Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Преподаватель физики и информатики Амангалиева А.Е.

Актюбинская область, город Хромтау,

ГККП Хромтауский горно-технический колледж


Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В моем кабинете физики используются не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором и экраном. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления.

В своей практике я применяю ИКТ во время теоретических, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Компьютер, несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:

  1. для индивидуализации учебного процесса,

  2. как средство наглядности учебного процесса (презентации),

  3. путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),

  4. способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах), организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,

  5. средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ).

В презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень, учитывая при этом и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной, не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом. При необходимости можно вернуться к какому-либо фрагменту с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Обучающие программы предоставляют возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся самостоятельно могут сконструировать атом, могут увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии и т. д.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Приведу в качестве примеравид такой деятельности, опробованный на практике:

Урок-исследование по теме «Фотоэффект». Учащимся предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за считанные минуты провести такое исследование.

В этом случае урок приближается к идеалу, так как учащиеся получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Я в этом случае являюсь лишь помощником в творческом овладении знаниями.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я использую метод проектов. Формулируя тему проекта, я стараюсь учитывать индивидуальные интересы и возможности ребенка. Я предлагаю создание мультимедийной презентации учеником или группой учащихся, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

В сегодняшней среде чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и учителей, которая подразумевает:

  1. умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;

  2. способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

  3. применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:

  • развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

  • развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

  • осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;

  • разработать комплекс заданий и творческих работ для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу учащихся к компьютерной технике;

  • разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности;

  • разработать систему проверочных работ для отслеживания результата усвоения учебного материала.

Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя:

  1. при индивидуальной работе с учениками (показ презентации, проектная деятельность, проведение тренингов, тестов, игровых упражнений на закрепление приобретенных знаний);

  2. при разработке раздаточного иллюстративного материала;

  3. подача информации для объяснения новой темы или обсуждения пройденного материала;

  4. возможность обеспечения самостоятельной работы учеников (опрос, тестирование) по созданным самим учителем материалам теста.

Использование ИКТ позволяет учащемуся: проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения, получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов, работать в индивидуальном темпе, формировать навыки самоконтроля, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов.

Внедрение в образование компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в том числе и меня, в состоянии творческого поиска дидактических новаций.

Применение информационно-коммуникационных технологий – это уже широко признанное и быстро развивающееся направление в образовании.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.



Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998г.

  2. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.

  3. Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999г.





























  • Другое
Автор Амангалиева Асыл Ескендировна
Дата добавления 10.10.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 108
Номер материала MA-081090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»