Тодошева
Л.В.- учитель русского языка и литературы
Использование
элементов этнопедагогики на уроках русского языка
Одной из основных
задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству.
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к
более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
Современные социально-экономические условия актуализировали
проблему включения национально-регионального компонента в образовательный
процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту
нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в
будущее. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям
начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к культуре
народов разных национальностей. Дети должны знать, чем славится их народ.
Республика Алтай
имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные,
культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти
особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является
одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет
воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к
родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Национально-культурный
компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению
их личностной и языковой культуры.
Роль учителя в
воспитании этнотолерантности очень высока.
Осознание детьми
целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом
этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность
следующих типов:
-уроки на основе
этнокультурного материала;
-внутрипредметная
и межпредметная интеграция;
-уроки с
использованием современных интерактивных технологий.
Использование
средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка,
его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.
Приведу
примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Пословицы, поговорки – родник народной
мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это
проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений,
поучений, заповедей.
Педагогические и
психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих
фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода
педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.
В любой пословице
всегда присутствует назидательный момент.Алтайские пословицы и поговорки
отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.
На
уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как
тренировочный материал для грамотного письма.
При изучении темы
«Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие
пословицы:
В цене хорошая
лошадь, в почете хороший человек
У делового
человека руки работают, у болтуна язык работает
Ленивому и тысячи
дней мало, трудолюбивый и в один день сделает
При
изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю
задание «раскрой скобки».
Правдивое слово дороже золота
К
счастливому охотнику птица сама летит
У
делового человека руки работают, у болтуна язык работает
У пустого сосуда шума много, у пустого человека слов много
У хорошего человека друзей много, у склочника врагов много
Хороший конь ценится, хороший человек в почете
Худая погода пройдет, а злоба плохого человека никогда
Эти
средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В пятом
классе использую при списывании по памяти, где являются средством для
правильного написания соединения букв.
Начиная
с 5 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового
материала, так и при закреплении темы.
При
закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям
предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»:
Будешь
вперед двигаться - горы одоле..шь
Конь
вывернется – догон..шь, слова сказанного не ворот…шь
Сколько
потруд…шься, столько и получ…шь
Следуя солнцу, уши нагре…шь
Собирая
по ложке, суму наполн…шь
Трудясь,
много узна…шь
Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых
орфограмм:
Гласные
после шипящих:
К
счастливому охотнику птица сама летит
Межи
не переходи, лишнего слова не говори
Чужое
платье марко, чужой конь потлив
Правописание
слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые
ручки чужие труды любят.
Какова
яблоня, таковы и яблочки.
Ложка
дегтя в бочку меда.
Ласточка
день начинает, а соловей кончает.
Синичка
– воробью сестричка.
Сначала
цветочки, а уж потом ягодки.
Лучше
добрая мысль с кусочек трута, чем злая мысль с верблюда
Правописание
слов с ь – показателем мягкости.
Больше
думай, меньше говори.
Смелость
города берет.
Осень
– перемен восемь.
Жить
– Родине служить.
Родина
– мать умей за нее постоять.
Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
Правописание
слов с разделительным мягким знаком.
Бьется
как рыба об лед.
Снегирь
зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью
цены нет.
Не
игла шьет, а руки.
Февраль
силен метелью, а март – капелью.
Ученье
– путь к уменью.
Глаголы
2 лица единственного числа.
Баснями
сыт не будешь.
Без
беды друга не узнаешь.
Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь
пером, не вырубишь топором.
Что
посеешь, то и пожнешь.
За
чужим погонишься, свое потеряешь.
Слезами
горю не пожнешь.
Личные
глаголы 3 лица.
Труд
человека кормит, а лень портит.
Кто
не сеет, тот не жнет.
Много
видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит.
Друг
спорит, а враг поддакивает.
Сладким
портят, а горьким лечат.
Трус
погибает, а храбрый побеждает.
Правописание
местоимений.
У
вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У
него на вербе груши растут.
Друг
тот, кто в беде с тобой.
Загадки еще одна форма народного творчества,
ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При
обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они
учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в
самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит
ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым
формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка,
обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и
не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
В
букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке,
посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово
жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки.
Не
жужжу, кода сижу,
Не
жужжу, когда хожу,
Если
в воздухе кружусь,
Тут
уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная
самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный
настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки
могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и
на занятиях при выработке навыков грамотного письма.
На
уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.
1.Загадки, в
которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков.
( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.)
2. Загадки, где
описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая
скатерть все поле покрыла)
3.В загадках
встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)
4.Загадки, в
описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой
ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры,
для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто
очень далеких областей.
5.Загадки, в
которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое-
предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)
6.Загадки –
метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой
получается новое слово. Например:
С
«ч» над морем я летаю,
С
«г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
7. Анаграммы –
слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко
дышать в моей тени.
Меня
ты летом часто хвалишь,
Но
буквы переставь мои –
И
целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)
Формы
загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой,
индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также
могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды,
соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в
соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать
весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только
слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
При изучении темы «Правописание
не с глаголами» использую следующие загадки:
Ласковое,
доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)
Быстро
грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
При закреплении
темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая
скобки»:
(С)неба
(к)нам (при)летел,
(По)кружился,
тихо сел,
Замерзшую
землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег)
Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так,
например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза
прячем» можно использовать в 5 классе при закреплении темы «Правописание
личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при
объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая
только слово отгадку – солнце.
Сказки как первые попытки создания народной
педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве
сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее
защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство,
справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его
психологию, жизненные позиции.
На
уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при
изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный
сад».
«Когда
он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на
верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в
городах, в лесах, в степях и пустынях».
Спектр
использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами
этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти,
воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что
систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным
развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего
школьника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.