Молчанова Татьяна Ивановна
Искусство в годы войны
(разработка сценария классного часа ко Дню
Победы)
Цель:
способствовать формированию нравственно-патриотической культуры современной
молодежи; эмоционально стимулировать переживания подростков относительно событий
военных лет; воспитывать умения сочувствовать, сопереживать и гордиться
героическим прошлым своего народа.
Задачи:
1) расширить информационный кругозор студентов в различных видах искусств; 2)
помочь идентифицировать себя со своей страной, народом, культурой; 3)
способствовать интернациональному воспитанию и развитию эмоциональной сферы
студентов.
Оборудование:
музыкальные инструменты; аудио- и видеозаписи; репродукции картин, скульптур,
плакатов на военную тематику.
Форма классного часа: художественная композиция на основе различных видов искусств.
Виды деятельности: 1) рассказы студентов о судьбах поэтов, писателей, художников и
композиторов в годы войны; 2) декламация стихотворений, созданных о войне; 3)
рассказы студентов об истории создания фронтовых песен и исполнение их; 4)
прослушивание фрагментов «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, обмен
впечатлениями; 5) размышления о картинах, скульптурах и плакатах на военную
тематику; 6) встреча с Барабинскими поэтами и знакомство с их творчеством о войне;
7) заключительное слово учителя.
Ведущий: с
каждым днем все дальше от нас становятся героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время неуловимо идет вперед, но вместе с
тем оно не властно над памятью народа. Вся история войны от событий 1941
г. до последних ударов Советской Армии в Германии представляет собой эпопею невиданного
героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди
Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе,
ознаменовавшей собой торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Литература и искусство всегда выступали как
хранители памяти поколений. Тысячи деятелей культуры ушли в первые дни войны на
фронт. По горячим следам войны создавали они свои
произведения: это Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин
Симонов, Василий Быков, Михаил Светлов и другие. Многие
не вернулись домой, пав за свободу и независимость нашей Родины. Бессмертен подвиг
Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова – в гитлеровском застенке концлагеря. Под Ленинградом сложил жизнь Всеволод Багрицкий,
убиты в боях под Смоленском Борис
Богатков и Николай Майоров, в боях под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Признанные и начинающие деятели искусства разных возрастов и национальностей – все они в пору тяжких испытаний
были на переднем крае борьбы.
Ученик 1:
Мой стих наполнен горечью утраты;
Пропах едучей гарью городов,
Пропитан кровью русского солдата,
Облит слезами матерей и вдов.
И если смерть его на полуслове
Прервет, ворвавшись в узкий ход траншей,
Весь жар души, весь сгусток чувств и крови
Я завещаю Родине своей /К. Мамонтов/.
Литературная судьба этого автора необычна.
Блокнот со стихами, найденный в планшете умирающего
солдата, через 20 лет переслал в редакцию столичной газеты
один фронтовик. Так появились в печати стихи Константина Мамонтова. Но солдат, оказывается, выжил. И через много лет после войны ему, как победителю
Всесоюзного литературного конкурса им. Н. Островского, вручат медаль. Поэт, можно сказать, вернулся к нам из-за той черты, которая отделяет живых
от павших. Вспоминая войну, он напишет:
Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай прострелянного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины.
Забыть нельзя!
Ужели мы забудем?
Уж слишком много
испытали бед.
И неспроста в огне военных буден
Мы поседели в 18 лет.
Ученик 2: фронтовые
поэты... А сколько их было совсем юных! Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий. Один
из них – Павел Коган. Перед войной он
учился в Московском институте истории, философии и литературы, а позже – еще и в Литературном институте им. М. Горького. Он
был романтиком. Отчаянно любил
веселых и смелых людей. Его стихи пользовались известностью в кругу
молодежи, а его «Бригантина» стала одной из самых популярных песен среди студентов. С началом войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, Павел Коган ушел на курсы
военных переводчиков и погиб, возглавляя
разведгруппу. В недописанной главе его стихов мы сегодня можем прочитать:
Я патриот. Я
воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде
на свете
Второй такой не
отыскать,
Чтоб так пахнуло
на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь
такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох, как пес, от ностальгии
В любом кокосовом краю /П. Коган/.
Ведущий: также трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (1906–1944). Казненный в фашистской
тюрьме Маобит, перед войной он был уже признанным поэтом, руководил Союзом
писателей Татарии; в 1941 г. ушел на фронт; его стихи призывали к мужеству, внушали веру в победу. Но вот – тяжелое
ранение, долгий плен, концлагерь... О его судьбе длительное время ничего не было
известно. Но благодаря соратникам
поэта по антифашистской борьбе мир получил бесценный документ – «Маобитскую
тетрадь» М. Джалиля. В тюрьме, в нечеловеческих условиях фашистской неволи,
Муса Джалиль создал лучшие свои стихи, полные ненависти к врагу, веры в победу,
нежной любви к Родине. Его мужественные строки, как клятву, повторяли антифашисты.
Ученик 3:
Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не
умерла;
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла…
Тому, кто любил вольнодумца Гейне
И смелый мысли его полет,
В последнем жилище Карла и Розы
Пытка зубы не разожмет.
Тому, кто был очарован Гете,
Ответь: таким ли тебя я знал?
Почему прибой симфоний Бетховена
Не сотрясает мрамора зал?
Здесь чужая пыль заслоняет солнце,
И я узнал
подземную дверь,
Замки подвала,
шаги охраны.
Здесь Тельман
томился.
Здесь я теперь.
Неужто и мне, как
Розе и Карлу,
Смерть суждена от
своры борзых?
И меня поведут, и
меня задавят,
И сбросят с
моста, как сбросили их!
Ведущий: золотая звезда Героя Советского союза увенчала гражданский, человеческий
и творческий подвиг татарского поэта Мусы Джалиля.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу /Н. Майоров/.
Другой фронтовой поэт К. Симонов говорил: «О
минувшей войне необходимо знать все, чем она была, с какой безмерной душевной
тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений,
и каким безмерным счастьем была для всех Победа. Надо знать и
о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения
она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».
Ученик 4:
Был отступления путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Был не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводил, а нас не свел с ума…
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.
Мы просим об одном тебя, историк,
Копаясь в уцелевших дневниках,
Не умоляй ни радости, ни горя –
Ведь ложь, она как гвозди в сапогах /В. Жуков/.
Ученик 5:
Шинели, ржавые на всех от крови,
Пожухли, коробом стоят.
И только взгляды
Скорбь потерь откроют,
Но, как позор свой,
Ужас затаят.
От всей заставы пятеро осталось.
И не сознанье подвига –
вина.
В глазах – тысячелетняя усталость.
А только-только –
началась война /Д. Ковалев/.
Белы от инея –
Как выбелены мелом мы.
Всю ночь телами греем валуны.
Какими оказались неумелыми
В начале неигрушечной войны!
Не наступать, а каждый шаг отстаивать,
И не на их, а на своих снегах.
Своим теплом на сопках лед оттаивать,
Носить свой сон
по суткам на ногах.
Пока вооружимся и
научимся
И все припомним им на их полях,
О, сколько мы
натерпимся, намучимся,
И скольким лечь
на подступах в боях /Д. Ковалев/.
Ведущий: война
обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками,
потерями жилья и близких.
8 сентября 1941
г. гитлеровцы прорвались к ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург,
отрезав Ленинград от страны. Начались бесконечно долгие 900 дней блокады. Перед командующим группой армии «Север»
генерал-фельдмаршелом фон Леебом Гитлер поставил
задачу – штурмом овладеть городом,
сравнять его с землей и сделать необитаемым. Это не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод: Лееба от командования отстранил, и
его место занял генерал-полковник Кюхлер. Но и он не смог изменить положение
под Ленинградом и ни на миг не продвинулся к победе. «Вряд ли в летописях истории войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей, мирных жителей, сколько это сделал Кюхлер» – такую оценку
дал новому командующему Д.В. Павлов в книге «Ленинград в блокаде». За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их
много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий
этим камням, никто не забыт, и ничто не забыто».
Ученик 6: надо
знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто выстоял: о людях, не имевших оружия, которые лишь стойкостью своей могли что-то сказать
миру. Среди них –
поэтессы Зинаида Шишова, Ольга Берггольц и композитор Дмитрий Шостакович. Они стали голосом блокадного Ленинграда, духовным символом победы,
живущей в глубинах душ, измученных голодом и
бомбежками людей.
