Г.Ш. Белоцерковец
Учитель начальных
классов
высшей категории
Константиновская
СОШ
Павлодарская обл.
использование
компетентностно-ориентированных заданий
как
фактор развития компетенций младших школьников
Доводы,
до которых
человек
додумывается сам,
обычно
убеждают его больше,
нежели
те, которые пришли в голову другим.
Б.
Паскаль
Цель:
Развитие компетенций младших школьников как
основы достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начальной школы
задачи:
учителя:
·
изучение
нормативно-правовой базы и методической литературы;
·
участие в
практико-ориентированной дистанционной мастерской учителя;
·
применение в
учебной деятельности.
обучающегося:
·
развиватие
умения выделять компетентностно-ориентированные задания;
·
умение
конструировать задания по алгоритму;
·
умение решать и анализировать компетентностно-ориентированные
задания.
Актуальность
Участие Российских школьников
в международных тестированиях показало, что выпускники
начальной школы обладают хорошими знаниями, но затрудняются в применении их
в жизненных ситуациях.
сегодня считаются актуальными умения выпускника
школы практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы,
действовать продуктивно.
Cоответственно, принципиально
меняются цели образования:
смещение акцентов со знаниевого
на компетентностный подход
в образовании.
Компетентностно-ориентированное задание,
предъявляемое учителем
Проверяемая компетентность:
информационная, первичная обработка информации
Стимул:
В школе проходит игра «Зарница», одним из заданий
которой является «Поиск клада». Ваша группа победит, если первой найдёт клад.
Задание:
Пользуясь схемой маршрута, выберите наиболее
короткий путь. Выбранный вариант отметьте в бланке ответа.
Бланк ответа:
-- А
-- В
-- С
Инструмент проверки – ключ:
Оценка выполнения задания.
1 балл – если выбран вариант В
0 баллов – если выбран другой вариант.
( Схема маршрута прилагается)
Схема
маршрута
Алгоритм конструирования
компетентностно-ориентированных заданий:
· определение аспекта/аспектов компетентности, подлежащих
формированию/ оценке;
· формулирование задачной формулировки на основе
выбранного аспекта;
· поиск источников, позволяющих реализовать
планируемую деятельность;
· формулирование стимула;
· создание ключей / модельных ответов / шкал;
· самоэкспертиза
задания.
Компетентностно-ориентированное
задание, составленное обучающимися
Проверяемая компетентность:
коммуникативная, письменная коммуникация
Стимул:
Скоро в нашем классе - День именинника. Вам
предстоит написать такое поздравление своим одноклассникам, чтобы оно им было
очень приятным.
·
Как
ты начнешь свое поздравление? Выбери.
1.
Поздравляю
тебя с Днем рождения.
2.
Мы
все очень рады поздравить тебя с Днем рождения.
·
Прочти
пожелания и выбери понравившиеся тебе варианты.
1.
Желаю
тебе здоровья
2.
Желаю
тебе успехов в учебе, спорте и делах
3.
Желаю
тебе никогда не болеть, верных друзей и удачи в делах.
·
Помни,
что поздравления нужно подписывать. Прочти подписи и выбери понравившийся тебе
вариант:
Задание:
Составь письменное поздравление с Днем рождения
своим одноклассникам. Прочитай и вручи его на празднике.
Инструмент проверки (аналитическая
шкала):
Содержание и полнота текста соответствует
поздравлению – 2 балла
Речевое оформление: грамотность – 2 балла; образность
речи – 2 б
Выразительность и эмоциональность речи
при вручении поздравления – 2 балла
Ожидаемые результаты обучения:
1.
Предметные:
·
овладение
первоначальными представлениями
о нормах русского
языка и правилах речевого этикета;
·
умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
2.
Общепредметные:
·
принятие
и освоение социальной роли обучающегося;
·
развитие
мотивов учебной деятельности
и формирование
личностного смысла учения.
3.
Ключевые:
активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания, а научить
учиться –
вот наша задача.
Научить ориентироваться в непростом
реальном мире можно,
выполняя практические, жизненные
задачи.
А это и есть
компетентностно-ориентированные
задания.
Источники
1.
Баранников А. В. Содержание общего образования:
компетентностный подход. – М., 2002
2.
Иванов Д. А., Митрофанов К. Г. Соколов О. В.
Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий.-
Омск, 2003
3.
Сергеев И. С., Блинов В. И. как реализовать
компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007
4.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и
образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории
педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» // на сайте: www.eidos.ru/news/compet.htm
5.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции: технология
конструирования // народное образование. - 2003. - №5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.