Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтеллектуальная игра по русскому языку "Морской бой"

Интеллектуальная игра по русскому языку "Морской бой"

Скачать материал

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интеллектуальная игра по русскому языку «Морской бой»

Цели:

  1.   углубить знания учащихся о русском языке;
  2.  развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
  3. прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность, собранность, чувство ответственности.

Оборудование: слайдовая презентация, игровое поле, маркеры, грамоты, аудиозаписи песен о русском языке, стихотворение И.Тургенева в прозе «Русский язык»

                                      Ход игры.

Слово учителя.

1 слайд (заставка-стих И.С.Тургенева)

Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык. А русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Нашу интеллектуальную игру мы проводим в рамках недели Языков, чтобы углубить ваши знания о русском языке. Конкурс будет проходить на основе известной игры «Морской бой».

Разрешите представить жюри нашего конкурса:

2 слайд (корабль)

У каждой команды есть свое табло для игры. Сейчас я вам раздам уменьшенную копию этого табло для того, чтобы вы нанесли на него координаты своих кораблей.

Каждой команде нужно нарисовать на табло свои корабли в таком количестве:

1 клетка- 4 корабля

2 клетки — 3 корабля

3 клетки- 2 корабля

4 клетки — 1 корабль

Та команда,  которой  выпадает  по  жребию начать игру,  называет координату первого выстрела.  Если на этой клетке  стоит  корабль,  то команда  получает в плюс очки,  проставленные на клетке,  и продолжает "стрельбу".  Если на этой точке нет  корабля,  то  ведущий  предлагает команде  вопрос той же сложности,  сколько очков стоит на этой клетке. На размышление команде дается столько же секунд - сколько очков.  Если команда  ответилаправильно,  то  очки  засчитываются  в  плюс,  если неправильно, то минус. Ход переходит к противнику.Команда выбывает  из  игры,  если  "потоплены"  все  ее  корабли.Выигрывает та команда,  которая к  тому  моменту,  когда  "сбиты"  все корабли,  наберет  больше  очков  (победителем  может  считаться  и та команда, у которой остался последний корабль "на плаву"). Если нас будет поджимать время, то мы можем прервать игру и на любом этапе определить победителя по очкам или по количеству оставшихся кораблей.   

Пока команды формируют свой флот, я хочу  познакомить наших гостей с полными фразами некоторых известных выражений. Заметьте, что к некоторых случаях смысл оказывается прямо противоположным, чем тот, к которому мы привыкли.

Слайд 3 (полные версии некоторых известных фраз)

Разминка «Ассоциации» (определение очередности хода)

 Слайд  4

Что такое ассоциация? Это когда нечто заставляет думать человека о чем-то другом. Конечно, у этого слова есть и другие значения, но нас интересует это. Например, когда я произношу слово «каникулы», какие ассоциации возникают в вашем сознании?

Задание: подобрать как можно больше ассоциаций к слову «язык», 2 минуты на подготовку. По очереди называют ассоциации, не повторяясь. Кто не может назвать, тот играет вторым ходом.   

 

А пока команды готовятся, я хочу познакомить гостей с самым емким словом на земле.

Слайд 5: мамихлапинатама.   Что означает "глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать".

                                    «Морской бой»

Вопросы за 10 баллов

  • С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( С глаголом.)
  • Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  • Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число. (Добавить Ь.)
  • Какое русское слово состоит из 6 букв, а указывает на весь алфавит? (Азбука.)
  • Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов простыня, курица. (Простынь, кур.)
  • Почему по-разному пишутся близкие по произношению слова? Деревенский старожил сад колхозный ст0рожил.
  • Самая лаконичная  в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? («!»)
  • Напишите правильно слов «винегрет»
  •  В школе – перемена, в магазине – перерыв, а в театре? (антракт)
  •  Чем невежа отличается от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный человек.)
  • Какому человеческому пороку соответствует прозвище тунеядец? (человек, привыкший не работать – лень.)
  • Какие буквы никогда не бывают большими в именах людей, а также в кличках животных? (ъ, ь, й.)

                   Вопросы за 20  баллов

  • В чем отличие употребления глаголов одеть, надеть? (Надеть на себя, одеть кого-то).
  • Из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой? Подумайте, какое русское слово может вам помочь.(Четырех, квадрат)
  • К каким частям речи может относиться слово попугай? (К сущ. и глаг.)
  • Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими. (вода)
  • Напишите правильно слово «как будто"
  • Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится; иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной». (Душа.)
  • Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся?(У этого глагола нет неопределённой формы).
    Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?(Образованы от слов рука и перст.)
  • Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя.)
  • Какой спутник Земли имеет два названия: одно – мужского рода, второе – женского? (Луна, месяц.)
  • Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду? Ответ: мозоль.
  • Найдите смысловое различие: Подарок Коле и подарок Коли
  • Мои кусты легко узнать:
    Цвету я гроздьями весною.
    Но замените мягкий знак
    На букву А и я завою. (сирень-сирена)

