связи с этим в последние годы среди
логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы
коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и
речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено
(Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г.
Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
Использование здоровьесберегающей
технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько
задач:
- Способствует повышению
речевой активности;
- Развивает речевые
умения и навыки;
- Снимает напряжение,
восстанавливает работоспособность;
- Активизирует
познавательный интерес;
- Улучшает концентрацию
внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
К здоровьесберегающим технологиям
относятся следующие виды работ, проводимых на занятии с учащимися:
Неотъемлемой и очень важной частью
логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное
выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных
органов и их иннервацию (нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных
органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ,
щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость)
артикуляционных органов;
Большие возможности в здоровьесбережении
детей предоставляет дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной
в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а
тем более эти две задачи можно объединить в одну. Обучение детей правилам
гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с
дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь,
движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях,
активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Развитие
ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого
общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание.
Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов
и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение
звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логоритмических занятиях
используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из
условий формирования правильной, красивой речи. Упражнения дыхательной
гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 – 10 минут в хорошо проветриваемом
помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического
занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в
результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных
мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается
функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Логопедический массаж. В последнее время в
практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж
получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он,
бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит
сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим
воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и
разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток
импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры
головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая
общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных
сдвигов в органах и системах.
Виды массажа:
· Массаж
биологически активных точек (БАТ).
· Массаж
языка с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатели,
щеточки).
· Элементы
самомассажа лица, шеи.
Во время массажа ребенок не должен
испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на
другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой
игрушкой.
Основные приемы массажа:
Поглаживание, растирание, разминание,
вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния
мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Релаксация – комплекс расслабляющих
упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления
силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после
учебного дня. Примеры релаксационных упражнений:
1) «Олени»
2) Представим себе, что мы олени.
Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот
такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя.
Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется
ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а
теперь немного лени… Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и
мальчики: отдыхают ваши пальчики! Дышится легко… Ровно…Глубоко.
3) «Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а
теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а расслаблены.
4) «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит
вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и
расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается
обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена… А теперь
посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно
– расслабление приятно. Шея не напряжена и
расслаблена…
Пальчиковая гимнастика.
В.А. Сухомлинский писал, что потоки
способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения
работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры
и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно
выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный
соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения -
«трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения
работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем
физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25
минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания
высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются
различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и
разгибателей мышц рук и ног.
Учитель – логопед на своих занятиях
проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех
случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным,
с ребенком работает профессионал – психолог.
Игры: «Это правда или нет», «Запомни
картинку», «Скороговорки разной длины», «Пары слов».
Гимнастика для глаз. Функциональная
анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые
испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость
применения гимнастики для глаз.
Итак, использование здоровьесберегающих
технологий в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы
работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых
в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов
в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На
фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не
требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и
способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит
от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые
возможности, включать действенные методы в систему коррекционно – развивающего
процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятий,
предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Литература:
1. Белякова
Л.Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания
дошкольников с нарушением речи. – М., 2004.
2. Климова
Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно– образовательных программ для
детей дошкольного возраста, НГПУ.
3. Синягина
Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и
упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Кувшинова
И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с
речевой патологией в условиях промышленного города //Логопед. М.: 2009─ № 6. С.
13-20.
5. Панферова
И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике //Логопед. М.:
2011─ № 2. С. 17-30.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.