Горева Яна Владимировна,
г.Екатеринбург, «МАОУ СОШ № 164»,
учитель истории и обществознания,
I
квалификационная категория,
,
Использование ИКТ как
способ расширения
возможностей диагностики на уроках истории
Данная
статья будет интересна для учителей истории, а так же других учителей-предметников,
так как демонстрирует возможности использования ИКТ и интерактивного
оборудования в разных формах учебной деятельности и на разном предметном
содержании. Роль современной школы состоит в интеграции, обобщении,
осмыслении новых знаний, объединении их с жизненным опытом ребенка на основе
формирования умения учиться. Информационно-коммуникационные
технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической
информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют
индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность
учащихся к самооценке.
Методологической
и теоретической основой моей работы являются труды педагогов,
психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в
общественном развитии и в формировании личности обучаемых
(Ю. Н. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, М. В. Кларин,
В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, С. С. Шевелева, Г. П. Щедровицкий
и др.); основы психолого-педагогической теории деятельности и положения о
применении деятельностного подхода в сферах познания, обучения, творчества,
развития и самоопределения личности (П. К. Анохин,
В. В. Афанасьев, Л. С. Выготский,
П. Я. Гальперин, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
Н. И. Чуприкова, В. Д. Шадриков, В. Н. Шардаков,
И. С. Якиманская и др.); теории интеллектуального развития учащихся в
процессе обучения (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Пейперт,
М. А. Холодная и др.); теории личностного развития учащихся в
процессе обучения (С. А. Бешенков, К. К. Колин,
А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, Н. В. Матвеева,
С. М. Окулов, Н. И. Рыжова и др.); исследования,
посвященные проблемам информатизации образования (А. П. Ершов,
Т. Б. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин,
В. М. Монахов, С. Пейперт, Е. А. Ракитина,
И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович и
др.).
На уроках
учитель истории чаще всего сталкивается с проблемой выделения из большого
объема информации главной мысли. Мультимедийные учебные пособия в состоянии
представлять исторические факты, события, документы, комментарии и
интерпретации во взаимосвязи, т.е. представлять их в интегральном, а не
разобщенном виде. Получаемые учащимися знания представлены в определенном
контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и рисунки,
звуковые вставки анимации, портреты и прочее, раскрывающие предмет с
разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большей
информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем
отдельно взятые предметы в своей сумме.
Все это
требует от педагога использования инструментария, адекватного уровню
развития современных технологий представления, обработки и передачи
информации, что полностью соответствует потребностям школьников нового
тысячелетия.
Учителю
как никогда ранее необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с
разработкой содержания и методик преподавания, основанных на деятельностном
подходе. Сегодня востребован педагогический опыт внедрения новых
образовательных моделей: « 1 ученик: 1 компьютер», «Образование вне стен
классной комнаты», BYOD (Bring Your Own Device – принеси
свое устройство англ.) и других, основанных на использовании
высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий.
В
современной школьной практике нормой становятся задания, ориентированные,
прежде всего, на развитие критического мышления, организацию аналитической,
учебно-исследовательской и продуктивной деятельности, предполагающей
творческое сотрудничество школьников и социальное партнерство.
На уроке
ученики приобретают знания по разным каналам восприятия (зрительным,
аддитивным), это способствует лучшему усвоению материала и запоминанию его
на более длительный срок.
Восприятие,
интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа
реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем.
Реконструкция истории, один из важнейших шагов в выработке исторического
сознания, на уроке учащийся может пользоваться наглядными примерами
виртуальной реконструкции на компьютере, что облегчит его интеллектуальную
деятельность.
На смену
пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные
технологии. Информационно-коммуникационные технологии позволяют разрабатывать
и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между
обучающимися. Учащийся становится активным субъектом образовательной
деятельности: самостоятельная деятельность с моделями предметной среды
(моделями артефактов культуры, реконструкциями исторических событий,
явлений и процессов), созданными современными компьютерными технологиями и
представленными на электронной доске для исследования и изучения поведения
таких моделей, имитаций изучаемых явлений или процессов.
Данные
технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической
информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют
индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность
учащихся к самооценке. Для более глубокого усвоения материала и
контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры.
Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power
Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.
Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть
представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы
работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные
ответы.
Тренажеры
также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и
индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг
обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В
случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность
ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть
необходимая информация для ответа.
Таким
образом, использование интерактивного оборудования способствует стимулированию
познавательного интереса к истории, придает учебной работе проблемный,
творческий, исследовательский характер, во многом способствует обновлению
содержательной стороны предмета истории, индивидуализирует процесс обучения и
развивает самостоятельную деятельность школьников.
Литература:
1.
Нафонова
М.М. Использование современных технологий обучения на уроках истории. - http://podelise.ru/docs/14271/index-5766.html2.
2.
Информационные
технологии в образовании-2010 ("ИТО-Ростов-2010"): Сборник научных
трудов участников X научно-практической конференции-выставки. - http://window.edu.ru/resource/076/72076/files/ito-rostov20103.
3.
Педагогический
дизайн мультимедийного урока. -http://bib.convdocs.org/v
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.