Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка

Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тодошева Л.В.- учитель русского языка и литературы

Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка

Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.

Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Дети должны знать, чем славится их народ.

Республика Алтай имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры.

Роль учителя в воспитании этнотолерантности очень высока.

Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:

-уроки на основе этнокультурного материала;

-внутрипредметная и межпредметная интеграция;

-уроки с использованием современных интерактивных технологий.

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.

Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.

Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Педагогические и психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.

В любой пословице всегда присутствует назидательный момент.Алтайские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.

На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма.

При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:

В цене хорошая лошадь, в почете хороший человек

У делового человека руки работают, у болтуна язык работает

Ленивому и тысячи дней мало, трудолюбивый и в один день сделает

При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».

Правдивое слово дороже золота

К счастливому охотнику птица сама летит

У делового человека руки работают, у болтуна язык работает
У пустого сосуда шума много, у пустого человека слов много
У хорошего человека друзей много, у склочника врагов много
Хороший конь ценится, хороший человек в почете
Худая погода пройдет, а злоба плохого человека никогда

Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В пятом классе использую при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв.

Начиная с 5 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы.

При закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»:

Будешь вперед двигаться - горы одоле..шь

Конь вывернется – догон..шь, слова сказанного не ворот…шь

Сколько потруд…шься, столько и получ…шь
Следуя солнцу, уши нагре…шь

Собирая по ложке, суму наполн…шь

Трудясь, много узна…шь

Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм:

Гласные после шипящих:

К счастливому охотнику птица сама летит

Межи не переходи, лишнего слова не говори

Чужое платье марко, чужой конь потлив

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дегтя в бочку меда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Лучше добрая мысль с кусочек трута, чем злая мысль с верблюда

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берет.

Осень – перемен восемь.

Жить – Родине служить.

Родина – мать умей за нее постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Бьется как рыба об лед.

Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьет, а руки.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не будешь.

Без беды друга не узнаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

Что посеешь, то и пожнешь.

За чужим погонишься, свое потеряешь.

Слезами горю не пожнешь.

Личные глаголы 3 лица.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Много видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Сладким портят, а горьким лечат.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Правописание местоимений.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

В букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки.

Не жужжу, кода сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.

На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла)

3.В загадках встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)

4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.

5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)

6.Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

7. Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени.

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки:

Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)

Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)

При закреплении темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»:

(С)неба (к)нам (при)летел,

(По)кружился, тихо сел,

Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег)

Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в 5 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце.

Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.

На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный сад».

«Когда он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях».

Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника.


  • Другое
Автор Тодошева Людмила Викторовна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 141
Номер материала MA-073353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»