Инфоурок Другое Другие методич. материалыИнтерактивный плакат" Изучение родного языка"(3 класс)

Интерактивный плакат" Изучение родного языка"(3 класс)

Скачать материал

 

Творческая работа

по краеведению на уроках родного языка

 

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имя прилагательное

Пруды

На территории Белгородской области насчитывается большое количество прудов. Располагаются они по небольшим балкам и малым речкам. Глубина их редко превышает два метра. С приходом весны тает снег, и эти водоемы наполняются водой. Пруды на территории Белгородской области служат местом отдыха людей.

Словарь к тексту:

Балка - лощина, овраг, иногда большой протяженности, с поросшими травой склонами.

Пруд - искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    В какое время пруды наполняются водой?

3)    Объясните значение слов балка, пруд, используя словарь.

4)    Озаглавьте текст по–другому, почему вы выбрали такое название?

5)    Найдите в тексте имена прилагательные. Выпишите из текста словосочетания имя прилагательное + имя существительное. Задайте вопросы от главного слова к зависимому.

Текст №2

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области.

Грамматическая тема: « Повторяем признаки и типы текстов»

Северский Донец

Северский Донец - самый крупный приток Дона. Свое название получил от племени северян, которые проживали у истока реки.

Река пересекает Белгородскую область в направлении с севера-востока на юго-запад, а затем поворачивает на юго-восток. Свое начало Северский Донец берет недалеко от села Подольхи Прохоровского района. Русло реки Северский Донец извилистое, дно песчаное, меловое. Пойма Северского Донца покрыта заливными лугами, заросшая осокой, камышом и тростником.

Словарь к тексту:

Пойма- это место, заливаемое во время половодья.

Русло- углубление в почве, по - которому течет водный поток.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    Где берет свое начало река Северский Донец?

3)    Объясните значение слов пойма, русло, используя словарь.

4)    Что вы еще знаете о реке Северский Донец? Расскажите?

5)    Как вы думаете, к какому типу относится данный текст?

6)    Придумайте и запишите в тетрадь свое заглавие текста.

Текст №3

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Склонение имен существительных. Склонение имен существительных»

«Белгородское море»

Территория Белгородской области бедна водными ресурсами. В 1985 году было завершено строительство Белгородского водохранилища, которое разлилось от юго-восточной окраины города Белгорода и села Безлюдовка Шебекинского района. Ширина «Белгородского моря» - от 250 до 3000 метров. В эту огромную чашу вмещается 76 миллионов кубометров воды. Этого количества хватает не только для орошения близлежащих земель, но и для нужд промышленности. По берегам «моря» сохранились меловые боры. Эти места стали излюбленным местом отдыха белгородцев.

Словарь к тексту:

Водохранилище – это искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

Орошение - это определенные по влажности условия, созданные при помощи каналов.

Промышленность – отрасль народного хозяйства- предприятия перерабатывающие сырье.

Бор – хвойный лес.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    В каком году было завершено строительство Белгородского водохранилища? Какова ширина водохранилища?

3)    Объясните значение слов, водохранилище, орошение, промышленность, бор используя словарь.

4)    Придумайте другое название текста.

5)    Найдите в тексте выделенные слова, определите склонение имен существительных.

6)    Разберите последнее предложение по членам предложения.

Текст № 4

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Падеж имен существительных.

Оскол

Оскол - главный левобережный приток Северского Донца. Его общая длина составляет 472 километра. Истоки Оскола находятся в Курской области, наиболее высокой части Среднерусской Возвышенности. До Старого Оскола река течет в юго-восточном направлении, к городу Валуйки, а затем поворачивает на юго-запад и выходит за пределы области. Долина реки узкая, берега пологие, местами обрывистые. Пойма луговая, частично заболоченная, поросшая камышом и кустарником.

Словарь к тексту:

Возвышенность - это высокая гористая или холмистая местность.

Пологий - покатый, не крутой.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    Какова длина реки Оскола? Где берет начало река?

3)    Объясните значение слов возвышенность, пологие, используя словарь.

4)    Озаглавьте текст иначе.

5)    Найдите в тексте имена существительные в родительном падеже.

6)    Выпишите словосочетания слов с существительными в родильном падеже. Отметьте в них окончания.

