Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и
патриота России»
Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Цель:
1) способствовать
воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим
великое духовное наследие;
2) раскрыть роль
Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов.
Оборудование: фотографии памятников Кириллу и Мефодию, азбука «Кириллица»,
иллюстрация древних книг.
Эпиграф на
доске.
Братцы!
Двоицу святую
В день
сей радостно почтим!
Просветителей
честную
Память
светло совершим.
Песнью
хвальною, велегласною
Да
восхвалим их:
Радуйся,
Кирилле, радуйся, Мефодие,
Радуйтесь
славянских стран апостолы!
«Хвалебная
песнь» святым Кириллу и Мефодию.
Слово учителя:
-
Мы говорим сегодня о вашей Родине – России, это страна русичей, русских,
россиян. Каждый из вас должен знать и помнить, откуда он родом, кто его предки.
Род, родился, родословная, Родина – эти слова однокоренные, слова –
родственники. Сегодня мы обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому.
Великий
русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет
две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были их
следствием. Чтение и письмо открыли людям мир».
Как
возникла славянская азбука, кто является её изобретателем – на эти вопросы мы
сегодня и ответим.
Новые слова,
понятия:
Святители
– епископы или архиереи, угодившие Богу своей жизнью.
Подвиг
просветительства. Просветительство – это великий подвиг – труд создания
славянской азбуки, чтобы сделать язык письменным и перевести на него Библию и
богослужение. Надо было не только создать азбуку, но и научить ею пользоваться,
открыть школы, создать буквари, подготовить учителей.
Почти
за 100 лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось
слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата,
Кирилл и Мефодий, которых стали называть славянскими первоучителями.
День
памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая.
Более
1115 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет
письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья
родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, городке на
границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше на 6 лет, мальчики с детства
знали 2 языка: родной греческий и славянский.
Константин
(Кирилл) получил блестящее образование при дворе императора, он отличался от
других учеников блестящими способностями, быстрым и живым умом. Оба брата жили
духовной жизнью, не придавая значения богатству, карьере, славе. Младший брат
переводил, писал, создавал славянскую азбуку, старший – издавал книги,
руководил школой, писал гимны и проповеди в стихах.
Константину
пришлось нелегко, с появлением славянской письменности стали пустеть храмы, где
проповедовали немецкие священники, и полны были те, где звучала славянская
речь. Немцы объявили братьев вне закона, и те были вынуждены отправиться в Рим,
там сам папа освятил славянские книги. Константину не суждено было вернуться на
Родину.
Тяжело
заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов
скончался. Умирая, он сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной
упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей
оставлять учительство своё …»
Мефодий,
похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был схвачен и
заключён в тюрьму, в которой томился два с половиной года.
С
большим трудом ученики добились его освобождения.
До
конца своей жизни Мефодий продолжал учительскую и просветительскую
деятельность.
Та
азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на протяжении веков. Но
летописи, которые являются важнейшими историческими памятниками, написаны на
старославянском языке. Начертания букв славянского алфавита дают нам
возможность увидеть мир глазами наших предков. Начертание буквиц таило в себе
чертёж мира, здесь можно увидеть поступь зверя, изгиб крыла, сплетение корней,
контуры двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный
рык, летают, скачут, говорят.
Каждая
буквица неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.
Первая
буква в кириллице Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и
науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.
Назовите их. (Например, «Аз, буки, веди страшны как медведи», «Азбуку учат – на
всю избу кричат»).
А
сейчас проведем викторину по теме занятия.
Викторина
Вопрос (задание)
1. – Каково
происхождение слов «азбука» и «алфавит»? («Азбука» - слово исконно русское
(«аз» и «буки» - первые буквы), «алфавит» - греческое слово («альфа», «вита» -
его первые буквы))
2. Являются ли
слова «азбука» и «алфавит» - синонимами? (Да. Оба означают «совокупность букв»,
расположенных в особом порядке)
3. Где в практике
люди применяют алфавитный порядок? (Алфавит необходим при составлении словарей,
справочников, списков)
4. Какие буквы были
устранены из старославянской азбуки? (Зело, н – десятеричное, омега, ять, юс
малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица)
5. Какие буквы
постепенно обновили славянский алфавит? (Сначала введены Э, Я, потом Й, Е)
6. Какая славянская
азбука отличалась от кириллицы формой букв, а в остальном совпадала? (Глаголица
(от слов «глагол», «глаголить», т.е. «речь», «говорить»))
7. Какое название
имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный)
8. Какой падеж
упразднён? (Звательный)
9. Как чтят память
Кирилла и Мефодия в других странах? (Каждый год 24 мая в России, Болгарии и
других славянских государствах отмечается День славянской письменности)
10. Какая награда
учреждена в Болгарии? (Орден Кирилла и Мефодия)
11. В каких странах
до сих пор используют кириллицу? (в странах СНГ, Болгарии, Югославии, Монголии)
12. Мирское имя
Кирилла? (Константин)
13. Кем был отец
братьев? (Военачальник)
14. Какую букву
назвали буквой – страшилищем? (Буки)
15. Как называется
запись событий по годам? (Летопись)
16. Как называется
одна из первых летописей? («Повесть временных лет»)
17. Как звали
летописца – монаха, создавшего «Повесть временных лет»? (Нестор)
18. Как появилось
название «Красная строка»? (Заглавные буквы рисовались красным цветом в виде
диковинных зверей, птиц, растений)
19. Дано
предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года.
По дорогhнеслучилосьникакихъсобытiй.
Сколько
отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Три)
Подведение
итогов викторины.
Благодарственное слово потомков:
1 ученик.
Спасибо вам, буквы,
что учите нас мудрости, доброте, красоте. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за
то, что подарили нам славянскую азбуку. Они -гордость всего славянского народа.
2 ученик.
По широкой Руси –
нашей матушке
Колокольный звон
разливается.
Ныне братья святые
Кирилл и Мефодий
За труды свои
прославляются.
3 ученик.
Вспоминают Кирилла
и Мефодия,
Братьев славных,
равноапостольских,
В Белоруссии, в
Македонии,
В Польше, Чехии,
Словакии.
4 ученик.
Хвалят братьев
премудрых в Болгарии,
В Украине,
Хорватии, Сербии
Все народы, что
пишут кириллицей,
Что зовутся
издревле славянскими,
Все ученики вместе:
Славят подвиг
первоучителей,
Христианских своих
просветителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.