Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 4 г. Клина
«МОРСКОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ,
ПРОВОДИМАЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ:
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
(«ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ»)
КЛИН
2008
Пояснительная записка
Наряду
с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное,
эмоциональное развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей
ребенка. Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает
неформальное общение педагога и воспитанников, и дает возможность заметить
достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность
реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Просвещение
– это получение школьниками дополнительных знаний по жизненно важным вопросам,
расширение их кругозора, обучение первоначальным навыкам обсуждения,
рассуждения и анализа. Сложность, многогранность целей и задач воспитания
требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости,
выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми,
помогающими делать жизнь детей и процесс обучения и воспитания радостными,
интересными.
.
И здесь на помощь учителю приходит игра, которая в увлекательной, доступной
форме может донести до детей серьезные вопросы, тем самым позволяя увеличить
эффективность учебно-воспитательного процесса. Благодаря неформальному общению
и интересным для ребят формам подачи материала все усваивается гораздо лучше,
чем на уроке, ликвидируются пробелы в знаниях детей. Особое место среди игр
занимают игры-соревнования. В них преодолеваются трудности, дается выход
энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.
Кроме
этого, игра помогает снять нервное напряжение, усталость, раскрепоститься
неуверенным в себе ученикам.
Всем
перечисленным условиям соответствует интеллектуально-развлекательная игра
«Морское путешествие». Помимо них, она имеет ряд своих преимуществ.
а)
Универсальность. Ее с успехом можно использовать для закрепления и проверки
знаний по любому учебному предмету. Для этого достаточно только поменять
задания к карточкам.
б) Не
надоедает. Дети очень любят игру, всегда с нетерпением ждут и с удовольствием
играют.
в) Не
требует сложного оборудования. Достаточно доски и магнитов или кнопок.
г)
Подходит практически любому возрасту игроков, достаточно подобрать
соответствующие возрасту задания.
д)
Красочна, что само по себе привлекает внимание и развивает эстетический вкус.
е)
Может быть использована как на уроках , так и во внеурочной деятельности.
Сорокина
Людмила Владимировна в своей деятельности большое внимание уделяет проведению
нестандартных интеллектуально-развиваюших игр, среди которых «Морское
путешествие» занимает одно из ведущих мест. Путешествие проводилось по Морю
сказок, по Математическому океану, по Морю загадок и головоломок, а также в
Экологической бухте. Одно из путешествий было представлено на районном семинаре
для заместителей директоров школ «О, сколько нам открытий чудных готовит
просвещенья дух…» в январе 2005 года.
Кроме
«Морского путешествия», у Людмилы Владимировны разработан аналог этой игры –
«Новогодние приключения», посвященный празднованию Нового года и Рождества. Эта
игра проводится так же, но вместо «морских» карточек – «новогодние»:
«снеговик», «елка», «игрушка», «часы», «снежинка», «мешок с подарками» и
«свеча».
Цели игры:
- закреплять знания, полученные на уроках,
расширять знания детей о здоровом и правильном питании.
Задачи:
- формировать ценности здоровья и здорового
образа жизни;
- развивать познавательные, творческие и
аналитические способности учащихся, коммуникативное общение, любознательность;
- развивать быстроту реакции, умение достойно
выигрывать и проигрывать, умение не теряться, находить выход;
- воспитывать чувство ответственности каждого
за свое здоровье.
Оборудование:
- 30 карточек с рисунками;
- 30 карточек с числами от 1 до 30;
- карточки с заданиями;
- карточки-флажки, соединяющиеся в название
игры;
- доска;
- магниты;
- мел;
- плакат с изображением корабля;
- «сундук» с шоколадными «монетками» в
качестве приза
- грамоты победившим командам.
Правила игры:
Вверху доски – «флажки» с
названием игры «Морское путешествие». На боковой доске – плакат с изображением
корабля. На нем игроки отправляются в «путешествие». На центральной доске
прикреплены карточки с рисунками изображением внутрь. На каждой карточке –
карточка с номером, с другой стороны которой скотчем прикреплена карточка с
заданием.
Количество команд – произвольное.
Команды по очереди называют номер карточки, которая переворачивается
изображением вверх и снова крепится на доску. Читается и выполняется задание.