Вопросы за 30  баллов

  • Лоботряс, людоед, зубоскал, лизоблюд – какое из этих четырех слов образовано не так, как другие? Лизоблюд (лизать + блюдо – глагол + имя существительное, остальные слова – имя существительное + глагол).
  • Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.)
  • Испания. Яркое солнце, серенады, бой быков… Как далеко это всё от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через одно такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и её экзотических традициях. Что это за место?(Коридор – коррида буквально «бег»(быков). Мы не задерживаемся в коридоре, «пробегаем» его).
  • Медсестра широкого профиля – какую запись в трудовой книжке сделать мужчине с дипломом по такой специальности? Правильно: медбрат. Это слово есть в русских словарях и означает медицинского брата, лицо среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях. Сейчас это слово, как и сама специальность, довольно распространено.
  • Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, длань,  персты.(Щёки, лоб, шея, ладонь,  пальцы.)
  • Приведите русский фразео­логизм, синонимичный французскому хорошему коту — хорошую крысу.
  • Ответ: Большому кораблю — большое плавание.
  • Шарада

  Приставка такая же, как в слове полёт.
  Корень такой же, как в слове дарить.
  Суффикс такой же, как в слове дружок.
  Окончание такое же, как в слове  лес.  (подарок)

  • Подберите в к каждому слову противоположное, чтобы получилось известное выражение. 
  • Например. Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.

На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.
Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.
Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.

  • Подберите синонимы к заимствованным словам: аббревиатура, толерантный, коммуникабельный, сокращение, терпимый, общительный 
  • Первая буква есть в слове УРЮК,
    Но нет этой буквы в слове КРЮК,
    За буквой слово тотчас зазвучит,
    Лишь только в ворота вдруг шайба влетит,
    А в целом фигуру найдешь средь других,
    Где сходится в точке лишь пара прямых.
    (У-ГОЛ)
  • Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку?
  • Назовите слова с 3 буквами е подряд: длинношеее, змееед.
  • Перед вами слова: шабаш, топот, доход. Эти слова называются палиндромы, посмотрите на них и скажите, в чем их особенность.
  • Палиндромы - слова и фразы, которые одинаково читаются как в прямом, так и в обратном направлении:

Вопросы за 40 баллов

  • Ходить фЕртом. Что обозначает выражение «ходить фертом» и откуда оно взялось?– это ходить, наклонив голову, ходить руки по швам или ходить, подбоченившись, руки в бока?  (Важничать, ходить руки в боки, напоминая при этом старославянскую букву ф.)
  •  У денег, как и у многих предметов, когда-то были другие названия. Какого достоинства был полтинник, если известно, что алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек, тин – 1 рубль. (50 копеек.)
  • Всем знакомое с детства баю-баю по происхождению 1л.,ед.ч., устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределённой форме и что он значит?(Баять – говорить, рассказывать.)
  • Имплантат?
    Именно так, а не иначе пишется это слово [лат. implantat] – медицинский термин, означающий вживляемый в организм зародыш, орган или ткань. Написание и произношение этого слова со вставным н – имплантант – очень распространенная на сегодня ошибка.
  • В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится, что «нехорошая квартира» № 50 находилась «в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице». Что значит «покоем»?
  • Когда роман Л.Толстого «Война и мир» был переиздан после 1918 года, его объем оказался приблизительно на 70 страниц меньше предыдущего издания. Почему? За счет отсутствия еров (твердых знаков) в конце имен существительных, оканчивающихся на согласную.
  • Какое слово, известное сейчас почти всему миру, придумал английский писатель Джонатан Свифт? (Лилипут. У Свифта – «житель Лилипутии», как француз – житель Франции. Получило переносное значение – «карлик»).
  • Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивный», точка с запятой – «полуточие» Тире – «молчанка,  пресекательный знак»). Как называлась запятая? (Отдохновение.)
  • Как правильно «прецендент или прецедент».
  • Очень “хочется” вставить перед д букву н: языку проще воспроизвести сочетание нд (ср. нт в вопросе 22), чем одиночную взрывную д (т). Но согласно употреблению в языке-источнике [фр. precedent – лат. praecedens (praecedentis)] правильным является только вариант прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода
  • Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить?(Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол.)
  • Вплоть до 19 века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов…Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните своё решение вопроса.(Эти слова звучат там по-русски, т.к. познакомил туземцев с этими растениями и животным Н.Миклухо-Маклай.)
  • Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Анд­рей — «мужественный», Макар — «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название ко­торого восходит к греческому и означает, что отве­дать его - это испытать настоящее блаженство. На­зовите это блюдо. Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).
  • Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая». Ответ: Варвара.
  • Слова с 5 согласными подряд: агентство, вредительство, носительство, издательство, строительство, ангстрем, бодрствование, вальдшнеп.

 

Учитель: Откуда вы можете узнать ответы на эти вопросы? Конечно, из книги. Пока жюри будут подводить итоги, давайте составим синквейн, от французского «пятистишие». Вспомнить, на какие вопросы отвечают прилагательные и глаголы.

слайд 8

Рефлексия «Синквейн»

книга

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

синоним первой строчки

 Стихотворение И.С. Тургенева о русском языке (видео)

 

 После награждения.

 Слайд 9

 

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на высказывание К.Паустовского: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. И я хочу вам пожелать, чтобы  в процессе изучения русского языка вы тоже  открыли для себя богатство и волшебство этого великого языка. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 788
    • 4.4 мбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лутерс Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лутерс Елена Николаевна
    Лутерс Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 210143
    • Всего материалов: 180

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 45 регионов

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе