Интегрированный урок
в практике работы
коррекционного образовательного учреждения
Учителя русского языка и
литературы направляют свою деятельность на формирование у учащихся с ЗПР
грамотного письма, развития связной устной и письменной речи, внимания, памяти
и мышления; учитывая особенности детей, применяют технологию
здоровьесбережения.
Решение задач обучения русскому
языку имеет ярко выраженную коррекционную направленность, проводится
формирование практических умений и навыков, уточняется и расширяется словарный
запас, накапливаются языковые наблюдения и обобщения. У учащихся повышается
речевая грамотность.
В содержании образования важное
место занимает коммуникативность, предполагающая взаимопонимание,
толерантность, умение вести диалог, искать и находить компромиссы.
Развитие коммуникативности
предполагает у учащихся наличие не только умений, касающихся всех видов речевой
деятельности, но и наличие определённых качеств личности, познание учеником
самого себя как человека, индивида, субъекта системы отношений с миром. Такой
подход требует от учителя выбора объекта интеграции и использования научных
механизмов интеграции.
К объекту интеграции в учебном
познании относится процесс речевой деятельности, а научный подход предполагает
применение, генерализацию методов и идей, аналогию, синтезирование знаний и
требует интегрированного, надпредметного обучения.
К методике проведения
интегрированного урока предъявляются следующие требования:
1.
тема должна быть общей для смежных учебных курсов;
2.
принцип интеграции должен быть отражён в
формулировках учебно-воспитательных задач урока;
3.
структура урока должна соответствовать алгоритму
решения межпредметной задачи и включать следующие этапы:
·
осмысление межпредметной сущности урока;
·
актуализацию опорных знаний и умений из смежных
предметов;
·
перенос этих знаний и умений в новые, нестандартные
ситуации, требующие их интеграции;
·
обобщение, синтез опорных и новых знаний и умений,
формулировка интегрированных выводов;
·
закрепление новых интегрированных знаний.
4.
необходимость применять активные методы и приёмы
обобщения и систематизации знаний, развития творческой деятельности учащихся.
5.
урок должен иметь комплексное учебно-методическое
обеспечение с использованием дидактических средств из нескольких учебных
предметов;
6.
урок желательно проводить в нетрадиционной форме,
сочетая его с другими формами организации обучения, например, урок -
комплексная экскурсия, семинар, урок – мастерская творческого письма, урок –
сказка, урок – путешествие, урок – конкурс, урок – игра, урок – концерт и т.д.;
7.
необходимо сотрудничество и взаимодействие
учителей-предметников;
8.
оценка результативности интегрированного урока и
контроль общепредметных знаний должны осуществляться с помощью специфических
диагностических средств (текстов, контрольных работ, сочинений, заданий).
В программе по русскому языку есть уроки по написанию сочинений на
темы: «Моё любимое животное», «Моё любимое растение». В качестве примера
интегрированного урока предлагаю урок «Подготовка к сочинению «Цветок» с
элементами описания и рассуждения». Урок проводится в 5-6-х классах, но
желательно его проведение или в 1 четверти, когда у детей живы воспоминания о
проведённом лете, или в 4 четверти, перед началом летних каникул.
Перед началом урока учителем проводится подготовительная работа:
1.
украшение класса;
2.
оформление стенда с фотографиями или открытками с
изображениями цветов, рисунками детей;
3.
оформление памяток;
4.
подбор музыкальных произведений.
В памятке для
учащихся сказано:
1.
Будь уважителен и добр к каждому члену группы.
Выслушивай каждого. Говори только по существу.
2.
Внимательно прослушай задание. Уточни, всё ли тебе
понятно.
3.
Сформулируй, подумав, свой ответ точно, грамотно,
красиво.
4.
При необходимости обратись за разъяснениями.
5.
Удачи, терпения, вдохновения!
Во вступительном слове учитель приветствует учеников в мастерской
творческого письма, где они будут творить. Творчество – это передача по цепочке
радости, ведь мир вокруг нас прекрасен. Мы будем пробовать силы, раскрывать
свои возможности, сочинять, писать, рисовать, слушать музыку.
Под музыку, подобранную совместно с учителем музыки («Вальс цветов»
П.И.Чайковского) учитель и дети читают стихи о цветах.
Ученики начинают выполнять задание. Применяется ТРКМ. Фаза вызова: дети
записывают слово «цветок», подбирают слова – ассоциации: лето, радость,
природа, тепло, мотылёк, пчела, солнце и зачитывают их.
Фаза осмысления.
Работа по карточкам:
1.
Разбор по составу слов цветной и цветистый.
2.
Работа со словарями. Лексическое значение слова
«цвет».
3.
Подбор однокоренных слов к слову «цвет» (цветок, цветной,
разноцветный, расцветать, цветущий).
Проверка.
Словарная работа. Учитель читает отрывок из
стихотворения А.С.Пушкина:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…
- Какое слово не понятно? (безуханный). Что оно означает? Объяснение
или ответы учеников (без запаха).
Игра. Дети должны сами превратиться в цветы.
Сначала мы будем маленькими семенами, надо сжаться в комочек, спрятать
головы в колени и закрыть их руками. Садовник бережно относится к семенам, он
поливает их, ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семена начинают
прорастать. (Дети медленно поднимаются). У них раскрываются листочки. (Руки
тянутся вверх). Растёт стебелёк. (Вытягивается тело). Наступает радостный день,
бутоны лопаются. (Кулачки разжимаются.) Росток превращается в красивый цветок.
Наступает лето цветок хорошеет, любуется собой. (Дети рассматривают себя.) Он
улыбается цветам – соседям, кланяется им. Но вот подул ветер, наступила осень,
цветок качается в разные стороны, борется с непогодой. (Дети раскачиваются.)
Ветер срывает лепестки. (Руки опускаются.) Цветок сгибается, клонится к земле.
Ему грустно. Пошёл первый снег. Цветок засыпает, снег укутывает его, цветку
тепло. Он ждёт весны.
Работа с открытками или рисунками детей. Ученики придумывают сравнения:
подсолнух, как солнышко.
Разгадывание загадок о цветах.
Чтение детьми наизусть или выразительно стихотворений о цветах.
Заключительное слово учителя. Хорошо быть цветком. Тебя рисуют,
посвящают стихи и музыку, заботятся. Посмотрите на изображения цветов. Помечтайте.
Среди алых, белых, розовых, лиловых, жёлтых, оранжевых цветов есть
один-единственный, ТВОЙ, самый любимый. Расскажи о нём. Итак, тема сочинения
«Мой любимый цветок».
Рефлексия. Устно дети рассказывают о своих
любимых цветах, а на втором уроке (или дома) пишут сочинение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.