За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов. Набранные баллы записываются
на доске или команда получает жетон с определенным количеством баллов. В конце
игры, когда все карточки перевернуты, баллы, набранные командами, суммируются.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает приз – «сундук» с
«золотыми» (шоколадными) монетками. Остальные команды получают грамоты или
другие призы.
Условные обозначения:
- «Корабль» - 8
карточек – 3 вопроса о продуктах питания.
- «Пираты» - 5
карточек – 3 загадки о продуктах питания.
- «Буря» - 4
карточки – 3 пословицы о пище с пропущенными словами.
- «Бутылка» - 4
карточки – 2 «золотых» правила питания с пропущенными словами.
- «Остров» - 2
карточки – 1 задание: восстановить слово
- «Сундук» - 3
карточки – 50 баллов без выполнения задания («клад»).
- «Мина» - 3
карточки – все набранные баллы сгорают.
- «Пустая» - 1
карточка – переход хода.
Количество заданий на каждой карточке может
варьироваться в зависимости от возраста участников, целей игры, уровня
сложности и т.д.
Ход игры
Примерные задания по карточкам.
«Корабль»
1 карточка:
а) Из какого
растения пекут белый хлеб?
- из
картофеля
- из
пшеницы
- из
ржи
- из
крапивы
б) Карамель – это
-
наказание капитану за то, что он посадил корабль на мель;
- вид
конфет;
-
тропический фрукт.
в) Назовите 3
способа приготовления рыбы.
2 карточка:
а) Какое блюдо
нельзя приготовить из молока?
- сыр
-
творог
- варенье
- масло
б) Горчица – это
- жена
горца;
-
горькая микстура;
- острая
приправа к пище из семян одноименного растения.
в) Из каких
растений можно сварить щи?
3 карточка
а) Какая из этих
ягод растет не на кустах?
- земляника
-
малина
-
крыжовник
б) Драники – это
-
шалуны, которым надрали уши;
- картофельное
блюдо белорусской кухни.
в) Почему грибы
называют лесным мясом?
4 карточка
а) Какое из
перечисленных животных не относится к рыбам?
- сом
- кит
-треска
- щука
б) Гречка – это
-
маленькая жительница Греции;
- жена
грека;
- крупа.
в) Назовите 5 блюд
из ягод.
5 карточка
а) Говядина – это
мясо
- коровы
-
барана
-
курицы
-
свиньи
б) Баранки – это
-
бараны в детстве;
-
котлетки из баранины;
-
пшеничные хлебцы в виде кольца из заварного крутого теста.
в) Назовите 5 видов
орехов.
6 карточка
а) Он бывает и
апельсиновый, и яблочный, и желудочный. Что это?
- суп
- сок
-
компот
-
кисель
б) Корица – это
- мама,
которая часто корит своих детей за плохое поведение или учебу;
- пряность
из коры ветвей тропического дерева;
- сыпь
от кори.
в) Назовите 3 вида
каш.
7 карточка
а) Как называется и
блюдо из овощей, и само растение, листья которого едят в сыром виде?
-
винегрет
- укроп
-
овощное рагу
- салат
б) Сморчок – это
-
носовой платок на время насморка;
- весенний
гриб.
в) Назовите 5 блюд
из творога.
8 карточка
а) Приготовление
какого блюда не обходится без свеклы?
- пюре
-
запеканки
- борща
- ухи
б) Индейка – это
- жена
индейца;
- крупная
домашняя птица семейства куриных.
в) Какие блюда
можно приготовить из яиц?
«Пираты»
Вы
попались в руки пиратам. Если вы отгадаете их загадки, они вас отпустят.
1 карточка
На холоде твердое,
как лед,
А в тепле плывет,
как мед. (Масло.)
В руках у Вани
Зима в стакане.
(Мороженое.)
Нужна она в каши,
Нужна и в супы.
Десятки есть блюд
Из различной …
(крупы.)
2 карточка
Верхний слой
молока, любимое лакомство кота. (Сливки.)
Как репка желт со
всех сторон.
Чем больше дыр, тем
лучше он. (Сыр.)
В холодильнике у
нас
Летом стынет
хлебный … (квас.)
