Ведущий: А что такое конституция? Мы
постараемся сейчас в простой, доступной форме представить определение
Конституции РФ, сравнив ее со строением тела человека, т.е. с конституцией
человека.
1: Девочка в
наушниках удрученно цитирует: «Конституция – это
основной закон, который..., который...высшую… Нет, ничего не понятно!»
Появляется несколько ребят: один хилый и
щуплый, второй здоровяк, эффектная девочка и просто мальчик.
2: О,
привет, чего паришься?
1: Да...
(машет отчаянно рукой)
4: (берет
тетрадку 1, читает): «Конституция - это...»
По-попугайски
написано! Ничего не понятно! Мне бы человеческим языком!
3: Да
чего тут непонятного? Конституция - это что? Это основной закон, в котором
записаны права и свободы. Короче, какая у тебя Конституция, так ты и живешь.
Вот, скажем, _________— конституция у нее, я тебе скажу,
впечатляет! ________, а у тебя тушь размазалась! (Девочка
достает зеркало, начинает поправлять макияж). Вот, видишь, органы
саморегулирования работают как надо!
Опять же _________ конституция
крепкая, механизм осуществления государственной власти отлажен (щупает у
него бицепс, тот показывает кулак).
А какие права и свободы у ___________с
такой дохлой Конституцией?
1: Здорово!
Так Конституция, круче всех законов?
3: Круче!
1: Вот
это я понимаю!
Только высоконравственное общество,
где каждый чувствует себя гражданином своей Родины, может создать достойную
Конституцию.
И сегодня мы поговорим о ценности прав человека.
Права человека позволяют нам в полной мере развивать присущие
человеку такие качества, как разум, талант, и удовлетворить наши духовные и
иные запросы. Но может быть и по-другому. Часто человек не знает, что были
нарушены его права. Сейчас мы увидим это на примере игры.
2 КОНКУРС : Мои права.
Давайте вспомним какими видами прав обладает
человек по Конституции РФ.
Я зачитываю статью, а вы определяете, к
каким правам относится данная статья и поднимаете карточку соответствующего
цвета. Каждому виду прав мы определим соответствующий цвет (слайд).
1. Каждый имеет право на жизнь. (гражданское -
зеленый).
2. Жилище неприкосновенно (гражданское -
зеленый).
3.Право частной собственности охраняется
законом ( экономические – белый)
4. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
(политические – синий).
5. Право на свободу и личную
неприкосновенность (гражданское – зеленый)
6. Каждому гарантируется свобода
литературного, художественного творчества(культурное – желтый).
7. Каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь (социальное – красный).
8. Граждане России имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной власти (политические – синий).
9. Каждый имеет право на жилище (социальное –
красный).
10 Каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания (гражданское – зеленый).
11.Граждане России имеют право собираться
мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации (политические – синий).
12. Каждый имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом деятельности ( экономические – белый).
3 КОНКУРС: Восстанови истину.
Вы получили лист с неправильным текстом
статей Конституции. Ваша задача – написать рядом правильный текст.
1) РФ – Россия есть тоталитарное (демократическое)государство с монархической
(республиканской) формой правления.
2) Достоинство личности охраняется самой
личностью (государством), а не
государством.
3) Носителем суверенитета и единственным
источником власти в России является президент (народ)
России.
4) Граждане РФ не имеют (имеют) право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
5) Право частной собственности охраняется гражданами
(законом) .
6) Гражданин РФ может (не может) быть выслан за пределы РФ и может
(не может) быть выдан другому государству.
7) Народ (Президент)
является гарантом Конституции РФ.
8) Только избранные люди (все граждане) имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
9) В РФ признается идеологическое единство
(многообразие).
10) Государственная власть в России
осуществляется Президентом РФ и местным самоуправлением (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ).
4 КОНКУРС: Черный ящик.
Для каждой команды приготовлен свой черный
ящик. В ящике находятся предметы. Ваша цель – определить на какие статьи
Конституции может указать каждый предмет.
1 команда: ключ – ст.25, ст.40 кукла –
ст.38 18 – ст.60
2 команда: учебник – ст.43 письмо – ст.23 цифра
«21» - ст.97
3 команда: таблетки – ст.41 газета –
ст.29 цифра «35» – ст. 81(1)
5 КОНКУРС: Конкурс капитанов.
Капитаны сейчас получат листы со схемой
государственной власти в России., но схема не заполнена. Задача капитанов
правильно распределить по схеме органы власти.
капитанов правильно распределить по схеме
органы власти.
Правительство РФ
|
* Председатель
правительства РФ
*заместители Председателя
*федеральные министры
|
|
А в это время остальные игроки получат
конверты с функциями разных органов власти . Ваша задача из всех функций
выбрать функции которые соответствуют
1 команда - Федеральному Собранию
2 команда – Президенту РФ
3 команда – Правительству РФ.
Функции органов государственной власти:
1. Является главой государства.
2. Разрабатывает и представляет федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение.
3. Назначение на должность и освобождение от
нее председателя Центрального банка РФ.
4.Обеспечивает проведение в РФ единой
финансовой, кредитной и денежной политики.
5. Является гарантом Конституции РФ, прав и
свобод человека и гражданина.
6. Является представительным и законодательным
органом РФ.
7. Обеспечивает проведение единой
государственной политики в области культуры, науки, образования.
8.Определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства.
9. Назначение выборов Президента РФ.
10. Принимает меры по охране суверенитета РФ,
ее независимости.
11. Утверждение изменения границ между
субъектами РФ.
12. Осуществляет исполнительную власть.
6 КОНКУРС: Домашнее задание.
(Художественный конкурс)
Команды предлагают на суд зрителей и жюри правовые
карикатуры ( по 2 от каждой команды), нарисованные в процессе подготовки к
игре, причем команда противника должна угадать, о каком конституционном праве
идет речь на рисунке.
7 КОНКУРС: Консультант.
Каждая команда представляет сейчас юридическую
консультацию. И должны будут дать совет по различным ситуациям.
1 команда: №1.Бывший приятель моей знакомой
дарит своим друзьям неудачные фотографии этой
девушки. Может ли он
так поступать? (ст.24/1, нет)
№2.Одна пожилая женщина
все время вступает в конфликт с рабочими, когда они при
ремонте портят
деревья. Рабочие грубят, отвечая, что это не ее дело. Правильно ли
это? (ст.58, нет)
2 команда: №1.Один парень хочет жениться и
имеет желание принять католическую веру невесты.
Родители против. Что
им объяснить? (ст.28, это личное дело сына)
№2.Мне рассказали про
парня, которому упорно предлагают вступить в одну партию.
Иначе дела в гору по
службе не пойдут. Как быть? (ст.30/2, противозаконно)
3 команда: №1.На митенге очень активно
выступал оратор против нашего правительства.
Милиционер предложил
ему покинуть митинг, т.к. он гражданин другого
государства. Почему?
(ст.31, это право граждан РФ)
№2. Молодая семья,
снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на
которую хозяин
жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении. Правомерно
ли это? (ст.23,
нет)
Дополнительная
ситуация: ( У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому
просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть:
поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете
право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых - ст. 37)).
8 КОНКУРС: Праздничная телеграмма.
Задача
команд – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем
присутствующим, выразив свою мысль в 3-5 предложениях, считая обращение.
Творческий подход приветствуется.
Примеры составленных
телеграмм:
- Законы всегда
помогали людям в сложных ситуациях. Именно живя по ним, человек
понимает, как поступить при тех или иных условиях. Хочется пожелать, чтобы
Основной Закон нашей страны соблюдался неукоснительно, и каждый российский
гражданин был уверен в своем будущем. Поздравляем всех с Днем
Конституции России!
- День основного закона России —
праздник для каждого гражданина великой страны. Для каждого, кто уважает наше
государство, его правовые основы само слово «Конституция» это не пустой
звук. И в этот замечательный день стоит поздравить каждого, кто
не чужд истории и культуре отечества, ведь Конституция —
гарантия всех наших прав и свобод, всего, чего мы имеем.
С праздником!
9. Итоговое выставление оценок жюри.
Сегодня мы
провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни.
Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в
согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь
этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и
соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
Жюри подводит
итоги и награждает победителей. Общее время игры – 1,5 астрономических часа.
После окончания игры возможно проведение
рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков
проведённого мероприятия.
Рефлексия.
Прошу
вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску
красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время
потерял зря).
Приложение. Таблица для оценивания
команд жюри.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА.
КОНКУРСЫ
|
9 КЛАСС
|
10 КЛАСС
|
11 КЛАСС
|
Названия команд.
|
|
|
|
1. Приветствие команд.
(макс. кол-во баллов – 5)
|
|
|
|
2.»Мои права».
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего 12
баллов).
|
|
|
|
3. «Восстанови истину».
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего 10
баллов).
|
|
|
|
4. «Черный ящик»
(за каждый правильный ответ 1 балл , всего
3 баллов).
|
|
|
|
5. «Конкурс капитанов»
а) для капитанов : за каждое правильно вписанное
понятие 1 балл, всего 13 баллов.
Б) для команды: 4 балла.
|
Ответы задания для команды:1, 5, 8, 10.
|
Ответы задания для команды 3, 6, 9, 11.
|
Ответы задания для команды 2, 4, 7, 12.
|
|
|
|
6. «Домашнее задание»
(за каждую угаданную карикатуру 2 балла,
всего 4 балла.)
|
|
|
|
7. «Консультант»
(за каждый правильный ответ 2 балла, всего 4
балла).
|
|
|
|
8. «Праздничное поздравление».
(макс. кол-во баллов – 5)
|
|
|
|
Итог игры:
|
|
|
|
Приложение.
Грамоты.
награждается
команда ___ класса
______________________,
занявшая ___ место
в интеллектуальной игре
«Знаешь ли ты
Конституцию РФ»
и за победу в номинации
«Интеллектуальный
прорыв»
Директор школы:
награждается
команда ___ класса
______________________,
занявшая ___ место
в интеллектуальной игре
«Знаешь ли ты
Конституцию РФ»
и за победу в номинации
«Не сдамся, не отступлю,
бой до победы доведу!»
Директор школы:
награждается
команда ___ класса
______________________,
занявшая ___ место
в интеллектуальной игре
«Знаешь ли ты
Конституцию РФ»
и за победу в номинации
«
Коллективное созвучие
мыслей»
Директор школы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.