Текст №5

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имя прилагательное

Озеро Долгое

Озеро Долгое - одно из самых больших озер Белгородской области. Его длина составляет 1700 метров. Долины озера, распаханы или заняты посадками сосны, дно песчаное, местами илистое.

С приходом зимы озеро Долгое покрывается льдом. Частые весенние оттепели вызывают временные паводки, озеро начинает таять. По берегам озера ярко цветут растения и кустарники. Так же озеро богато пресноводными обитателями. Жители окрестных территорий любят озеро Долгое.

Словарь к тексту:

Пресноводные - животные, которые обитают в пресной воде.

Озеро - это замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Задания к тексту:

1) Прочитайте текст.

2) Когда озеро покрывается первым льдом?

3) Объясните значение слов пресноводные, озеро, используя словарь.

4)Перескажите текст по опорным словам: длина, долина озера, весенние оттепели, берега реки.

5) Найдите в тексте имена прилагательные, задай к ним вопросы.

6) Выпишите из текста любые два словосочетания прилагательное + существительное, отметьте главное слово в словосочетаниях.

Текст № 6

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Повторяем состав слова

Тихая сосна

Река Тихая Сосна берет начало на территории Волоконовского района Белгородской области и несет свои воды по Красногвардейскому, и Алексеевскому району, впадает в Дон. От истока до границы с Воронежской областью река Тихая Сосна меняет свой облик от небольшого ручейка до полноводной реки.

Берега реки поражают своими живописными местами. В летнее время, жители этих мест отдыхают на реке Тихая Сосна.

Словарь к тексту:

Облик - внешний вид, очертание, наружность.

Полноводье – большое количество воды в реке.

Задания к тексту:

1) Прочитайте текст.

2) Где берет начало река Тихая Сосна? По каким районам Белгородской области протекает река Тихая Сосна?

4) Объясните значение слов облик, полноводье, используя словарь. Постарайтесь подобрать к ним синонимы.

5) Перескажите текст.

6) Найдите в тексте выделенные слова и выделите в них окончания.

7) Выпишите из текста слово начало и разберите его по составу.

Текст №7

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Род имен существительных

Ворскла

Река Ворскла течет на западе Белгородской области. Исток ее находится в юго-восточной стороне Ивнянского района, недалеко от села Рождественское. Длина реки составляет 464 километра, в пределах Белгородской области 115километра.

Река Ворскла маловодная, замерзает в первых числах декабря и начинает таять во второй половине марта. Весеннее половодье начинается в марте апреле и длится 1 месяц. Во время половодья подъем воды достигает 1-3 метра.

Словарь к тексту:

Исток - это место, где начинается водный источник.

Половодье - разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Где протекает река Ворскла? Какова ее длина? Когда замерзает река Ворскла?

3.     Объясните значение слов исток, половодье, используя словарь. Подберите к ним антонимы.

4.     Перескажите текст.

5.     Определите род выделенных слов. Придумайте словосочетания с этими словами существительное + существительное, прилагательное + существительное

Текст №8

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Правописание приставок

 

Старооскольское водохранилище

Старооскольское водохранилище находится на территории Белгородской области. Оно построено на реке Оскол, и является крупнейшим пр..током Северского Донца. Створ платины водохранилища расположен в Старооскольском районе Белгородской области, в 403 километров от устья Оскола и в 10 километров к северу от города Старый Оскол.

Водохранилище играет важную роль в хозяйственной деятельности людей. Пр..красные, живописные берега радуют туристов пр..езжающих на Старооскольское водохранилище.

Словарь к тексту:

Исток - это место, где начинается водный источник.

Половодье - разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    Где было построено Старооскольское водохранилище?

3)    Объясните значение слов, используя словарь: водохранилище, створ

4)    Составьте план текста. Озаглавьте каждый пункт плана.

5)    Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Текст №9

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Изменение имен существительных по падежам

Айдар

Река Айдар протекает на территор…. Белгородской област.. и является притоком Северского Донца. Свое начало Айдар берет на склонах Среднерусской возвышенност. у села Новоалександровка Ровенского района.

У жителей тех мест, где протекает Айдар, существует легенда. В далеком прошлом Екатерина Вторая, проезжая мимо наших мест, увидела красоту Белгородской природы и воскликнула: « Ай, дар!!!». Жители до сих пор помнят эту необыкновенную историю.

