«Блистательный XVIII век»
Интегрированный
урок по истории, литературе и культуре XVIII века в 10 классе
Цели урока:
- Обобщить и
закрепить знания учащихся по истории и культуре России XVIII века.
- Дальнейшее
развитие умения учащихся работать в группе, анализировать, сопоставлять
факты и события, делать выводы, умения выступать перед аудиторией.
- Воспитание
патриотизма, интереса
Оборудование
урока: компьютер, проектор, магнитофон, музыкальные
произведения, иллюстрации по теме урока.
На уроке
используются фронтальные и групповые формы работы, беседа, диалог.
План
урока:
- Вступительная
беседа учителей истории и русской литературы (Краткая
историко-культурологическая характеристика).
- Разминка
творческих групп.
- Работа в
творческих группах.
- Защита работ по группам.
- Рефлексия.
Заключительное слово.
Ход урока
I Вступительная
беседа учителей истории и литературы.
Звучит
произведение Бетховена.
Тема
нашего интегрированного урока - «Блистательный XVIII век». Что вы знаете о
XVIII веке? (Беседа с классом).
Каждая
группа получает таблицу, которую они должны будут заполнить в течение урока.
Что я
знаю о XVIII веке
|
Что я узнал о
XVIII веке
|
|
|
Русский
XVIII век – эпоха удивительная во многих отношениях. «Столетьем безумным и
мудрым» назвал это время современник эпохи русский писатель А.Н.Радищев. Позади
страшный «бунташный XVII век». Жизнь огромной страны, выведенной из состояния
спокойствия и умиротворения петровскими реформами, отличалась какою-то
всеобщей, небывалой стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось
новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Люди сильные,
энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве,
стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. «Россия вошла в
Европу, - писал А.С.Пушкин, - как спущенный корабль, при стуке топора и при
громе пушек».
В
XVIII веке правили два императора из династии Романовых, которых назвали
Великими – это Петр Великий и Екатерина Великая. XVIII век начинается
правлением Петра Великого и завершается правлением Екатерины Второй. Эти
великие императоры превратили Россию боярскую, отсталую в могущественное
европейское государство. Появилась промышленность и развивалась торговля.
Утвердилась абсолютная власть монарха, закрепленная в законах. Мы имели самую
сильную армию и морской флот, мы не проиграли ни одного сражения. Результатом
этих войн стал выход к 2 морям – Балтийскому и Черному. В состав России была
возвращена почти вся территория Древнерусского государства. Начало освоения
Аляски превратило Россию в государство трех континентов.
Крупные
перемены произошли в культуре, образовании, науке. Стали издавать больше книг,
появились журналы, возникла сеть школ по всей стране. По инициативе великого
русского ученого М.В.Ломоносова был открыт первый в России университет.
Развернула широкую деятельность Академия наук, экспедиции которой по всей
стране собрали огромный материал о природе и населении империи. Значительны
были достижения в архитектуре, скульптуре, живописи, возник русский
профессиональный театр. Культура того времени отразила традиции русского
патриотизма, ставшие неотъемлемой частью национального самосознания. Сегодня на
нашем уроке
II Разминка. Класс делится на 4 группы. Каждой группе задаются одни и те же вопросы.
- 18-й Оленин,
увидев эту пьесу, потрясенный, засел за учебу, перестал гонять голубей и
бегать по девичьим. Благодаря своему усердию впоследствии стал президентом
Академии художеств и директором публичной библиотеки в Петербурге.
Назовите пьесу и автора. («Недоросль» Фонвизина).
- Имя императрицы,
во время правления которой в 1755 году был открыт первый Московский
университет. (Елизавета Петровна).
- Он был не только
поэтом, но и педагогом, обучал русскому языку жену императора Николая I, а
затем был воспитателем Александра II. Его имя? (В.А.Жуковский).
- Какой год в
России был самым коротким и почему? (1699 год – в связи с переходом на
празднование Нового года с 1 января 1700
г.).
- Стихотворение,
проникнутое грустью, наполненное скорбными размышлениями. (Элегия).
- Первая русская
газета, издаваемая при Петре I. («Ведомости»).
- Название первого
естественнонаучного музея в России, открытого в 1714 году. (Кунсткамера).
- Назовите первую
книгу в России о правилах поведения в обществе. («Юности честное
зерцало»).
- На какое
произведение была написана эта эпиграмма?
Здесь
в воду бросилась … невеста –
Топитесь,
девушки, в пруду довольно места.
(Карамзин.
«Бедная Лиза»).
- О ком Екатерина
II сказала: «Бунтовщик хуже Пугачева, его надобно сослать в Сибирь»?
(А.Н.Радищев).
- Его перу
принадлежат научные труды «Письма о правилах российского стихотворства»,
«Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке». Его
имя? (М.В. Ломоносов).
- Хвалебное
произведение, написанное в честь какого-либо лица или события. (Ода).
- Жителей каких
стран в старину на Руси называли немцами? (Всех иноземцев, не умеющих
говорить по-русски, то есть как бы немых.)
