Инфоурок Другое Другие методич. материалыИнтерактивные формы и методы занятий при обучении студентов специальностей Туризм и Гостиничный сервис

Интерактивные формы и методы занятий при обучении студентов специальностей Туризм и Гостиничный сервис

Скачать материал

Пацук Татьяна Вениаминовна

ГБПОУ СПО Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна

 

Интерактивные формы и методы занятий при обучении студентов специальностей Туризм и Гостиничный сервис

 

В условиях развития современного общества успешность выпускника колледжа зависит от его умения приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям рынка труда, умения осваивать новые технологии, осуществлять сбор и анализ необходимой информации. Качества, позволяющие человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях, определяют как «ключевые компетентности». Формирование профессиональных компетенций является одной из главных задач подготовки студентов к будущей практической деятельности.

Специалист в сфере туризма и гостиничного сервиса должен следующими компетенциями: анализировать различные базы данных и искать там нужный материал, уметь работать с документами; сотрудничать с коллегами, принимать решения, разрабатывать и выполнять проекты; организовывать свою работу и нести за нее ответственность; использовать новые информационные коммуникационные технологии.

. Ведущей основой в обучении являются компетентностно – ориентированный подход и активные и интерактивные методы обучения.

Интерактивные технологии - это технологии обучения, основанные на активном взаимодействии студентов между собой и с педагогом. 

Интерактивную работу можно применять на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), на занятиях по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения материала.

При подготовке к проведению занятий с активными и интерактивными методами необходимо разработать систему заданий, которые позволят максимально приблизить процесс обучения к производственному процессу и  получить результат в виде материального или интеллектуального продукта. Обучающее задание составляется в виде строго определенной последовательности действий и моделирует практическую профессиональную или жизненную ситуацию. Составляя задание, преподаватель выстраивает этапы и формулирует условия их прохождения, тем самым оказывая на студентов обучающее воздействие.

На выбор вида задания влияет структура компетенции. В зависимости от сложности выполняемых действий преподаватель определяет, какое отдельное умение или компетенция будет включена в задание. В зависимости от степени овладения студентами общими компетенциями может быть определена форма представления результата. Например, информационная компетенция может проявляться через умение находить и обрабатывать информацию, представлять ее в различной форме. Исходя из этого, задание может включать поиск информации для выполнения профессионального действия, предъявление результата в форме текста, устного описания, слайда

Форма представления результата деятельности также может определять вид задания. Если нужно получить материальный объект, то преподаватель будет проектировать практическое задание. Для получения объекта интеллектуальной деятельности потребуется частично-поисковое или проектное задание, которое включает в качестве составляющего компонента поиск и обработку профессионально значимой информации и презентацию проектных результатов.

При проектировании задания следует предусмотреть как индивидуальную так и групповую форму организации деятельности студентов. Такой выбор позволит развивать либо самостоятельность, либо умение работать в команде. Кроме того, вид задания зависит от материально-технического оснащения, необходимого для выполнения задания, временных рамок выполнения задания, необходимости аудиторной или внеаудиторной работы. Содержание задания должно быть профессионально направленным.

Необходима также разработка критериев оценки задания, поскольку в процессе выполнения задания преподаватель должен отслеживать и процесс, и результат выполнения, то при оценивании нужно задать критерии и для результата, и для процесса деятельности

Подготовка и проведение презентаций в качестве самостоятельной работы студентов необходимо для дополнительного контроля и расширения представлений о предмете, а также направлено на формирование навыков работы с дополнительными источниками информации и демонстрация текста.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, конференций по обмену опытом, презентации авторских материалов, общее решение производственных и ситуационных задач, проектную деятельность.

Для проведения презентации, способной завоевать внимание слушателей, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов. Темы презентаций по профессиональным модулям специальности Гостиничный сервис предлагаются студентам на выбор и могут быть самыми разными, например, это может быть поиск образца вестибюля гостиницы в каталогах или сети Интернет и описание его интерьера. Задание: на основании правил зонирования пространства вестибюля описать виды интерьеров вестибюлей в гостиницах. Разобрать на конкретном примере.

Темы презентаций по туристским дисциплинам это природные и культурно-исторические туристские ресурсы стран мира и регионов России, фото-портфель экскурсовода.

Инструкция по выполнению презентации включает в себя следующие этапы:

-первый этап планирования презентации -  это поиск и отбор материала по заданной теме, который может заинтересовать аудиторию или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных);

-второй этап включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, размещение их в логическом порядке и определение порядка выступления;

 -третий этап – завершение презентации (краткое описание изложенных фактов; обобщение и подведение итогов).

Выступление студента с презентацией дает возможность приобрести навыки публичного выступления, непосредственной коммуникации со слушателями.

Туризм предъявляет к специалистам, такие требования, как коммуникативность, психологическая совместимость, оперативность, именно эти качества наиболее эффективно развиваются в процессе деловой игры.

Деловая игра является одним их активных и эффективных методов обучения. Проигрывая ситуации профессионального общения, моделируемые в ролевых играх, студенты овладевают теоретическими и практическими знаниями, связанными с их будущей профессией. Совершенствование умений профессиональной коммуникативности происходит на основе накопления языкового материала, освоения диалектики общения и речевого этикета.

Подготовка преподавателя к занятию предусматривает: выбор темы и постановку проблемы; отбор и повторение необходимых языковых средств; уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.; подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки с информацией; уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка учащихся заключается в следующем: поиск дополнительных данных по теме и изучение раздаточного материала; повторение речевых формул и лексики по теме.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:

-   инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых групп и распределение ролей);

-   изучение студентами  документации  (сценарий, правила, поэтапные  задания), распределение ролей внутри подгруппы;

- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

-подведение итогов и анализ игры преподавателем.