Словарь к тексту:

Возвышенность - это высокая гористая или холмистая местность.

Приток - это прилив, поступление чего - нибудь в большом количестве.

Задания к тексту:

1) Прочитайте текст.

2) Где берет свое начало река Айдар?

3) Какую вы знаете легенду, связанную с названием реки Айдар?

4) Объясните значение слов возвышенность, приток, используя словарь.

5) Какие вы знаете легенды связанные с названием рек?

6) Выпишите выделенное предложение. Разберите по членам предложения.

7) Вставьте пропущенные буквы в именах существительных, определите падеж имен существительных.

Текст №10

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Работа с текстом

Волчья

На Белгородчине существует красивая легенда, связанная с историей названия реки Волчья. В далекое время на территории Волчанского района обитало много волков, в одной стае умер вожак. Его жена волчица решила взять на себя обязанности вожака и со своей стаей ушла на восток, где начала рыть большое логово, чтобы надежно в нем укрыться. Неожиданно из логова хлынула вода. Так образовалась река, которую мы называем Волчья.

Словарь к тексту:

Вожак - тот, кто водит за собой кого-нибудь.

Логово - это место, где обитает зверь.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    О какой реке говорится в тексте? Что вы узнали об этой реке?

3)    Объясните значение слов вожак, логово, используя словарь. Составьте с данными словами предложение.

4)    Как вы думаете, правильно ли поступила волчица?

5)    Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание?

6)    Составь план текста.

Текст №11

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имена существительные одушевленные и не одушевленные

Потудань

Река Потудань протекает по территории Белгородской области с запада на восток. Свое начало река берет из озера рядом с селом Потудань, которое постепенно превращается в пруд. Потудань является правым притоком реки Дон, ее верхняя часть носит название Боровая Потудань.

Старожилы говорят, что река Потудань особенная, по ее берегам растет большое количество цветов. Весной, когда распускаются первые цветы берега, становятся необыкновенно красивыми.

Словарь к тексту:

Пруд- это искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.

Приток - это прилив, поступление чего - нибудь в большом количестве.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    О какой реке рассказывается в тексте?

3)    Объясните значение слов долина, пруд, приток, используя словарь. Составьте с данными словами словосочетание.

4)    Озаглавьте текст по-другому. Почему вы выбрали такое название?

5)    Найдите в тексте одушевленное имя существительное.

6)    Выпишите неодушевленные имена существительные в именительном падеже в первом предложении.

Текст №12

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имена существительные собственные и нарицательные

Нежеголь

Нежеголь является небольшой рекой, которая протекает на территории Белгородской области и является притоком Северского Донца. Свое начало река Нежеголь берет в Шебекинском районе Белгородской области.     Нежеголь отличается своей живописностью и полноводностью. В жаркое летнее время река пересыхает у истока и становится полноводной. На реке Нежеголь построено небольшое водохранилище.

Словарь к тексту:

Исток - это место, где начинается водный источник.

Приток - это прилив, поступление чего - нибудь в большом количестве.

1)    Прочитайте текст.

2)     Где протекает река Нежеголь?

3)    Какой город расположен на реке Нежеголь?

4)    Объясните значение слов приток, исток, составьте с ними словосочетания. существительное + существительное, существительное + существительное.

5)    Расскажите что вы знаете о парке отдыха, который был построен на реке Нежеголь?

6)     Выпишите из текста собственные имена существительные.

7)    С данными словами составьте предложение.

 

Текст №13

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Диктант

Псел

Исток реки Псел находится на границе Курской и Белгородской областей на западных склонах Среднерусской возвышенности. Животный мир на территории реки Псел очень разнообразен. В русле реки можно  увидеть зайцев, лис, в лесах встретить кабанов и косуль. В последнее время на  крутых берегах реки стали появляться бобры.

Летом на реке открываются песчаные пляжи. С приходом зимы река покрывается льдом, который в начале апреля тает. Берега реки богаты историческими памятниками. На берегу реки Псел находится Белгородская Николаевская пустынь.

Текст №14

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Способы образования имен существительных

Убля

Река Убля протекает на территории Белгородской и Курской областей и впадет в реку Оскол. Свое начало берет в селе Сомовка. На реке Убля расположено большое количество деревень, которые славятся своими промыслами. Жители этих мест занимаются ткачеством, гончарным делом и плетением корзин различной формы из лозы. На реке располагается плотина между селами Котово и Воротниково, около которой в 2008 году проводился двадцатый международный фестиваль поэзии и авторской песни « Оскольская лира»

Словарь к тексту:

Лоза – это длинный гибкий стебель кустарников.