Над Ленинградом –
смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад /О. Берггольц/
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких.
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим!
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем,
За все, что будет в нем,
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ленинградцем! /З. Шишова/
Ведущий: искусство блокадного Ленинграда. Гигантское
музыкальное полотно о страшном бедствии человечества было создано в самом
начале Великой Отечественной войны композитором Дмитрием Шостаковичем.
«Ленинградская симфония». Она сочинялась
человеком, который вместе с другими ленинградцами выезжал за город рыть
окопы, а затем жил на казарменном положении
в консерватории. Каким мужеством надо было обладать, чтобы создать победный
финал своего сочинения в те страшные дни блокады и когда фашистские дивизии Гудериана подступали к окраинам Москвы.
Утром 16 сентября 1941 года Д. Шостакович выступал по ленинградскому
радио. Город сильно бомбили, и композитор говорил под гул зенитных орудий и
разрывы бомб: «Час тому назад я закончил две
части большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю вам об этом?.. А для того, чтобы радиослушатели, которые
слушают меня сейчас, знали, что жизнь
нашего города идет по-прежнему. Все мы несем сейчас каждый свою боевую и
трудовую вахту. И пока это будет длиться –
врагу нас не одолеть!»
Замечательна история и первых исполнений
симфонии в нашей стране и за рубежом. Среди них самый
потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе
1942
года. В оркестре радиокомитета оставалось всего 15 человек, а нужно было не менее 100! Тогда созвали всех бывших в городе и
поблизости музыкантов. И в осажденном
городе полуголодные люди нашли в себе силы за несколько дней выучить и
исполнить эту симфонию под грохот бомбежек. Впервые в истории музыки симфония стала заметным событием не только
музыкальной, но и политической жизни.
Исполнение музыки в полуразрушенном, горящем и голодающем городе сразило морально не только стоящих на подступах к Ленинграду немцев. Вот характерные отклики
о ней за рубежом: «Симфония дает нам силу
духа и надежду, что новый мир придет! Она требует и должна получить нашу благодарность в форме немедленной помощи нашему великому союзнику. Пусть второй фронт
сделает возможным жизнь и расцвет того, что мы услышали в этой музыке,» – писала газета «Дейли уоркер». 7 симфонию
Д. Шостаковича часто сравнивают с документальным произведением о войне, настолько точно она передает дух событий: борьбу
мира и света с лавиной жестокости, силой разрушения, сметающей все на
своем пути.
Звучит отрывок из 1 части симфонии №7 Д. Шостаковича.
Ученик 7: в годы войны создает одно из
самых знаменитых своих стихотворений поэтесса
Анна Ахматова:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается
ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не
покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько
остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим,
И от плена спасем навеки!
Ведущий: война внесла
огромные изменения в культурную жизнь наших людей. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Но в тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки,
музеи, театры; усилилась роль радио, печати, кинематографа.
Велика роль кинематографа в годы войны. Кино как самый
массовый вид искусства уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени.
Уже в конце 1941 года вышел фильм
«Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за
Севастополь» и др. В ряду мастеров документального кино особо нужно отметить
Р. Кармена – впоследствии народного
артиста СССР, Героя социалистического труда,
лауреата Ленинской и четырех государственных премий СССР – прошагавшего многие версты военных дорог. Заслуженной популярностью пользовались художественные
фильмы на героическую тематику
режиссеров И. Пырьева, А. Рома, В. Пудовкина, А. Столпера и др.
Рассказ ведущего сопровождается кадрами
из фильмов военных лет.
Уже с первых дней войны творческой
интеллигенцией были созданы фронтовые концертные бригады
из артистов театра, кино, эстрады, которые выезжали на фронт, в госпитали,
заводские цеха и колхозы. Исключительным успехом пользовались в
военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской
филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской
Армии под руководством А. Александрова, русского народного
хора имени М. Пятницкого, артистов К. Шульженко, Л. Утесова,
И. Козловского, С. Лемешева, Л. Руслановой, А. Райкина
и многих других.
Ученик 8: война и песня: что может быть общего?
Казалось бы тяготы и страдания военного времени не
оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в
походе и на привале, а иногда и в бою. В минуты отдыха песня позволяла
расслабиться, сделать передышку, а в решительные
минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости
и паники. А потому у многих бойцов в карманах гимнастерок вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились
блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты
знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это
вторая винтовка, что враг боится
песни русских, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего,
не сдаваясь, не отступая, так как он силен духом.
Звучит начало песни А. Александрова «Священная война».
Ученик 9: «Священная война». С этой песней А.
Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача на вокзалах Москвы родные и друзья
провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Слова и
величавая мелодия ее звучали, почти как воинская присяга. В ней слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен
жестокий враг. Эта песня стала как
бы народным гимном, объединившим все силы «страны огромной»
на борьбу с завоевателями. Да и сейчас «Священная война» известна всем и
является символом нашей победы.
Боевая песня во время войны крепила армейскую сплоченность и фронтовую
дружбу, помогала сохранить надежду и любовь.
Знали люди, что война – это пропасть,
это гибель… Но матери, жены, сестры, возлюбленные все равно ждали своих фронтовиков. Символом верности и надежды
стала в войну песня М. Блантера на стихи М. Исаковского «Катюша», хотя
она написана в конце 30-х годов, когда еще
никто не думал о войне. Эта песня – о весне, цветущих садах, о любви и
верности. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить враг. А потому эта песня в дни войны стала очень
популярна, и не только в нашей стране: она стала гимном итальянских партизан.
Песня о Катюше оказалась настолько дорога
всем, что на ее мелодию неоднократно
сочинялись новые слова, а бойцы прозвали «Катюшей» многоствольный
миномет – грозное оружие, которого
панически боялись враги.
Ученик 10: Стихи и песни фронтовиков о любви отогревали
сердца, не давали им очерстветь и опустошиться. Интересна судьба некоторых из них.
Так стихотворение А. Суркова «Землянка», ставшее песней, не писалось для пения
и вообще не предназначалось для публикации: это были всего лишь 16 «домашних»
строчек из письма жене, которые А. Сурков
наскоро записал в рабочий блокнот после одного очень трудного фронтового дня, когда пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения. Смерть отступила, и поэт
благодарен жизни за то, что она есть,
за этот потрескивающий огонь в землянке, за друзей и многое другое, о чем
он сообщает своей любимой в письме.
Вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых
легко узнавались слова, а иногда и целые
строфы «Землянки». Однажды композитор К. Листов, встретив поэта на фронте, попросил у него «что-нибудь такое, на
что можно написать песню». А. Сурков
подал ему блокнот, не надеясь, что композитор найдет в нем что-нибудь подходящее. К. Листов пробежал
строки стихотворений, что-то выписал, вернул блокнот и ушел, а через неделю
появился вновь, взял в руки гитару и спел
песню, которую назвал «В землянке».
Звучит песня К. Листова на стихи А.
Суркова «В землянке».
Фронтовые песни звучали в годы войны не только на передовой, но и
в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня
восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовые подвиги:
ведь для того, чтобы снабжать солдат военной техникой, оружием, одеждой
и продовольствием, приходилось работать по 14 часов в сутки. Такие песни как
«Огонек» (неизвестного автора на стихи М. Исаковского) или «В лесу
прифронтовом» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского) как бы натягивали нить
между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. В годину войны, когда человек неделями и месяцами видит умерших, не трудно потерять самообладание и впасть в
отчаяние. Были и такие. Но большинство наших людей были полны мужества и
стойкости. И во многом помогала им поэзия и песня.
Ведущий: живопись и скульптура в годы войны так же не стояли в стороне от
происходящих событий. Беспримерное мужество и силу духа показали всему миру в
годы войны и советские художники. Часть из них ушли сражаться
на фронт, другие – в партизанские отряды и
народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали
выставки «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл». Как и в годы революции, первое место в графике
военных лет занимал плакат. Он
обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Примерами
таких плакатов можно назвать «Родина-мать
зовет» И. Тоидзе и плакат В. Корецкого
«Воин Красной Армии, спаси!» Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни
одного человека вообще, кого бы ни пронзила трагическая сила этого
образа женщины, в ужасе прижавшей к себе
ребенка, на которого направлены штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. «Освободи», «Отомсти!» – взывают
с плакатных листов изображение детей и стариков. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение
плаката. Оптимизмом, народным юмором
проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», образ героя которого
близок Василию Теркину А. Твардовского.
Ведущий обращает внимание присутствующих
на плакаты и картины военной тематики, которыми оформлена аудитория.
С первых дней войны по примеру «Окон Роста» начинают выходить «Окна
ТАСС». Создаваемые вручную они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. В «Окнах ТАСС» сотрудничали
М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много работали в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла
их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко…» на разгром немцев под Сталинградом.
Ученик 11: в живописи военных лет тоже были свои этапы.
В начале войны – в основном фиксация увиденного: художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. В первую очередь развивается
портрет, потому что художники были потрясены мужеством,
нравственной высотой и силой духа наших людей. Позже появились
народные, торжественные изображения, как, например, портрет маршала К. Жукова
работы П. Корина. В 1941–1945
г.г. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда
так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в
формировании того и другого в военные годы принадлежит
А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942):
молодые березы, серое небо, далекие поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется зло – деяние фашистского летчика, убившего
мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Недаром зрители застывали перед этой картиной, когда она была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. В последний год войны А. Пластов
написал картину «Жатва»: серьезные и усталые старик и
дети обедают у сжатых снопов – это те, кто остался в тылу и кто кормил бойцов. Но в пейзаже уже нет
той скорбной и щемящей ноты, которая звучала в предыдущей картине.
Некоторая прямолинейность, угловатость,
плакатность, простота изобразительных средств отличает сюжетные картины
военного времени. Характерна в этом отношении «Оборона
Севастополя» художника А. Дейнеки, созданная в 1942 году. Страшное напряжение боя А. Дейнека передает не
реалиями обстановки, а чисто живописными приемами: гиперболизацией. Срезая ряд штыков краем картины, художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к
берегу. Движения фигур нарочито стремительны,
ракурсы резки. Ожесточение боя и непобедимость советских
моряков переданы, прежде всего, колоритом. Блузы моряков ослепительно
белые, фигуры немцев – темные. Лица моряков открыты зрителю, мы
видим их выражение. Лиц врагов мы не видим. Они безлики. Не только колорит, но
и композиция построена на контрасте. Героическое содержание А. Дейнека
раскрывает через главное, игнорируя второстепенные детали. Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими
войсками, эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители. В итоге они и стали ими. В
этом причина огромного эмоционального воздействия картины.
Ученик 12: Б. Неменский совсем по-иному отображает
военное время. Он был одним из первых, кто в те трудные
для искусства годы решительно отказался от патетической
героизации. Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный
подвиг народа. Такова его картина «Мать», где изображена женщина, сидящая над
спящими бойцами. Она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных
сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.
Демонстрируется картина Б. Неменского
«Мать».
В последние годы войны создали одно из лучших
своих живописных полотен Кукрыниксы («Бегство фашистов из
Новгорода»), обратившись к образу древности Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли. На фоне
израненного снарядами величественного фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджигатели, и взывает к мщению груда искореженных обломков памятника «Тысячелетие России».
В исторической живописи появляются образы
героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие
советских воинов на борьбу с врагом, напоминающие о
неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Так, центральную
часть триптиха П. Корина занимает фигура А. Невского, в
рост, в доспехах, с мечом в руке, на фоне Софийского собора и стяга с
изображением «Нерукотворного Спаса» (1942–1943). Позже художник скажет: «Я писал его в суровые годы войны, я писал непокоренный гордый дух нашего
народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост».
Главное для П. Корина в картине – не достоверность
исторических деталей, а раскрытие духовной сущности героя,
его целеустремленности, не ведающей преград на пути к победе.
Ученик 13: в скульптуре военных лет еще явственнее, чем в
живописи, ощутим приоритет портретного жанра. Скульпторы
стремятся запечатлеть образ героя войны, сделать его
правдивым, лишенным внешнего эффекта. Таковы гипсовые
бюсты скульптора В. Мухиной: летчика-полковника И. Хижняка, под шквальным огнем спасшего эшелон боеприпасов, и отмеченное шрамами лицо полковника Б. Юсупова, выдержавшего поединок с вражескими танками.
Во время войны не было возможности сооружать
грандиозные памятники. Но именно в дни войны у многих
скульпторов рождаются новые замыслы и проекты. Так,
В. Мухина работает над памятником композитору П. Чайковскому. Еще в 1943 году был задуман и
сразу после окончания войны, в 1946 году, сооружен в Вязьме исполненный Е. Вучетичем памятник генерал-майору М.
Ефремову, погибшему здесь в первый год войны. Е. Вучетичем же исполнена после войны (в 1945–1949 г.г.) знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на
одной руке и с опущенным мечом в
другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине. Пространственная
архитектурно-скульптурная композиция
в парковой планировке включает две аллеи и партер с захоронениями, завершающийся курганом с мавзолеем. У начала аллей,
ведущих к кургану, поставлена фигура
Матери-Родины из серого гранита на постаменте из полированного красного.
Появление подобного монумента сразу после войны было закономерным: оно отражало
роль нашего государства в победе над фашизмом.
Ведущий: пришло мирное время, но шрамы той войны до сих пор остались в каждом городе и селе.
Отгремела война, уже давней историей стала.
А никак не
отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
разминирует наши сердца? /М. Кочетков/
9 мая – день победы нашего народа в Великой
Отечественной войне, день не только радости и торжества, но и день скорби, день
светлой памяти героев. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за
победу: в нашей стране погибло около 30 миллионов человеческих жизней, а ценнее
жизни нет ничего в мире. Сегодня по всей стране места боев отмечены обелисками
и мемориальными комплексами; памятники с красными звездами хранят имена погибших
бойцов.
Ученик 14:
Встанем у каждой
могилы,
Выйдем ко всем
обелискам,
Чтоб никогда не
забыли,
Чтоб ничего не
забыли,
Павшим поклонимся
низко.
Сходим же, как
для молитвы,
К немощным,
старым без лени.
Перед прошедшими
битвы
Встанем в тиши на колени…
Поклонимся низко всем павшим
В сраженьях Великой войны
И вспомним, что радости наши
Нам ими – да! ими! – даны.
Поклонимся низко всем вдовам
И вспомним их долю не раз –
Они ведь в той
жизни суровой
Взрастили всех
нынешних нас.
Поклонимся всем ветеранам
Жестокой великой войны
За мужество их и за раны,
За радость этой весны.
Поклонимся низко Победе –
Оценим Победу
сполна
С мечтою о том, чтоб последней
Была вот такая война /Л. Бойков/
Ведущий объявляет минуту молчания в память о погибших.
Ведущий: отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Они и с оружием в руках сражались на фронте, и своим
творчеством, как могли, поднимали моральных дух воинов и
тружеников тыла, вселяли уверенность в грядущую победу, развивали чувство национальной
гордости и патриотизма, благодаря которому и
стала возможна наша Победа. Никакие унижения человеческого достоинства
не смогли вытравить лучшие черты русского
народа, его богатую духовность. Русская культура в годы войны еще раз
доказала свою мощь и великие возможности.
Список литературы
1. Быстрова А.Н. Мир культуры.
Основы культурологии: уч. пособие. – М.: Издательство Федора Конюхова;
Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2002. – 712 с.
2. Бойков Л.А. Подранки. Стихи.
– Барабинск, 2002. – 137 с.
3. Ильина Т.В. История искусств.
Отечественное искусство: учебник/ Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2003. – 407
с.
4. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов/ В.С.
Шульгин, Л.В. Кошман и др. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.
5. Культурология. История
мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.
6. Рапацкая Л.А. Русская
художественная культура: Уч. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
7. Фрумкин В.А. От Гайдна до
Шостаковича/ В.А. Фрумкин. – Л.: Музыка, 1970. – 64 с.
8. Читаем, учимся, играем:
журнал. – 1999. – №4.
Автор сценария: Молчанова Татьяна Ивановна,
преподаватель высшей категории Барабинского филиала НОККиИ.
Телефон: 8-923-228-32-58.
e-mail: Arena_51@bk.ru
Предполагаемая рубрика: репертуарная копилка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.