Интегрированный
урок русского языка в 7 классе
Тема:
«Изобразительно – выразительные средства языка»
Цели урока:
1.Образовательные:
а) выявить качество и уровень овладения
знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме
«Изобразительно-выразительные средства языка», обобщить материал как систему
знаний;
б) углубить знания языковых средств
выразительности и умения определять их роль в тексте;
в) углубить знание информационных
технологий в среде Microsoft Office
(Power Point,
Microsoft Word).
2. Воспитательные:
воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитание
языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.
3. Развивающие:
развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный
интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать
текст.
Ход
урока.
1. Актуализация
знаний.
Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева
«Чародейкою зимою» сопровождается показом слайдов.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
-
Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?
-
Почему поэтов и писателей называют художником слова?
(Они
рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта
приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное
настроение)
-
Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?
(Мы
попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал
землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в
волшебный сон)
-
Какие чувства испытали?
(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и
восторга, и грусти)
-
Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?
(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее
чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)
- Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё
раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово,
позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать
запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают
изобразительно-выразительные средства языка.
- Ребята, с 5-го
класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных
изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных
произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они
играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме.
Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности
и их роли в тексте.
2.
Фронтальный опрос
- Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и
стилистические фигуры.
-
Что такое тропы?
(Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном
значении для усиления художественной выразительности)
- Средства художественной выразительности… А что же они выражают?
(Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления,
настроение героя)
-
Назовите известные вам тропы.
(Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)
- Дайте определение эпитета. Приведите примеры.
(Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление
о сущности предмета или явления.)
- Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.
( «Выразительные» -весёлый ветер, печальная берёза. «Изобразительные» - бледная
луна, золотой луч. «Постоянные» - чистое поле. Изобразительные помогают ярче
представить картину; Выразительные (оценочные) выражают чувство автора.)
- Известный древний философ
Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство».
Объясните, почему он так сказал о метафоре.
(Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на
основании какого-либо сходства между ними.)
- Вы знаете, что метафора – основной
прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких
загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
- По какому признаку сходны
предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)
-
В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами
метафоры. Приведите примеры метафор из домашнего задания.
- Разновидностью метафоры
является олицетворение.
- Дайте определение этому
тропу.
(Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях
говорится как о живых)
Слово учителю информатики. -8-10 мин. Как сделать презентацию живой?
1. Проверим
домашнее задание . В тексте легенды о Данко вам нужно было найти ИВС. Что у
вас получилось? Читаем , взаимопроверка.
А
теперь мы предлагаем вам сыграть в игру. Кто хочет стать миллионером?
Одновременно
даются индивидуальные задания на компьютерах и на листках.
Если
останется время:
- Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза в синей тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А
заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Познакомьтесь с
фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название
средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности,
как они идут в тексте анализа.
Фрагмент анализа стиха:
(Слайд 9 и у каждого ученика на парте)
В стихотворении С.Есенин
создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными ……..
(точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа
способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы
чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых
ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)
- Проверим, что у вас
получилось.
- Сегодня
на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности,
как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, гипербола, литота. А
также узнали, как можно разнообразить презентацию.
- Итог
урока. Домашнее задание.
1. Найти
не менее 5 видов ИВС в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.