Плотина – это гидротехническое сооружение, преграждающее реку для подъема уровня воды.

1)    Прочитайте текст

2)    Где берет начало река Убля.

3)    Какими промыслами славятся люди, которые проживают на реке Убля?

4)    Объясните значение слов лоза, плотина. Составьте с ними предложения.

5)     Расскажите какие вы знаете промыслы, которые существуют на территории Белгородской области?

6)    Определите способ образования слов: протекает, расположено.

7)    Составьте предложения с этими словами.

Текст №15

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Правописание безударных окончаний имен существительных

Уды

Название реки Уды произошло от древнерусского «уди». Река протекает по территории Белгородчины, и является притоком Северского Донца. Местность, где протекает река равнинная и пологая, которая постепенно распахивается. По берегам реки растут деревья и кустарники, которые благоухают в весеннее время. Пойм.. рек.. Уды ровная и низкая. Местными жителями она используется под сенокосы и огороды.

Словарь к тексту:

Пойма – это место, заливаемое во время половодья.

Сенокос – это косьба травы на сено.

1)    Прочитайте текст

2)    Притоком, какой реки является река Уды?

3)    Что вы можете сказать о пойме реки Уды, которая протекает на территории Белгородской области?

4)    Объясните значение слов пойма, сенокос. Составьте с ними словосочетание.

5)    Озаглавьте текст по-другому. Почему вы выбрали такое название?

6)    Спишите выделенное предложение, вставьте пропущенные буквы.

7)    Разберите данное предложение по членам предложения.

Текст №16

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Способы образования имен существительных

Халань

Река Халань протекает в Белгородской области, является притоком реки Оскол. На реке Халань расположены села Большая Халань, Прилепы, Русская Халань и поселок Красный Остров. Длина реки составляет 30 километров. Исток расположен у села Большая Халань Корочанского района Белгородской области. Река впадает в реку. Берега реки, поросшие травой и деревьями. С приходом весны склоны реки Халань покрываются цветущей растительностью.

Словарь к тексту:

Склон – это наклонная поверхность.

Исток – это место, где начинается водный источник.

1)    Прочитайте текст

2)    Где протекает река Халань? Какова длина реки?

3)    Объясните значение слов склон, исток.

4)    Вы когда нибудь видели цветущие склоны рек? Опишите их

5)    Образуйте от слова река существительные с уменьшительно ласкательным значением.

6)    Составьте с полученными словами предложения.

Текст №17

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Повторяем фонетику и состав слова

Харьков

Исток реки Харьков расположен в Кривеньковом Яру между селом Салтыково и поселком Октябрьский Белгородской области. Река Харьков впадает в реку Лопань, которая является полноводной. С приходом весны лед на реке Харьков тает, и река наполняется водой. Летом водоем мелеет и местами пересыхает. У истока реки расположен пляж, на котором отдыхают жители близ лежащих поселков, и городов.

Словарь к тексту:

Пляж – это отлогий берег, удобный для купания и солнечных ванн..

Исток – это место, где начинается водный источник.

1)    Прочитайте текст

2)    Куда впадает река Харьков?

3)    Когда река наполняется водой?

4)    Объясните значение слов пляж, исток. Составьте с этими словами словосочетание.

5)    Перескажите текст

6)    Спишите выделенное предложение.

7)    Выполните фонетический анализ слова пляж.

Текст №18

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имя прилагательное

Черная Калитва

Черная Калитва – это река, протекающая по территории Белгородской и Воронежской областей. Река впадает в Дон. Она имеет несколько своих притоков (р. Ольховка, Россошь, р. Свинуха). Одна из самых многоводных рек - это Россошь.

Река Россошь берет начало на юго-восточных склонах Среднерусской возвышенности и протекает через степь. Река выполняет роль границы между степью и лесостепью.

Словарь к тексту:

Степь – безлесная, бедная влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата

Лесостепь – область переходная между степью и лесом.

Приток - это прилив, поступление чего - нибудь в большом количестве.

Задания к тексту:

1)    Прочитайте текст.

2)    Какие притоки имеет река Черная Калитва?

3)    Где берет начало река Черная Калитва?

4)    Объясните значение слов степь, лесостепь, приток, используя словарь. Подберите к ним определения.

5)    Придумайте продолжение к тексту.

6)    Найдите в тексте имена прилагательные, задайте к ним вопросы.

Текст №19

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Правописание окончаний имен существительных

Валуй

Валуй река, которая протекает в Белгородской области. Длина водоема 50 километров. Свое начало река берет близ села Валуй. Течет на юго-запад по песчаной равнин.., покрытой лесом и живописными лугам...

Правый берег Валуя возвышенный, местами обрывистый и крутой, левый на всем протяжении водоема неизменный. Дно реки Валуй иловатое, местами глинистое и песчаное. Река богата рыбными запасам.., в обитают чебаки, сомы, судак...

Словарь к тексту:

Водоем – это место скопления и хранения воды.

Холм – небольшая отлогая горка, возвышенность.

Чебак – вид рыбы.

Сом – крупная пресноводная хищная рыба.

Судак – промысловая рыба из семейства окуневых, водящаяся в пресной и морской воде.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст

2.     Где река Валуй берет начало?

3.     Что вы можете сказать о рыбных запасах реки?

4.     Объясните значения слов водоем, холм, чебак, сом, судак, используя словарь. Составьте с ними предложения.

5.     Озаглавьте текст по-другому. Почему вы выбрали такое название?

6.     Вставьте пропущенные буквы в слова.

7.     Выделите в них окончания.

Текст №20

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Имя прилагательное

Мазневская Криница

Родник находится близ села Колтуновка, на берегу реки Тихая Сосна. Свое название родник получил в 30 – е годы. В те далекие времена, председатель местного колхоза, Афанасий Сергеевич Мазнев обустроил родник, так и прозвали ключ его именем.

В наши дни эта маленькая Криница утолит жажду каждого уставшего путника, своей живой и целительной водой.

Словарь к тексту:

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

Председатель – руководитель заседания, собрания.

Путник – путешественник, идущий пешком, странник.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст

2.     Где находится родник Мазневская Криница?

3.     В честь кого назвали родник?

4.     Объясните значения слов родник, председатель, путник, подберите к этим словам имена прилагательные.

5.     Подберите синонимы к словам путник, родник, ключ.

6.     Найдите в тексте словосочетания имя прилагательное + имя существительное. Отметьте окончание имен прилагательных. Определите род имен прилагательных.

Текст №21

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

 Легенда о святом источнике

Предание гласит, однажды один старик проходил через лес со своим внуком, и решили они попить воды из родника. И увидели икону в воде, хотели вытащить икон.., но не смогли. Пошли они в село и рассказали попу. Священник собрал прихожан и все вместе пошли к источник...

Отслужили молебен и хотели достать икону, но взрослым она не давалась в рук.., и достал ее только маленький мальч...

Словарь к тексту:

Предание – переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

Икона – предмет поклонения – живописное изображение бога, святого или святых.

Священник – служитель христианской церкви, исполняющий церковные службы.

Молебен – краткое богослужение

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Что увидели старик и внук в роднике?

3.     Кто смог достать икону?

4.     Объясните значения слов предание, священник, икона, молебен. Подумайте, какие синонимы можно подобрать к этим словам.

5.     Подумайте, как вы продолжите легенду?

6.     Вставьте пропущенные буквы в слова.

7.     Выделите окончания в словах.

Текст №22

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Правописание окончаний имен существительных на ий, ия, ие.

Источник Ясный Колодец

Святой источник расположен в городе Короча. Существует такая легенда об источнике. Во время строительства крепости на горе Белой в 17 веке, русск.. войска постоянно сталкивались с набегами татар. И однажды во время боя, сын воеводы Ясен был смертельно ранен. Его соратники решили омыть раны родниковой водой, и вскоре он выздоровел. Именно поэтому  родник получил такое назван...

Словарь к тексту:

Крепость – укрепленное место с долговременными оборонительными, сооружениями.

Татары – народ тюркской языковой группы, составляющей основное население Татарстана.

Воевода – начальник войска, а также области округа.

Соратник – испытанный, надежный боевой товарищ.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Кто был ранен в борьбе с татарами?