III Работа в
творческих группах
Учащиеся
выполняют работу «Учимся сообща». Класс делится на 4 группы. К заданиям
прилагаются информационные материалы, используя которые учащиеся отвечают на
поставленные вопросы.
Задание 1
IV Защита работ
творческих групп.
V Рефлексия.
Задание
1
Назовите
имена и расставьте время правления русских императоров и императриц 18 века
в хронологическом порядке.
Определите: а) название документа, б) время появления документа, в) правителя, при
котором появился документ.
«Всех
недвижимых вещей; то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий,
также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род
таким образом: кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать
недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же
дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, который должен отец их
или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по
своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели
у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же
образом …
Кто
бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет,
а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в
его произволении будет…
Кому по
духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения
части других будут в сохранении да будут до тех мест (до тех пор), пока его
братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до осьмнадцати, а женской до
семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета) должен тот наследник их
братей и сестер кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и
цыфирному счету, а также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь…».
Вставьте
пропущенные имена, даты и термины:
«Петр Алексеевич, внук Петра I, вступил на престол по завещанию
императрицы ________________, Воспитанию и образованию Петра Алексеевича не
уделялось много внимания. Вскоре после смерти императрицы группу учителей
молодого императора возглавил ______________________, которому помогали
академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович. Чтобы не потерять влияния
при новом государе, __________________ немедленно обручил Петра со своей
дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных. Однако вскоре все же был
сослан.
19
ноября 1729 г. Петр II был обручен с Екатериной Алексеевной Долгорукой.
Долгорукие утвердились при дворе.
Петр II
объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом
учреждения. Вся полнота власти перешла к _____________________.
В
январе ________г. император заболел оспой и вскоре умер. Со смертью Петра II
пресекся род Романовых по мужской линии».
Задание 2
Соотнесите
изображения и имена великих русских полководцев XVIII век.
1.
САЛТЫКОВ Петр Семенович (1698-1772/73), российский генерал-фельдмаршал (1759),
граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал
победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71 генерал-губернатор Москвы.
2.
СУВОРОВ Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь
Италийский (1799), русский полководец, генералиссимус (1799). Начал службу
капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн
(1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787),
Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). На последнем
этапе восстания Е. И. Пугачева, с августа 1774, руководил войсками,
направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское
восстание 1794. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив
французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения,
перейдя швейцарские Альпы. Автор военно-теоретических работ («Полковое
учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на
способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова
носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не
проиграл ни одного сражения.
3.
РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович (1725-96), граф, российский
полководец, генерал-фельдмаршал (1770). В Семилетней войне овладел крепостью
Кольберг (Колобжег). С 1764 президент Малороссийской коллегии. В
русско-турецкой войне 1768-74 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле
(1770). Впервые применил дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем
стрелков, что означало отход от линейной тактики. Военно-теоретические работы.
4.
УШАКОВ Федор Федорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один
из создателей Черноморского флота и с 1790 его командующий. Разработал и
применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в
Керченском морском сражении, у Тендры (1790) и Калиакрии (1791). Успешно провел
Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798-1800.
а)
б) в) г)
Соотнесите
изображения и названия воинов русской армии 18 века.
1.
КАВАЛЕРГАРДЫ (от франц. cavalier — всадник и garde — охрана), кавалерийская
часть в русской гвардии в 18 — нач. 20 вв. Первоначально (с 1724) почетная
стража императора во время торжеств, с 1800 — гвардейский кавалерийский полк,
который отличился в Аустерлицком сражении, Отечественной войне 1812,
Заграничных походах русской армии 1813-14, участвовал в 1-й мировой войне. В
ноябре 1917 полк расформирован.
2.
ГРЕНАДЕРЫ (франц. grenadiers, от grenade — граната), вид пехоты в европейских
армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные
пехотные части и соединения. В России — с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.
3.
ДРАГУНЫ (от франц. dragon), вид кавалерии в европейской (с 16 в.) и русской
армиях в 17-20 вв., предназначенной для действий в конном и пешем строю.
Появились во Франции в 16 в. В России к 1917 существовали 1 гвардейский и 21
армейский драгунские полки. Упразднены в начале 1918.
4. КИРАСИРЫ, вид тяжелой
кавалерии в европейских армиях конец 16 — начало 20 вв. (в России с 18 в.);
имели кирасу и каску, вооружение — палаш, карабин и пистолет.
а) б)
в)
г)
Определите: а) автора произведения; б)
название произведения; в) время появления данного произведения.
«После
сего разводного учения … по приходе развода в главную квартиру … штаб-офицер
того полку, чей развод … начинает.. говорить к солдатам их наречием наизусть
следующее:
«..Береги
пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй
редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится:
пуля – дура, а штык – молодец. Коли один раз, бросай басурмана со штыка; мертв
на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять. Коли
другого, коли третьего; богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше!
(Когда
видишь) фитиль на картечь – бросься на картечь: летит сверх головы. Пушки твои,
люди твои. Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех нарасно
убивать: они такие же люди..
Обывателя
не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник..»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.