Главная / Начальные классы / Использование ИКТ- компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников

Использование ИКТ- компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Жанбекова Жулдыз Батыровна, учитель начальных классов,

КГУ «Афанасьевская средняя школа района Шал акына»


Использование ИКТ- компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников


«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы крадём у

наших детей завтра»

Джон Дьюи

Переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В связи с этим остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых. Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского [11,с.15], должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения учащихся анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет) [ 2, с. 24]. Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с начальной школы.

ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, на помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо в совершенстве владеть современными образовательными технологиями. «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». [1, с.7] Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка.
С использованием ИКТ - компетенций в учебно-воспитательном процессе обучение становится более эффективным:

-Повышает качество знаний

-Продвигает ребёнка в общем развитии

-Помогает преодолеть трудности

-Вносит радость в жизнь ребёнка

-Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

-Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе, что способствует развитию ИКТ- компетенций:

1. Уроки с мультимедийной поддержкой.

2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми через электронную почту и электронные носители, организую проектную деятельность.

3.Мониторинг контроля качества знаний

4.Компьютерные тесты

5.Проверочные игровые работы

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам [5,с.12]

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.

В своем классе создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает мультимедийный проектор и интерактивная доска. На уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала, мною была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применяла при актуализации знаний. Здесь я использовала такой компонент как кластер, для заполнения которого пользовалась приемом контейнер. Используя этот прием на интерактивной доске, дети подтверждали свои знания по теме и учились работать с интерактивной доской. Принцип работы контейнера заключался в следующем: надо перетащить карандашом понятие о делении звуков в нужное место. При изучении темы «Признаки предложения» использовала материал с интерактивным средством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа по определению признаков предложения. Учащиеся выбирали эти признаки на доске, при нажатии на цифру, они подтверждали правильность своего выбора.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. В своей практике я применяю интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, которая создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление моих учеников. С помощью интерактивной доски демонстрируем с ребятами яркие презентации, создаем модели, мои ученики активно вовлекаются в процесс освоения материала, что улучшает темп и течение занятия. Электронная доска помогает моим ученикам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных и пассивных детей. Так как у младших школьников развито наглядно-образное мышление и они лучше воспринимают материал зрительно и наглядно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.[6, с.18] Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней передвигаем объекты и надписи, добавляем комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяем ключевые области и добавляем цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. Во время работы на интерактивной доске, увидела, что улучшается концентрация внимания моих учеников, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повысилась успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей.

Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы.

Кроме презентаций, мои ученики в качестве домашнего задания создают, например, базы данных (классификация животных и растений, группировку учебного материала). Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект [7, с. 23]

На уроках литературного чтения я организую проектную деятельность. Дети дома готовят презентации в Power Point, и на последних уроках по теме они защищают свои проекты.

При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами.

Я считаю, что использование в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий значительно улучшает качество учебно-воспитательного процесса:

повышает уровень ИКТ- компетентности учеников и учителей;

стимулирует использование учениками сети Интернет не для развлечения, а для учебной деятельности;

повышает уровень успеваемости и посещаемости занятий учащимися за счёт доступности информации об оценках и посещаемости родителям;

вовлекает родителей в учебно-воспитательный процесс за счёт постоянного доступа к информации об успеваемости и посещаемости детей;

интенсифицирует общение между участниками образовательного процесса за счёт коммуникации по электронной почте;

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. [8,с.50] Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся. Формирование информационно - коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных умений, расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ младших школьников к различным справочным системам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования [10, с. 8]

Я считаю, если учителя начальных классов в своей работе используют ИКТ-компетенции, значит им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной казахстанской школы, соответствует требованиям данного времени.






Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2011.

2. Могилёв А.В. Интернет - проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

3. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г

4. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г

5. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г

6. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

7. В.Голосов Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2

8. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе/ А.И.Дурова, А.А. Вахрушев.// Начальная школа.-2005-№12 с.49-51

9. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / Сост. Е.А. Савинов. – М. : Просвещение,2010. – 204 с.

10. Начальная школа плюс До и После. – 2011. –N 11. – С. 6–11.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской /







  • Начальные классы
Описание:

Данная статья актуальна в современное время так как использование информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень важно и необходимо как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников,в результате чего повышается качество знаний.21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, на помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему«учитель – ученик – учебник» вводится новое звено- компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо в совершенствевладеть современными образовательными технологиями. «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». [1, с.7] Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Жанбекова Жулдыз батыровна
Дата добавления 04.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1037
Номер материала MA-064479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