3 карточка
Варенье солнечно,
как юг,
На пирожки с
повидлом – спрос,
В сушеном виде он –
урюк,
А в натуральном -
… (абрикос.)
За кудрявый хохолок
Лису из норки
поволок.
На ощупь – очень
гладкая,
На вкус – как
сахар, сладкая! (Морковь.)
Меня –
Единственную в мире
–
Не просто варят,
А в мундире!
(Картошка.)
4 карточка
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша.)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь – в
птицу
Может
превратиться. (Яйцо.)
Будет строен и
высок
Тот, кто пьет
фруктовый … (сок.)
5 карточка
Круглый, зрелый,
загорелый
Попадался на зубок,
Попадался на зубок,
Расколоться все не
мог.
А попал под
молоток,
Хрустнул раз – и
треснул бок. (Орех.)
Жидкое, а не вода.
Белое, а не
снег. (Молоко.)
Должен есть и стар,
и млад
Овощной всегда …
(салат)
«Буря»
1 карточка
а) Он – всему
голова. (Хлеб.)
б) Хлеб – батюшка,
а она – матушка. (Вода.)
в) Они – пища наша.
(Щи да каша.)
2 карточка
а) Без него нет
обеда. (Без хлеба.)
б) Он приходит во
время еды. (Аппетит.)
в) Без нее щи не
густы. (Без капусты.)
3 карточка
а) Без него – не
масленица. (Без блина.)
б) Вари не вари, а
оно поверху. (Масло.)
в) В нем и подметку
съешь. (В меду.)
4 карточка
а) Ее маслом не
испортишь. (Кашу.)
б) Его пить – не
дрова рубить. (Чай.)
в) Без нее и хлеб
не естся. (Без соли
«Бутылка»
В бутылке были спрятаны «Золотые правила
питания». Но морская вода попала внутрь, и некоторые слова размыло. Помогите
восстановить.
1 карточка
а) Во время еды не
… (разговаривай.)
б) Перед едой …руки
с … (мой руки с мылом.)
2 карточка
а) Тщательно …
пищу. (пережевывай)
б) Не …! Ешь в
меру! (переедай)
3 карточка
а) Ешь с …
ртом. (закрытым)
б) Фрукты и овощи
надо … водой. (хорошо мыть горячей)
4 карточка
а) Не торопись! Ешь
… кусочками. (небольшими)
б) Не … на ходу.
(перекусывай)
«Остров» (задание для Робинзонов)
1 карточка
Догадайся, какие
съедобные растения можно найти на островах?
СОККО
НААБН НАНАСА КНИФИ ГОМАН
(кокос)
(банан) (ананас) (финик) (манго)
2 карточка
Догадайся, каких
съедобных животных ты можешь найти на островах?
ШУКАРКА
БАРК БЫРА ВЕТРЕККА ОГОСЬМИН
(ракушка)
(краб) (рыба) (креветка) (осьминог0
Список используемой
литературы
- Агеева И.Д.
Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех детских праздников. -
М., ТЦ Сфера, 2002.
- Агеева И.Д. Новые
загадки про слова для всех детских праздников. - М., ТЦ Сфера, 2002.
- Безруких М. М.,
Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Методическое
пособие для учителя. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Безруких М. М.,
Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Разговор о правильном
питании. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Безруких М.М.,
Филиппова Т.А.. Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Методическое
пособие для учителя. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
- Безруких М.М.,
Филиппова Т.А.. Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь
для школьников. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
- Детское питание.
- М., Советская энциклопедия, 1958.
- Книга о вкусной и
здоровой пище. Под редакцией Л.И.Воробьевой. - М., Колос, 1993.
- Русские народные
загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. – М., Просвещение, 1990.
- Сахарова С.Ю.
Академия домашних волшебников. - М., Пресса, 1993.
- Сахарова С.Ю.
Чудеса в решете, или Калинкина школа для первоклассников. - М., Пресса,
1993.
- 500 загадок для
детей. Составитель И.Мазнин. - М., ТЦ Сфера, 2002.
- Узорова О.В.,
Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. - М., АСТ
Астрель, 2002.
ИГРА «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
В РАМКАХ
РАЙОННОГО СЕМИНАРА ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья
дух…»
26
января 2005 года
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.