ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Преподаватель физики и информатики
Амангалиева А.Е.
Актюбинская
область, город Хромтау,
ГККП
Хромтауский горно-технический колледж
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают,
сопровождая демонстрационным экспериментом. В моем кабинете физики используются
не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных
экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором и экраном.
Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности
лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления.
В своей практике я применяю ИКТ во время
теоретических, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для
контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Компьютер,
несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:
1. для
индивидуализации учебного процесса,
2. как
средство наглядности учебного процесса (презентации),
3. путь
поиска информации из самых широких источников (Интернет),
4. способ
моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах),
организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
5. средство
разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения
урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов
(поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания,
контрольные и другие виды работ).
В презентациях я применяю разнообразный иллюстративный
материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс
обучения на качественно новый уровень, учитывая при этом и психологический
фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно
в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании
компьютера на уроке информация представляется не статичной, не озвученной
картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает
эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ
позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают
возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать
информацию не линейно, а с возвратом. При необходимости можно вернуться к
какому-либо фрагменту с повторением виртуального эксперимента с теми же или
другими начальными параметрами. Обучающие программы предоставляют возможности
компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся
самостоятельно могут сконструировать атом, могут увидеть, как возникает
невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах
ребенка происходит процесс диффузии и т. д.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный
урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты,
которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того,
компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной
деятельности.
Приведу в качестве примеравид такой деятельности,
опробованный на практике:
Урок-исследование по теме «Фотоэффект». Учащимся
предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты
падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые
результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за
считанные минуты провести такое исследование.
В этом случае урок приближается к идеалу, так как учащиеся
получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания
необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера,
результата. Я в этом случае являюсь лишь помощником в творческом овладении
знаниями.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих
учащихся к творческой деятельности, я использую метод проектов. Формулируя тему
проекта, я стараюсь учитывать индивидуальные интересы и возможности ребенка. Я
предлагаю создание мультимедийной презентации учеником или группой учащихся,
сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет
возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и
дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства
мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
В сегодняшней среде чрезвычайно важна
информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность”
учащихся и учителей, которая подразумевает:
1. умение
учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах,
в том числе и в Интернете;
2. способность
структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
3. применение
полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для
плодотворной работы в группе и творческом коллективе.
Применение в преподавании физики информационных
технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:
·
развивать
образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей
представления визуальной информации;
·
развивать
творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и
предъявления информации;
·
осуществлять
воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между
учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;
·
разработать
комплекс заданий и творческих работ для активизации учебно-познавательной
деятельности учащихся;
·
воспитать
познавательный интерес, опираясь на естественную тягу учащихся к компьютерной
технике;
·
разрабатывать
новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные
потребности личности;
·
разработать
систему проверочных работ для отслеживания результата усвоения учебного
материала.
Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий
система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих
инициатив учителя:
1. при
индивидуальной работе с учениками (показ презентации, проектная деятельность,
проведение тренингов, тестов, игровых упражнений на закрепление приобретенных
знаний);
2. при
разработке раздаточного иллюстративного материала;
3. подача
информации для объяснения новой темы или обсуждения пройденного материала;
4. возможность
обеспечения самостоятельной работы учеников (опрос, тестирование) по созданным
самим учителем материалам теста.
Использование ИКТ позволяет учащемуся: проводить
исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять
упражнения, получать более точное представление сложных для понимания явлений
или процессов, работать в индивидуальном темпе, формировать навыки
самоконтроля, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при
написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов.
Внедрение в образование компьютерных технологий
повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и
познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в том
числе и меня, в состоянии творческого поиска дидактических новаций.
Применение информационно-коммуникационных технологий –
это уже широко признанное и быстро развивающееся направление в образовании.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность,
привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем
выполняемой работы на уроке в 1,5-2раза, обеспечивает высокую степень
дифференциации обучения.
Таким образом, современные педагогические технологии в
сочетании с современными информационными технологиями могут существенно
повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески
свободной личности.
Литература:
1. Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998г.
2. Игнатова
И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании//
Информатика и образование- М.: 2003-№3.
3. Полат Е.
С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.