Интегрированный
урок самопознания и познания мира
«Край,
где мы с тобой растём» во 2 классе
с
использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо»
Цель
урока: Совершенствование, расширение и углубление знаний и представлений
учащихся о нашей Родине — Республике Казахстан
Задачи
урока:
- Вспомнить
сведения о государстве, в котором мы живём.
- Отработать
понятия — Родина, Отчизна, Отечество, малая родина.
- Продолжать
учить детей работать со словарём.
- Учить
анализировать текст, выбирать главное, определять основную мысль.
- Закрепить
полученные знания о государственной символике, познакомить
с русским и казахским фольклором.
- Изготовить
карту «Города Казахстана», продолжать учить детей работать
с шаблонами и клеем.
- Развивать
ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы.
Сверхзадача
урока: прививать ученикам чувство гордости за свою Родину,
воспитывать патриотизм
Ключевое
понятие: Родина — страна, где человек родился и гражданином
которой является.
Цитата
урока: «Одна у человека родная мать, одна у него
и Родина»
Ресурсы: физическая
карта Казахстана, домбра, картинка с изображением журавля, «Словарь
русского языка» для каждой группы, учебник «Познание мира» 2 класс, авторы
К. Жунусова, К. Аймагамбетова, Ф. Олейник, физическая карта
Казахстана, карточка — тест, ватман , для творческой работы —
ножницы, клей цветная бумага, листы с изображением границ РК, карточки
с названием городов РК.
Ход урока
1.
Круг радости
Сәлеметсізбе,
балалар!
Дети становятся в круг
и, передавая из рук в руки картинку с изображением журавля,
слушают стихотворение читаемое учителем:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая: (дети хором)
— Лучше нет родного края!
Дети занимают свои места,
класс поделён на группы.
Сегодня мы проведём
с вами интегрированный урок самопознания и познания мира. На нём
мы с вами поговорим о нашей Родине, о её силе
и могуществе, о духовности её граждан. Послушайте музыкально —
литературную композицию «О Родине» по стихотворению М. Шаханова
Дети, одетые
в национальные костюмы, читают стихотворение в сопровождении музыки,
исполняемой на домбре.
1 ученик:
А в степях, где душисты
цветы
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью, нежней облаков,
Табуны вороных скакунов,
Табуны золотых скакунов
Чалых, сивых, гнедых скакунов.
2 ученик:
Под железное пенье подков
Скачут степью быстрее ветров.
На закате, что сиз и багров
Над стадами молочных коров
Пыль клубится, и пахнет кругом
Тёплым, сладким парным молоком.
3 ученик:
А когда отпылает закат,
И начнётся во тьме звездопад,
Чабаны, как детишек хранят
Тёплых, мягких, безрогих телят,
Тонкорунных кудрявых ягнят,
Неуклюжих смешных верблюжат,
Черноглазых, мохнатых козлят.
4 ученик:
И они от росы
не дрожат.
Потому что теплынью богат
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты.
2.
Подумаем
ВЫЗОВ
Проблемный
вопрос: -Что такое Родина ? Что мы называем Родиной?
— Край обилия
и красоты!
— Как вы думаете, о каком государстве написано это
стихотворение? (Ответы детей)
— Правильно, мы живём в государстве Казахстан.
— Откройте тетради, запишите название республики.
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово
Казахстан?
Составим кластер:
(на доске)
Казахстан
Дети назвали следующие
слова: Родина, степь, герб, гимн, флаг, казахстанский народ, Астана, Отчизна,
Президент, юрта, «Золотой человек», казахские наряды, джайляу, кони, шанырак,
свобода, барс, орёл.
Есть много нужных
и важных слов, но среди них есть одно особенно дорогое.
И вы его назвали. Какое это слово? (Родина)
Учитель: Обширна и
прекрасна земля Казахстана. Здесь горы Алтая, Тарбагатая, Жонгарского Алатау и
Тянь-Шаня, Прикаспийская и Туранская низменности , Казахский мелкосопочник, Западно-Сибирская
равнина. Имеются крупные реки Иртыш, Урал, Чу, Сырдарья, Или, Аральское и
Каспийское моря, озёра Балхаш и Зайсан. Много больших городов. Это Алматы,
Астана, Шымкент, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семипалатинск,
Костанай, Петропавловск, Атырау, Актюбинск и другие. В нашей стране находится
космодром Байконур.
Мы читали
и учили много стихов о Родине. И сегодня ребята приготовили
их для вас.
Дети, одетые
в национальные костюмы, читают стихи.
Отан
Отан деген — атамекен,
Отан деген — туған жер.
Отан — ана,
Отан — улкен
Қазақстан — туған ел!
Родина
Один средь многих стран.
Отчизна — мать,
Отчизна — мир,
Отчизна Казахстан.
На доску вывешивается
плакат с изучаемыми словами.
Родина
родина
Отчизна
Отечество
— Прочитайте слова и сравните
их значение.
— Как
вы понимаете, что такое Родина?
Работа со словарями.
Чтобы точно узнать лексическое значение этих слов, мы воспользуемся
«Словарём русского языка».
Работа в группах.
(У каждой группы на столе словарь)
1 группа ищет значение слова
«Родина»
2 группа ищет значение слова «Отчизна»
3 группа ищет значение слова «Отечество»
Прочитать определения
из словаря.
— В чём сходство этих понятий? (Один смысл, одинаковое лексическое
значение) Эти слова обозначают место, где родился человек и является
гражданином этого государства.
3.
Почитаем
ОСМЫСЛЕНИЕ
Когда мы произносим
слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок
родной земли. Наша Родина — Республика Казахстан велика и прекрасна.
И об этом мы узнаем, прочитав статью в учебнике.
Работа по учебнику.
Чтение статьи на с. 112-114. («Познание мира» 2 класс, авторы
К. Жунусова, К. Аймагамбетова, Ф. Олейник.)
4.
Побеседуем
Вопросы по содержанию
статьи:
— С кем сравнивается Родина? (с матерью)
— Почему мы зовём Республику Казахстан Отечеством, Родиной?
Прочитать выдержки
из текста.
«Отечеством мы зовём
Казахстан потому, что в нём испокон веков жили наши отцы и деды,
матери и бабушки»
«Родиной зовём потому, что
здесь мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас
родное»
Работа
над понятием «малая родина»
— Кто заметил разницу
в написании слова родина?
Когда это слово обозначает
место, где родился человек, но не всю страну, оно пишется
с маленькой буквы. Когда мы говорим обо всей стране, то пишем
слово с большой буквы. У каждого из нас есть малая родина.
Учитель читает
стихотворение:
Солнышко, ты в блеске
и тепле
Проплываешь у любых ворот
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ
Каждый, — шепчет солнышко, — хорош
Не могу обидеть никого.
Где же ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Для всех нас
Казахстан — главная Родина. Но у каждого человека есть своя
маленькая родина — город, село, аул, улица, дом, где он родился.
Каждый человек должен любить свою Родину, чтить её традиции и культуру,
уважать законы. Этому всегда учат с малых лет. Недаром у разных
народов придумано много пословиц и поговорок, в которых
сконцентрировались мудрость и талант предков.
Работа
с пословицами
Каждой группе было дано
задание — подобрать пословицы о Родине. Дети зачитывают их. Той
группе, которая подберёт больше пословиц, на стол поставить голубой
флажок.
— Чему учат
пословицы?
— Как называют
человека, который любит Родину и готов всё отдать за неё,
пожертвовать своей жизнью? (Патриот)
Каждый из вас должен
с детства, учится быть патриотом своей Родины.
Примерные
пословицы:
«Всякому мила своя сторона»
«Нет в мире краше Родины нашей»
«Жить — Родине служить»
«Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Своя земля и в горсти мила» и.т.д.
5.
Упражнение
Работа
с государственными символами
У каждого государства
есть обязательные атрибуты. Назовите их. Сегодня мы проведём тест, который
покажет, хорошо ли вы знаете герб, гимн, флаг.
У каждого ребёнка
карточка, разделенная на 9 секторов.
Детям задаются вопросы.
Если ответ — «да»-то ученик ставит в секторе «+», если ответ —
«нет», то ученик ставит в секторе «-». Для проверки теста дети при
помощи линейки и карандаша проводят линии от указанной точки
к углам карточки. Если все «+" окажутся внутри получившегося
треугольника, то с тестом справились.
Вопросы
для тестирования:
- Столица
РК — Москва.
- На
флаге РК изображены орёл и солнце.
- Наш
флаг зелёного цвета.
- В
гербе есть изображение оленя.
- В
изображении герба есть шанырак и уыки.
- Автор
флага — архитектор Жандарбек Малибеков.
- День
независимости РК — 16 декабря.
- Президент
РК — Назарбаев Н.А.
- В гимне
2 куплета.
Проверка
теста:
6.
Творческая работа
Казахстан по величине
очень большое государство. Это и равнины, и горы, и леса,
и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику самолётом с запада
на восток нужно несколько часов, а поезд с севера
на юг идёт несколько суток. Сегодня на уроке мы обозначим
на карте 2 города. (У детей находятся заранее приготовленные листы
с изображение границ РК) Так как мы говорим о Родине,
то начнём с малой родины — города Петропавловск. Покажите
на карте, где он находится. Чтобы указать на карте
местонахождение города, ставится географическая точка и пишется название.
(Ученики из чёрной бумаги вырезают по шаблону географическую точку
и наклеивают её и название города на приготовленную карту.)
— Какой город
является столицей Казахстана?
Ребята прочитают вам
небольшие стихи о столице.
Астана
Болашаққа бастаған
Шарықтайды асқақ эн,
Елордасы Отанның —
Мақтанышым — Астанам.
Бросив
в будущее взгляд
Взмыл, как песня над землёй
Родины столичной град,
Что зовётся Астаной.
— Покажите
на карте, где находится столица нашей Родины.
Затем проводится
аналогичная работа по определению местонахождения г. Астана. (Дети
вырезают из голубой бумаги географическую точку и приклеивают её
и название города на карту.)
Учитель проходит
по классу и корректирует работу детей. Поднимите работы
и покажите какие карты у вас получились. На следующих уроках
мы отметим на карте такие казахстанские города, как Караганда,
Экибастуз, Мангыстау, Алматы и другие, и узнаем чем они славятся.
Сегодня многие ребята старались, активно работали.
Выставление
оценок:
За чтение текста —
За ответы —
За тест по познанию —
За чтение стихов —
За лучшие работы по технологии —
Домашнее
задание: написать рассказ «Край, где мы с тобой растём»
7.
Круг от сердца к сердцу
РЕФЛЕКСИЯ
Дети становятся
в круг
Что нужно делать, чтобы
расти настоящим патриотом?
Дети заканчивают фразу
«Настоящий патриот должен или может…»
На этом наш урок
закончен. Всем большое спасибо! Сабак аякталды. Коп рахмет!
Литература:
- Учебник
«Познание мира» 2 класс К. Жунусова, К. Аймагамбетова, З.Ф.
Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.
- Хрестоматия
к учебнику «Познание мира» 2 класс К. Жунусова,
К. Аймагамбетова, З.Ф. Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.
- Методическое
руководство к учебнику «Познание мира» 2 класс К. Жунусова,
К. Аймагамбетова З.Ф. Олейник Из-во «Атамура» 2002 г.
- «Волшебное
путешествие по стране Казахстан» для детей разных возрастов Из-во
«ШИКУЛА и К»
- «Хрестоматия»
Нусупбекова М.И., Бельченкова Т.Н. Из-во «Арлан — ПВ»
- В.А.
Даль Сборник пословиц и поговорок
- М. Шаханов
«О Родине» Сборник стихов «Счастье»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.