Меркулова У.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №42»
г.Братск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Внедрение компьютерных технологий в
структуру урока становится неотъемлемой частью изучения многих школьных
дисциплин, что способствует совершенствованию методик преподавания, развитию
межпредметных связей, повышению качества знаний учащихся в целом за счет
усиления индивидуализированного подхода.
Процесс обучения включает такие
основные фазы, как приобретение новых знаний и навыков, их закрепление,
диагностика и контроль. Одним из дидактических приемов, применяемых для
закрепления знаний, диагностики и контроля, является использование игровых
методов обучения.
Компьютерные игры не заменяют обычные
игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Помогают ли они учителям обучать детей или дети просто играют?
Мнения многих учителей и ученых о
том, что использование компьютерных игр на уроке и даже во внеклассной работе
нежелательно аргументируется отрицательными последствиями их использования.
Другие, напротив, предлагают чаще прибегать к компьютерным играм, порой очень
сильно переоценивая их возможности. Но даже самую хорошую компьютерную
обучающую игру применять в процессе обучения необходимо в нужное время, в
нужном месте (т.е. на нужном этапе урока) и в необходимом количестве, соблюдая
медицинские требования.
Под игрой мы понимаем такой вид
деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых
ограничены правилами и направлены на достижение какой-либо цели.
Особенностью компьютерных игр
является то, что в качестве одного из игроков здесь выступает компьютер.
В обучающей компьютерной игре можно
приобретать знания, умения и навыки посредством деятельности по заданным
правилам. В них необходимо выделять два компонента: обучающий и игровой. На
уроке один из компонентов может преобладать, т.е. игра во время обучения и
обучения во время игры.
Если преобладает обучающий компонент,
то игра предоставляет широкие возможности, связанные с восприятием знаний,
умений и навыков, их применением, отработкой. В случае же преобладания игрового
компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и
повышения мотивации к обучению.
Игра занимает
значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся
интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого
нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упражнения. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес
к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко
выполнять задания, соблюдая правила игры.
Включение в
урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в
усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых
решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к
познанию ими окружающего мира.
Рассмотрим
особенности некоторых видов компьютерных игр и их роль в развитии ребенка.
1) АДВЕНТУРНЫЕ
(приключенческие). Оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными
свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных
задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим
мышлением. К сожалению, большинство игр предполагают длительную работу за
компьютером. В то время как дети 7 лет за ПК могут работать только 10 минут.
Кроме того, данный вид игр является мощным раздражителем, следовательно,
гиперактивным детям не рекомендуется с ними работать.
2) СТРАТЕГИИ.
Основная цель – завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза,
набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией
и т.п. Подобные игры развивают в ребенке усидчивость, способность к
планированию своих действий, тренирует многофакторное мышление. К сожалению, не
подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по
времени.
3) АРКАДНЫЕ.
Для данного вида игр характерно поуровневое дробление игры, когда наградой и
целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора
очков и бонусов, предоставляемых за особые заслуги, такие как быстрота
прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т.п.
Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным
детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
4) РОЛЕВЫЕ.
Целью может быть отыскание определенного артефакта, человека или заклинания.
Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, с которыми следует
вступить в бой или обмануть хитростью. Главный принцип – использование нужного
персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры тренируют
глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным детям.
Необходим контроль времени со стороны взрослых.
6) СИМУЛЯТОР.
Имитаторы (авто-, авиа -, спортивный и т.п.). Позволяют попробовать свои силы в
новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не
рекомендуется гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны
взрослых.
7) ЛОГИЧЕСКИЕ.
Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие
чтению, письму и т.п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет
регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию
мышления, памяти, внимания.
При
неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на агрессивности
или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое
явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании общаться с
друзьями, заниматься учебой, общественной жизнью, в "уходе" в
виртуальный мир компьютера. Поэтому для работы с детьми начальных классов
целесообразно использовать именно логические игры.
Компьютерные
игры позволяют не только реализовывать развивающие функции, но и решать задачи
адаптации ребенка к жизни в современном информационном обществе.
Во-первых, компьютерные
игры позволяют расслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому
совершенно естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки
с удовольствием играют в компьютерные игры.
Во-вторых, компьютерные
игры позволяют освоить различные формы общения, в том числе
реализовать совершенно новые и необычные способы взаимодействия играя вдвоем
или небольшой группой сверсников.
В-третьих, компьютерные
игры оказывают психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют
избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается у детей в
реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера
В-четвертых, компьютерные
игры позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые
жизненные ситуации. Подобные эксперименты позволяют ребенку
"проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы
реализовать в жизни.
В-пятых, компьютерные
игры могут помочь ребенку в самореализации.
В-шестых, коррекционный
эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Многие дети
впервые начинают обучение, им становится доступной большая часть информации с
помощью ПК, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе.
Педагогам и
родителям следует при выборе жанра игры учитывать возраст, темперамент и
интересы ребенка.
Для младших
школьников лучше выбирать логические игры, игры – симуляторы. Они, как правило,
не продолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания,
памяти, скорости реакции у детей.
По времени
игра для дошкольников не должна превышать 10-15 минут.
При правильном
подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание,
сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и
психологическая готовность к работе с ним. Педагогам следует помнить, что в
младшем школьном возрасте главная задача – воспитание психологической
готовности к применению ПК и создание чувства комфортности в процессе работы.
Младший школьный возраст самый обучаемый; знания, умения и навыки, полученные в
начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной
деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте необходимо формировать
культуру использования компьютерных игр в жизни современного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Асаинова, А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентности
школьников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и
информатика: наука и образование. - 2003. –№ 3. – 180 с.
2.
Лыскова, В. Ю. Активизация
учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях
учебно-информационной среды / В. Ю. Лыскова. – Тамбов: Стиль, 1997. - 380 с.
3.
Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
А.М. Матюшкин.– М.: Педагогика, 2003.- 77 с.
4.
Методика преподавания
информатики / М. П. Лапчик [и др.]; под общей ред. М. П. Лапчика. – М.:
Академия, 2003. – С. 110 - 114.
5.
Могилева, В.Н.
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в
работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
6.
Моторин, В. В.
Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное
воспитание. – 2000. - №11. – С. 53 – 57.
7.
Первин, Ю. А. Курс «Основы
информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. –
2002. - №12. – С. 21 – 29.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.