ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИГРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Игра
в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки
мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая понятна и близка
каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры
раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические
способности. Они делают любые детские мероприятие более интересным, придают ему
эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством
профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости,
школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.
У
детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения в развитии
психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми
осуществляется посредством игры. Игровая форма занятий позволяет создать в
процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. С первых
занятий ребята с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся
анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и
исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою
самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание. Для того, чтобы
узнать, какие у ребенка есть нарушения, проводится психодиагностика. По сути,
это своего рода контрольная работа. Но если бы диагностика полностью проводилась,
как контрольная работа (в общепринятой форме), мы бы смогли узнать об истинных
возможностях и способностях ребенка примерно на 20%. Если представить этот
процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается», и наши шансы
на успех возрастают до 90%. Например, тест на
выявление симпатии и антипатии ребенка «Два домика». Конечно, можно напрямую
спросить у ребенка, кто ему нравится из класса, группы, а кто нет. Но нет
гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или
по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в
два домика. В первом живет он сам и тот, кого он возьмет к себе, а во втором
домике - все остальные. Ясно, что его друзья и дети, которые ему нравятся,
окажутся в первом домике, а те, которых он недолюбливает или к кому относится
безразлично, во втором домике.
Детям
с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная
неуравновешенность она может выражаться не только в резкой смене и
неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне
и т.п. Чтобы помочь таким детям, мы организуем занятия, направленные на
достижение мышечного расслабления. Они состоят из 5-6 игровых упражнений на
расслабление мышц шеи рук и т.п. Скучно просто поворачивать голову налево, то
направо, но если к этим действиям добавить такое стихотворение:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет –
то
мышечное расслабление достигается быстрее. Дети с удовольствием выполняют это
упражнение.
Чтобы
достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной
игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и
проведению различных игр. В работе с детьми можно использовать 6 методов
организации игровой деятельности, предложенные С.А. Шмаковым в книге «Уроки
детского досуга.
1. Метод
игрового тренинга. К нему относятся такие игры, как «Съедобное – несъедобной»,
«Паровоз», «Ниточка – иголочка», и др.
2. Метод
театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.
Игра «У медведя во бору» является примером этого метода. Сюда же можно отнести
и все инсценировки различных сказок, рассказов и т.п.
3. Метод
состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит
деление на группы. Лозунг этого метода «Кто вперед?».
4. Метод
равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной
деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное
придумывание чего-либо (предложения, стихотворения , сказки, праздника и т.п.)
5. Метод
воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия и т.п.
6. Метод
импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется
на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.
Дети большие фантазеры. В
этом убеждаешься на игровых занятиях с ними.
Необходимо помнить, что
игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Нарушении
моторики и координации движений могут стать причиной травм даже в тех играх,
которые для здоровья детей вполне приемлемы. Некоторые игры требуют наличия
инвентаря, различных атрибутов. Нужно следить за их пригодностью. Предметы,
используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Важно помнить о психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их
достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. В процессе игры нужно
способствовать установлению непринужденных дружеских отношений. Каждого
участника игры следует принимать таким, какой он есть.
При подготовке к игре и
во время ее нужно помнить:
1. Прежде
чем провести игру, надо выработать ее правила и критерии.
2. Заранее
позаботиться о месте проведения. Оно должно быть обустроено так, что бы каждому
было комфортно.
3. Основа
игры – добровольность.
4. Нельзя
ни торопить. Ни замедлять игровой процесс.
5. В
любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации.
6. Конец
игр должен быть результативным (победа, поражение, ничья), а так же ярким,
эмоциональным и содержательным.
Очень важно, чтобы
организатор помнил о том, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь
средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.