Интегрированный
урок по физической культуре и истории
Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с историей
и историческими факторами возникновения Олимпийских игр.
2) Познакомиться с учащимися этого праздника и выяснить какие виды спорта
присутствовали на первых олимпийских Играх
Оборудование: декорации (Зевс
на стене, рисунки видов спорта, которые присутствовали на первых Олимпийских
играх).
Ход урока
Учитель
истории:
Из множества звезд в пустыне неба нет благороднее Солнца, звезды дающие столько
тепла и света, из множества игр нет благороднее… тех, что зовутся Олимпийскими!
Этими словами греческий поэт прославлял замечательный праздник. «Олимпийские
игры – эта вселенная арена где человек доказывал – нет предела духовным и
физическим возможностям. История олимпийских игр одна из удивительных историй о
бесконечно далеких временах». Кто же придумал Олимпийские игры (легенда).
Учитель
истории:
игры проводились каждые 4 года в июле. К участию допускались только свободные
граждане, те, кто совершил проступок, не участвовали, так же среди участников
не было рабов и женщин. На время игр объявлялось священное перемирие, а зрители
имели право беспрепятственного прохода через любые владения. Сам праздник
делился на 2 части священнодействия и состязания.
Среди
оливковых рощ высился храм Зевса. Пройдя сквозь бронзовые двери храма зрители
видели в глубине величественную статую Зевса. Зевс восседал на троне. В правой
руке фигура богини победы в левой - скипетр на котором сидел орел любимая птица
бога.
Учитель
физкультуры:
А теперь давайте перенесемся в далекое прошлое, побываем на этом чудесном
празднике и увидим, то чем так гордился и восхищался древний мир!
I день отводился
жертвоприношениям и прочим священным действиям. Судьи и участники клялись в
честности и справедливости.
Сцена
1.
Глашатый
(учитель физ-ры): «Все в Олимпию!
- Священный мир объявлен, дороги безопасны. Да победят сильнейшие!»
Девочки: выход с
зажженными свечами и от них зажигаются благовонья, танец сиртаки.
Жертвоприношение
Зевсу
Клятва
судей
Клятва
атлетов: «От
имени всех атлетов мы обещаем, что будем участвовать в этих играх, уважая и
соблюдая правила по которым они проводятся».
II день Пятиборье
начиналось с бега
Бег
Учитель
истории:
раньше не было секундомеров, и достижения бегунов зафиксировать было нельзя. Но
остались предания. «Был будто бы один, которого видели только в начале и конце
дорожки, посредине его не успевали заметить. Другой мог обогнать зайца. Третий
бегал так легко что не оставлял следов на песке».
Судья
(учитель физ-ры): приглашаются для участие в беге атлеты Феодосий из
Фив и Эсхил из Спарты. «Занять место нога к ноге» -«апите»(марш!)
Награждаю
победителя ленточкой на плечо.
Прыжки в длину
Учитель
истории:
До сих пор не разгадана тайна древнегреческого прыжка в длину. Если верить
записям – атлет Фаилл прыгнул на расстояние = 16м. Что – же это за прыжок? Есть
предположения, что греки высекли на мраморе сумму двух или трех прыжков. И в то
же время об этом прыжке упоминает Герадот «Сей муж пролетел над ямой от начала
до конца и опустивший на твердую землю, сломал левую ногу!» Так – что загадка
этого прыжка ждет еще своей разгадки.
Судья
(учитель физ-ры): приглашаются для прыжков в длину атлеты Пилос из
Миккен и Эфполион из Афин.
Награждаю
победителя ленточкой на плечо.
Борьба
Учитель
истории:
следующие состязания – борьба. Самым знаменитым среди борцов был Милон. Еще
подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем
превратившись в первого силача. Милон принес в храм на своих плечах целого быка.
6 раз он становился победителем Олимпийских игр. Был случай когда все
отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон
отправился получать оливковый венок, он поскользнулся и упал. Зрители
захохотали и потребовали лишить награды того кто падает на ровном месте «Да я
упал, но в один раз, А кто из вас положит меня на лопатки еще 2 раза и станет
победителем? Желающих не нашлось».
Судья
(учитель физ-ры): приглашаются на борьбу атлеты 1 пара: Кимон из Элиды
и Диагор с Острова Родос; 2 пара: Тиммей из Сиракуз и Проки из Платеи (круговая
система).
Награждаю
победителя ленточкой на плечо.
Метание диска
Дальше
состязались в метании
Учитель
истории:
когда-то диск применялся при осаде городов на нем писали предложения о сдаче и
через стену забрасывали в город. Сохранилось придание, что один из атлетов
метнул диск на 50 м.
Судья
(учитель физ-ры): приглашаются для метания дисков атлеты Птолимей из
Афин и Таксил из Олимпии.
Награждаю
победителя ленточкой на плечо.
Колесницы
Учитель
истории:
ни одно зрелище так не увлекало своим великолепием так, как состязания на
колесницах и скачки на лошадях. В конных состязаниях участвовали главным
образом аристократы и могущественные правители городов, так как нужно было
содержать хороших лошадей, нанимать опытных возничих – а это стоило немало.
Местом конных соревнований был ипподром. Сигналом к началу служил торжественный
звук трубы. Колесницы устремлялись вперед. Возничие взмахивали бичами и
громкими криками подгоняли лошадей вперед. Победу в скачке присуждали не
возничему, который, рискуя жизнью, правил упряжкой, а владельцу этой упряжки.
Причем владелец мог даже не приезжать в Олимпию.
Учитель
истории:
по окончанию состязаний судья торжественно объявляет имя и Родину победителя.
Над священной рощей разносились победные песни. И все с нетерпением ждали
церемонии награждения.
Награждение
Судья
(учитель физ-ры): награждается атлет Эсхил из Спарты и одевается
оливковый венок.
Награждается
атлет Эфполион из Афин и одевается оливковый венок.
Награждается
атлет Проки из Платеи и одевается оливковый венок.
Награждается
атлет Таксил из Олимпии и одевается оливковый венок.
Пока идет
награждение ставятся статуи победителям. Читается стихотворение «Ода спорту!»,
девочки танцуют сиртаки.
Судьи и
победители делают круг почета.
Учитель
истории:
в истории Олимпийских игр было все и запрет и возрождение и этот удивительный
праздник существует и в наши дни.
Итог урока
В качестве
закрепления материала предлагается тест.
1.
Кто
мог участвовать в Олимпийских играх?
2.
Кто
произносил клятву перед состязаниями?
3.
Какие
виды состязаний были на играх?
4.
Чем
награждали победителей?
5.
Что
делали в честь победителя?
6.
Через
сколько лет проводились Олимпийские игры?
7.
В
честь какого бога праздновались игры?
8.
Какой
старт был у атлетов - бегунов?
9.
Какой
снаряд применялся для метания?
10.
Кто
отмерял дистанцию для бега?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.