В рамках учебного занятия можно использовать разного рода ролевые игры: игры, дающие представление о туризме как сфере будущей профессиональной деятельности; игры, раскрывающие специфику профессиональной туристской деятельности; игры, дающие возможность ощутить характер работы в сфере гостеприимства.

Игровые методы базируются на имитации профессиональной деятельности. Например, дается задание: рассмотреть реальную ситуацию в турагентстве: разговор с трудным клиентом; продажа определенного тура, правила общения с клиентом в офисе и по телефону. Группа подразделяется на подгруппы, каждая из которых разыгрывает одну и ту же ситуацию.

Роль преподавателя ведущего деловую игру активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры и ведет пленарные заседания, часто является источником конфликтной ситуации. Таким образом, преподаватель является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

Система оценивания в деловых играх – часто разветвленная – направлена на реализацию следующих функций: обеспечение обратной связи участников, которая служит формированию ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры, и процедурные средства воздействия на участников, если они отклоняются в своей игровой деятельности от предписанных им ролей и обязанностей. Под системой оценивания понимается система поощрения и наказания, большая оценка на всех этапах игры. Она может быть групповой и индивидуальной.

При завершении игры необходимо  провести обсуждение результатов и анализ игровой деятельности и рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

В процессе деловой игры студенты должны овладеть умениями: принять и исполнить роль; ориентироваться в ролях партнеров; выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу; предусматривать конфликт и находить пути для его устранения; формулировать проблему и предлагать пути ее решения; менять тактику своего поведения; владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.). Очень важным результатом такой работы является развитие навыков работы с людьми.

Деловая игра активизирует учебный процесс, повышает заинтересованность каждого из ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, помогает осваивать ряд учебных элементов. В то же время деловая игра способствует выявлению таких качеств личности как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом.

Метод проектов дает возможность студентам самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач, учит студента исследовательской, поисковой и творческой деятельности. Преподавателю отводится роль координатора, консультанта  и эксперта.

Будущие специалисты по туризму и гостиничному сервису создают экскурсионные проекты, проекты туристских центров и гостиниц. Преподаватель должен мотивировать студентов на выполнение проекта, поставить цель и задачи, помочь в выборе темы и основного направления работы. Важно также четко обозначить этапы разработки проекта (поисковый, аналитический, практический, презентационный. На всех этапах выполнения проектов преподаватель выступает в роли помощника: консультирует – задаёт вопросы, активизирует мышление студентов, создаёт ситуацию выбора и свободы самоопределения; наблюдает и анализирует ситуации для организации консультаций и последующей оценки информационной и коммуникативной компетентностей студентов.

Результат проекта - готовый проект экскурсии, тура или турцентра обсуждается на его защите. При этом учитывается соответствие материала теме проекта, его информационность и значимость, соответствие презентации тексту, эмоциональный уровень подачи материала.

Метод проекта позволяет студентам научиться сотрудничеству с коллегами, умению слушать и принимать чужое мнение, если оно является лучшим, чем твое. При подготовке к защите проекта каждый выступающий должен уметь убедительно и эмоционально представить свой проект, аргументируя рассказ с демонстрацией зрительных доказательств.

Таким образом, активные и интерактивные формы и методы обучения при компетентностно ориентированном подходе формируют коммуникативные навыки, самостоятельность, творческую самостоятельность, способствует развитию речи, пополнению лексикона, получению более полного знания о предмете


 

Приложение

Этапы выполнения экскурсионного проекта «Достопримечательности города Самары»

 

Этап

Содержание

Сроки реализации

Поисковый

Постановка мотивации создания проекта  для определения цели и задач

1 неделя

Аналитический

Составление списка литературы и направление поиска в электронных образовательных ресурсах.

Подготовка образца оформления работы

Выбор формулы для расчета стоимости разных вариантов турпродукта

Разработка критериев оценивания туристского проекта

2 недели

Практический

Консультирование по отбору информационных ресурсов

Консультирование по компоновке и оформлению работы

Консультирование по расчету стоимости турпродукта

Консультирование по подготовке  презентации и  защите проекта

3-4 недели

Презентацион-ный

 Проведение презентации

1-2 недели

Контрольный

Анализ результатов: соответствие материала теме проекта, информационность и значимость, соответствие презентации тексту, уровень защиты проекта. Возможности развития экскурсионного проекта.

3- часа

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интерактивные формы и методы занятий при обучении студентов специальностей Туризм и Гостиничный сервис"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Метод проекта позволяет студентам научиться сотрудничеству с коллегами, умению слушать и принимать чужое мнение, если оно является лучшим, чем твое. При подготовке к защите проекта каждый выступающий должен уметь убедительно и эмоционально представить свой проект, аргументируя рассказ с демонстрацией зрительных доказательств.Таким образом, активные и интерактивные формы и методы обучения при компетентностно ориентированном подходе формируют коммуникативные навыки, самостоятельность, творческую самостоятельность, способствует развитию речи, пополнению лексикона, получению более полного знания о предмете

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 918 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая тетрадь по лабораторным работам дисциплины "Электротехника" (2 курс)
  • Учебник: «Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • Тема: Глава 1. Электрические цепи постоянного тока
  • 30.12.2020
  • 32166
  • 18
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.04.2020 532
    • DOCX 27.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Мария Александровна
    Морозова Мария Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84015
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе