Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по основным разделам русского
языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография,
морфология, синтаксис, пунктуация).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес,
творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных
мероприятиях.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- Компьютерная презентация
- Набор цветных карточек для собирания фразеологизмов
1Тур –интеллектуальный
1.Глагол – какое у него
значение?
Имя прилагательное – что оно
означает?
Имя существительное -что оно
означает?
2.Какое из этих слов не должно
тут быть: убираться, выход, войти, кататься? (Выход)
3.Укажите лишнее: игрушка,
прибавить, книга, постер. (Прибавить)
4.Есть ли синонимы к
определению «красивый»?
4. Подберите к словам Грусть, Темнота,
доброта, вежливость антонимы.
5.Где пишется «о»: дремуч…го,
рыж…го, чуж…го, бледнолиц…го? (Чужого)
6.Где не должно быть мягкого
знака: жгуч…, реч…, рож…? (Жгуч)
7Найдите
слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат,
ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.
8.Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно,
средства,
2тур –на сообразительность
1.Замените
синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст
2 В каждой группе вычеркните “четвертый лишний”
фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не
подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
3 Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе,
самолёте (пассажир)
7Победитель в спортивных соревнованиях на
первенство страны, мира (чемпион)
8Больной, лечащийся у врача (пациент)
9Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее
или зимнее время (каникулы)
10Фигура в форме человеческого тела для примерки и
показа платьев, костюмов (манекен)
11Временное помещение из натянутой ткани, обычно
брезента (палатка)
12Смотр войск (парад)
13Лечебное заведение, оборудованное для лечения и
отдыха (санаторий)
14Условный знак для передачи на расстояние
каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
15Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)
16Устное народное творчество (фольклор)
17Машина для
уборки хлеба (комбайн)
18Место на реке, где её можно перейти (брод)
19Общая часть родственных слов (корень)
20.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)
21Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
22Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
23.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
24.Научный опыт (эксперимент)
25.Научное справочное пособие (энциклопедия)
26.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
27.Герой русских былин (богатырь)
28.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
29.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
30Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и
спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
31.Землеройная машина (экскаватор)
32Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)
33.Отличительный знак государства, изображённый на
флагах, монетах (герб)
34.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
4 Хитрые загадки (найти слово в слове).
Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?
(Средняя часть - л-иней-ка)
Какой овощ всегда с собою носит черепаха?
(Репу - черепаха)
Какое животное жить не может без уроков?
(Сурок)
Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
(Рис - турист)
Какое спортивное сооружение есть в каждой квартире?
Какие насекомые всегда кружатся в хороводе?
(Оводы - хоровод)
Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?
(Мармелад и карамель)
С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод?
(С неводом - оленевод)
Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном?
(Льва — телевизор)
5 Фразеологические загадки.
Отгадайте, о чем идет
речь.
1.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают,
зазнаваясь.
2.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3.
Её набирают в рот, когда молчат.
4.
Его держат за зубами.
3тур –на быстроту(1
минута)
1.Соедини фразеологизм и
его объяснение:
·
Море по колено - ничто не страшно.
·
Мухи не обидит - кроткий человек.
·
Как две капли воды - очень похожи друг на друга.
·
Тянуть кота за хвост - надолго затягивать какое-либо решение или
дело.
·
Витать в облаках - мечтать.
·
Не разлей вода - дружные ребята.
·
Плясать под чужую дудку - беспрекословно выполнять волю.
·
Водить за нос - обманывать.
·
Сесть на шею - быть обузой для другого человека.
2. Составьте больше слов из
букв слова «сообразительность».
4 тур –творческий
Объясни знаками (рисунками)
фразу: Летом я был на море.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.