3.     Почему родник имеет такое название? Объясните?

4.     Объясните значения слов воевода, соратник, татары, крепость, используя словарь.

5.     Перескажите текст.

6.     Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

Текст №23

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Изложение

Река Оскол самая большая из рек Белгородчины. Свой исток река берет в Курской области на Среднерусской возвышенности. Оскол течет к юго-востоку, затем пересекает всю Белгородскую область и соединяется с Северским Донцом, уносящим свои воды в Дон.

Правый берег на всем протяжении остается высоким, и крутым с обрывами и утесами. Левый же пологий. Пойма водоема покрыта различными кустарниками и водными растениями. С приходом весны берега реки оживают и радуют местных жителей и приезжающих туристов.

Текст №24

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Качественные имена прилагательные

Псел

Исток реки Псел находится на границе Курской и Белгородской областей на западных склонах Среднерусской возвышенности. Долина реки узкая, глубокая, с крутыми склонами. Русло извилистое и широкое, но встречаются мелководные участки.

Животный мир на территории реки Псел очень разнообразен. В русле реки можно увидеть зайцев, лис, в лесах встретить кабанов и косуль. В последнее время на крутых берегах реки стали появляться бобры. Так же берега реки покрыты лиственными и хвойными лесами.

Летом на реке открываются песчаные пляжи. С приходом зимы река покрывается льдом, который в начале апреля тает. Берега реки богаты историческими памятниками. На берегу реки Псел находится Белгородская Николаевская пустынь.

Словарь к тексту:

Долина – удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.

Русло – углубление в почве, по которому течет водный поток.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Где находится исток реки Псел?

3.     Какие животные обитают по берегам реки?

4.     Объясните значения слов долина, русло используя словарь. Составьте словосочетания со словами.

5.     Подберите синонимы к словам река, берег, исток.

6.     Найдите в тексте качественные имена пригательные.

7.     Выпишите их.

Текст №25

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Правописание имен прилагательных.

Северский Донец

Северский Донец - самый крупный приток Дона. Свое название получил от племени северян, которые проживали у истока реки.

Река пересекает Белгородскую область в направлении с севера-востока на юго-запад, а затем поворачивает на юго-восток. Свое начало Северский Донец берет недалеко от села Подольхи Прохоровского района. Русло реки Северский Донец извилистое, дно песчаное, меловое. Пойма Северского Донца покрыта заливными лугами, заросшая осокой, камышом и тростником.

Словарь к тексту:

Пойма - это место, заливаемое во время половодья.

Русло - углубление в почве, по - которому течет водный поток.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Почему река получила такое название?

3.     Как протекает река по территории Белгородской области?

4.     Объясните значения слов пойма, русло используя словарь.

5.     Что вы можете рассказать о реке Северский Донец.

6.     Выпишите прилагательное + существительное. Отметьте окончание имен прилагательных.

Текст №26

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Главные члены предложения

Псел

Река Псел берет свое начало неподалеку от истоков Сейма в Прохоровском районе, вблизи железнодорожного разъезда Ельниково. Затем река переходит на территорию Обоянского района Курской области и впадает в большое водохранилище. Длина реки превышает семьсот километров.

Территория вблизи водоема славится своими цветущими лугами на которых пасутся стада животных.

Словарь к тексту:

Исток - это место, где начинается водный источник.

Водохранилище - это искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

Стадо – группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст

2.     Где река Псел берет свое начало?

3.     Какова длина реки?

4.     Объясните значение слов водохранилище, стадо, исток используя словарь. Составьте с данными словами предложения.

5.     Озаглавьте текст по-другому. Почему вы выбрали такое название?

6.     Разберите первое предложение по составу. Найдите в этом предложение грамматические основы.

Текст №27

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Учимся писать приставки

Сейм

Сейм протекает в Губкинском районе и состоит из нескольких ключей и ручьев. С приходом лета водоем пересыхает в своем старинном верховье. Длина реки составляет не более пяти километров. Сейм пересекает границу Курской области и протекает по Украине.

У истока реки люди выкопали колодец, который славится своей вкусной водой.

Словарь к тексту:

Верховье – часть реки, близкая к ее истокам, а также прилегающая к ней местность.

Исток – место, где начинается водный источник.

Колодец – узкая и глубокая яма, вырытая до водоносных слоев и укрепленная срубом, служащая для добывания воды.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Какова длина реки?

3.     Где протекает река Сейм?

4.     Объясните значение слов исток, колодец, верховье, используя словарь. Подберите к данным словам синонимы.

5.     Вы когда нибудь видели колодец? Постарайтесь описать его.

6.     Найдите выделенные слова. Спишите их и выделите в них приставки.

Текст №28

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Подлежащее

Потудань

Река Потудань берет свое начало в Старооскольском районе Белгородской области у села Верхняя Потудань, течет по территории  Старооскольского, Алексеевского и Ровеньского районов. Нижнее течение реки Потудань проходит по Острогожскому району Воронежской области, где речка впадает в Дон.

Длина водоема не превышает девяноста километров. Течение тихое, берега высокие, местами крутые. На берегах реки Потудань расположилось много Воронежских и Белгородских сел.

Словарь к тексту:

Село – большое крестьянское селение.

Берег – край земли около воды.

Течение – поток воды, направление потока воды.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     По каким землям течет река Потудань?

3.     Какое течение у реки Потудань?

4.     Объясните значение слов село, берег, течение, используя словарь. Составьте словосочетание существительное + прилагательное с этими словами.

5.     Составьте план текста. Перескажите его по плану.

6.     Разберите выделенное предложение по членам предложения. Найдите подлежащее, чем оно выражено?

7.     На какой вопрос отвечает подлежащее?

Текст №29

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Сказуемое.

Тихая Сосна

Свое название Тихая Сосна получила из-за тихого течения речных вод. Начало свое река берет вблизи п. Волоконовки. Течет в Волоконовском, Красногвардейском и Алексеевском районах области. Длина реки 160 километров. На берегах Тихой Сосны разместились города Алексеевка и Острогожск.

У реки два притока, оба левые: Тростянка и Усердец. Тростянка течет в Алексеевском районе, Усердец в Новооскольском и Красногвардейском районах.

Словарь к тексту:

Приток - это прилив, поступление чего - нибудь в большом количестве.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Почему река Тихая Сосна получила такое название?

3.     В каких районах течет река Тихая Сосна?

4.     Объясните значение слова приток используя словарь, составьте с данным словом предложение.

5.     Что вы еще можете рассказать о реке Тихая Сосна?

6.     Разберите выделенное предложение по членам предложения.

7.     Найдите в тексте сказуемые, напишите чем они выражены?

Текст №30

Краеведческая тема: Гидронимы Белгородской области

Грамматическая тема: Обстоятельство

Легенда о Северском Донце

С незапамятных времен река Северский Донец являлась притоком Дона, в который впадает на юге, неподалеку от Азовского моря. Название Северский Донец появилось еще в Древней Руси. По берегам Донца жило тогда славянское племя северяне. Их княжество называлось Северским, и Донец с той поры именуется Северным.

Словарь к тексту:

Племя – объедение людей связанных родовыми отношения общим языком и территорией.

Княжество – область управляемое князем.

Задания к тексту:

1.     Прочитайте текст.

2.     Куда впадает Северский Донец?

3.     Почему река получила такое название?

4.     Объясните значение слов племя, княжество, используя словарь. Составьте с данными словами предложение.

5.     Озаглавьте текст по-другому. Почему вы выбрали такое название?

6.     Спишите выделенное предложение. Письменно задайте вопрос к обстоятельству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Туранина Н.А Индивидуально – авторская метафора в контексте и словаре. – Белгород, 2001

2.     Туранина Н.А., Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку (1-9 классы), Белгород, 2006 год

3.      Гидрографический справочник по бассейнам рек СССР, Объединенное научно-техническое издательство, Москва-Ленинград, 1936

4.      Ресурсы поверхностных вод СССР. Том 6. Выпуск 3. Бассейн Северского Донца, Ленинград, 1967

5.     ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы администрации Белг. обл. от 05.09.2001 N 557 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВОДОХРАНИЛИЩ И ПРУДОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" (ред. от 08.11.2001)

6.     Воронежская энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. М. Д. Карпачёв. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. 

7.     Словарь русского языка, С.И Ожегов

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интерактивный плакат" Изучение родного языка"(3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 244
    • DOCX 149 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каримова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Каримова Елена Алексеевна
    Каримова Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73270
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек