Главная / Директору-завучу / Искусство договариваться с подростками

Искусство договариваться с подростками

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Искусство договариваться с подростками

Школа – гимназтя №7 им.Г.Орманова

Зам.директора по ВР

Молдатаева А.Б.

Подростковый возраст не зря называют «трудным». Еще недавно послушные, милые, покладистые малыши начинают «качать права», возражать взрослым по любому поводу, одним словом, ведут себя просто невыносимо. Помимо объективных физиологических и психологических причин ухудшения отношений между ребенком и его родителями, психологи отмечают и субъективные. Взаимодействие может дать трещину, в том числе из-за просчетов взрослых. Они не успевают уследить за изменениями, происходящими в ребенке, и перестроить стиль общения. Что нужно знать родителям подростков, чтобы не терять душевной близости со своим ребенком и быть опорой в его взрослении?

Раздражают подростков и мешают прийти к согласию несколько приемов, любимых взрослыми. Предъявление своего страдания, косвенное обвинение, избыточная жалость, преувеличенная драматизация, неясность требований, отсутствие гибкости в позиции взрослого, запреты и требования без объяснения причины. Действительно, фразы вроде: «Ты мне все нервы вымотал; довел до сердечного приступа; из-за твоих выходок... Почему? Да потому что я так сказал...» — вызывают у подростка лишь раздражение и разжигают желание настоять на своем. То есть конфликт лишь усиливается.

Честно говоря, некоторые формулировки, слезливые или агрессивные, не идут на пользу в переговорах с людьми любого возраста. А у взрослеющего человека, обремененного неуверенностью в себе, поиском своего образа, гормональным всплеском, вызывают просто бурю негодования. Хотим мы того или не хотим, у подросткового периода есть свои особенности: почти непреходящее состояние возбуждения; стремление отделиться от родителей и в то же время желание любви и понимания без всяких условий, чтобы просто принимали таким, какой есть.

Эту гремучую смесь делает еще более непредсказуемой поиск границ своих возможностей и дозволенного — «До какого края я могу дойти?» Многие подростковые выходки объясняются именно стремлением экспериментальным путем получить ответ на этот вопрос. Позиция взрослого и обозначает ту границу, которая интересна и в то же время раздражает. У подростка практически нет ресурсов, чтобы самому выстраивать осознанные рамки своего поведения

Главные трудности, поджидающие взрослых на этом пути, обусловлены особенностями подростковой психологии. Во-первых, у них очень низкая способность к эмпатии (сопереживанию, постижению чувств другого человека). То есть наша надежда на сочувствие беспочвенна — для подростка волнения и переживания родителей не аргумент. Во-вторых, апеллировать к отдаленным последствиям бесполезно. Фраза «Будешь плохо учиться — не сможешь хорошо зарабатывать» не убедительна для человека в переходном возрасте. Так уж устроена его психика.

Поэтому договариваясь, например, о приемлемом уровне успеваемости, необходимо определить нижнюю границу, допустимое количество «троек». А заключая соглашение о распорядке дня, точно указать время выключения компьютера. Разумеется, это не должно происходить в режиме жестких указаний. Нужно учитывать контекст, оговаривать детали спокойно, доброжелательно, выказывать желание идти навстречу. Одним словом, демонстрировать подростку образец договороспособности.

Снова вспомнив себя в роли подростков, мы можем составить перечень способов взаимодействия, которые помогают найти общий язык. Это — разумный компромисс, спокойный тон разговора, альтернативные варианты, отсутствие давления, свобода внутри оговоренных рамок, обращение к сильным сторонам подростка, поддержка и сотрудничество.

Нелегко сопротивляться такому внутреннему и внешнему давлению. Чтобы поддержать в себе решимость, нужно как можно чаще вспоминать о том, что установление границ, умение заключать разумные договоренности и соблюдать правила — важная возрастная задача. Что не нужно путать устойчивость с жестокостью. Что правильная установка хороших родителей может быть сформулирована так: я тебя люблю, но этого не разрешаю, следуя договоренностям.

Искусство договариваться с подростками
Скачать материал
  • Директору-завучу
Описание:

Искусство договариваться с подростками

Школа – гимназтя №7 им.Г.Орманова

Зам.директора по ВР

Молдатаева А.Б.

Подростковый возраст не зря называют «трудным». Еще недавно послушные, милые, покладистые малыши начинают «качать права», возражать взрослым по любому поводу, одним словом, ведут себя просто невыносимо. Помимо объективных физиологических и психологических причин ухудшения отношений между ребенком и его родителями, психологи отмечают и субъективные. Взаимодействие может дать трещину, в том числе из-за просчетов взрослых. Они не успевают уследить за изменениями, происходящими в ребенке, и перестроить стиль общения. Что нужно знать родителям подростков, чтобы не терять душевной близости со своим ребенком и быть опорой в его взрослении?

Раздражают подростков и мешают прийти к согласию несколько приемов, любимых взрослыми. Предъявление своего страдания, косвенное обвинение, избыточная жалость, преувеличенная драматизация, неясность требований, отсутствие гибкости в позиции взрослого, запреты и требования без объяснения причины. Действительно, фразы вроде: «Ты мне все нервы вымотал; довел до сердечного приступа; из-за твоих выходок... Почему? Да потому что я так сказал...» — вызывают у подростка лишь раздражение и разжигают желание настоять на своем. То есть конфликт лишь усиливается.

Честно говоря, некоторые формулировки, слезливые или агрессивные, не идут на пользу в переговорах с людьми любого возраста. А у взрослеющего человека, обремененного неуверенностью в себе, поиском своего образа, гормональным всплеском, вызывают просто бурю негодования. Хотим мы того или не хотим, у подросткового периода есть свои особенности: почти непреходящее состояние возбуждения; стремление отделиться от родителей и в то же время желание любви и понимания без всяких условий, чтобы просто принимали таким, какой есть.

Эту гремучую смесь делает еще более непредсказуемой поиск границ своих возможностей и дозволенного — «До какого края я могу дойти?» Многие подростковые выходки объясняются именно стремлением экспериментальным путем получить ответ на этот вопрос. Позиция взрослого и обозначает ту границу, которая интересна и в то же время раздражает. У подростка практически нет ресурсов, чтобы самому выстраивать осознанные рамки своего поведения

Главные трудности, поджидающие взрослых на этом пути, обусловлены особенностями подростковой психологии. Во-первых, у них очень низкая способность к эмпатии (сопереживанию, постижению чувств другого человека). То есть наша надежда на сочувствие беспочвенна — для подростка волнения и переживания родителей не аргумент. Во-вторых, апеллировать к отдаленным последствиям бесполезно. Фраза «Будешь плохо учиться — не сможешь хорошо зарабатывать» не убедительна для человека в переходном возрасте. Так уж устроена его психика.

Поэтому договариваясь, например, о приемлемом уровне успеваемости, необходимо определить нижнюю границу, допустимое количество «троек». А заключая соглашение о распорядке дня, точно указать время выключения компьютера. Разумеется, это не должно происходить в режиме жестких указаний. Нужно учитывать контекст, оговаривать детали спокойно, доброжелательно, выказывать желание идти навстречу. Одним словом, демонстрировать подростку образец договороспособности.

Снова вспомнив себя в роли подростков, мы можем составить перечень способов взаимодействия, которые помогают найти общий язык. Это — разумный компромисс, спокойный тон разговора, альтернативные варианты, отсутствие давления, свобода внутри оговоренных рамок, обращение к сильным сторонам подростка, поддержка и сотрудничество.

Нелегко сопротивляться такому внутреннему и внешнему давлению. Чтобы поддержать в себе решимость, нужно как можно чаще вспоминать о том, что установление границ, умение заключать разумные договоренности и соблюдать правила — важная возрастная задача. Что не нужно путать устойчивость с жестокостью. Что правильная установка хороших родителей может быть сформулирована так: я тебя люблю, но этого не разрешаю, следуя договоренностям.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Молдатаева Айгуль Бегалиевна
Дата добавления 30.01.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 483
Номер материала MA-064260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