Инфоурок Начальные классы КонспектыИнтегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс).

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс).

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок русского языка слова-признаки предметов.docx

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 1- а классе

 

Тема: Развитие умения подбирать к словам–предметам  слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь).

 

Цель: 1. Учить находить слова-предметы и слова - признаки, задавать правильно к ним вопросы. 2. Познакомиться со свойствами каменного угля, использованием его в хозяйственной деятельности человека.

 

Учебные задачи: дать понятие о словах-признаках, научить работать со словарём как источником информации; развивать орфографическую зоркость, память, речь, внимательное отношение к слову, способствовать творческому развитию личности; изучить основные свойства каменного угля; формировать навыки исследования.

 

Планируемые результаты: сформировать понятие  целесообразного   функционирования   в языке  слов, обозначающих признак предметов, учить использовать в речи   слова – признаки предметов, употребляя их в нужном контексте. Познакомить с богатствами недр Земли, полезными ископаемыми (каменный уголь).

 

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, любовь к природе, экологическую культуру, доброе отношение друг к другу.

 

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 

Вид урока: интегрированный                      Тип урока: урок «открытия» нового знания.                          Форма проведения  урока: урок-лаборатория.

 

Основные понятия: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета, полезные ископаемые, свойства полезных ископаемых.

 

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

 

Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

 

Оборудование: проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (образцы угля), молоточки, дневник исследователя, ноут-бук для работы в группе.

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.

Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все  небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?»  «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки».  «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».

- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?

- Много ли еще загадок вокруг нас?

- А может уже все открыто и известно?

- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?

- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы открыть новую тайну?

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке открыли еще одну тайну русского языка и тайну богатств нашей природы. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.

Дети знакомятся с притчей. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)

 

Личностные: самоопределение.

 

Регулятивные: целеполагание.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

II. Актуализация знаний (5 мин)

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

-         Представьте, что мы отправляемся  в экспедицию на поиски полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые вы найдете в недрах нашего края?

-         Почему их называют полезными ископаемыми?

-         Какие используют в строительстве?

-         Какие как топливо?

-         Какие в  промышленности?

- Запишем эти слова.

Игра «Перекличка орфограмм».

-         Что обозначают все эти слова?

-         На какой вопрос отвечают?

Учащиеся называют полезные ископаемые Восточной Сибири: газ, нефть, золото, соль, уголь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

Что?

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

 Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка целей и задач урока(5 мин)

Добиться  понимания и принятия учебной задачи урока.

  Поэт Владимир Демидов посвятил одному полезному ископаемому прекрасное стихотворение  «Солнышко подземное»

 ( читают дети):

    Когда поднимается солнце над нами,

    Смеется подсолнух в широкой панаме,

    Светлеет река от задорной улыбки,

    Кузнечик играет на тоненькой скрипке,

    Проворная ласточка песню щебечет,

    Дубы расправляют могучие плечи,

    Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,

    В ладошки зеленые хлопают клены.

    И лаской, и красками солнце богато.

    Но есть еще солнце другое, ребята.

    Оно необычное, черного цвета,

    Оно под землею зимою и летом.

    И твердо на ощупь, похоже на камень.

    И холодно – можно потрогать руками.

    Но столько тепла в нем – скажу по секрету, -

    Что хватить согреть им всю нашу планету.

     От света его города молодеют,

     Лишь смелые люди тем солнцем владеют.

     Их лица светлы, и открыты их взоры,

     Добытчики этого солнца – шахтеры.

-         О каком же солнце шла речь  в стихотворении? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет каменному углю, который дает тепло многим квартирам нашей страны? Какова тема нашего урока?

Дети отгадывают загадку.

Записывают отгадку, делают звуко -буквенный анализ слова уголь. Объясняют, что оно обозначает.

Называют тему  урока и задачи:

Каменный уголь. Описать свойства угля.

Личностные УУД: уметь воспринимать задание.

 

Регулятивные УУД: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения

 

Познавательные: составлять предложения.

 

Коммуникативные УУД: высказывать собственное мнение.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Итак, какие 2 шага нам нужно сделать, чтобы открыть новую тайну?

Что вы знаете о каменном угле? А что вам неизвестно? Какой он – каменный уголь?

 

1 шаг- подумаю и пойму, чего я не знаю.

 

2 шаг- сам найду способ, чтобы открыть новое знание.

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные: умение выбирать способ выхода из ситуации.

Регулятивные: умение строить план достижения цели и определять средства.

Коммуникативные: умение формулировать план действий.

Личностные: умение сотрудничать.

V. «Открытие» нового знания.

 (8 мин)

1. Решать проблему с помощью выбранного метода.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Мы с вами находимся в школьной лаборатории. Здесь мы исследуем основные свойства каменного угля. Все необходимое у вас на столе. Руководить работой будут  исследователи Лазарев Иван  и Нечаева Александра.

 

1.     Цвет – черный.

2.     Сожмите в руке – твердый.

3.     Посмотрите через комочек угля на свет - непрозрачный

4.     Ударьте молоточком – хрупкий.

5.     Рассмотрите внутреннюю структуру – плотный.

Запишите это в Дневник исследователя.

1.      Учащиеся исследуют свойства угля.

2.      Делают выводы.

 

Познавательные: умение добывать новые знания,

умение наблюдать и делать простые выводы.

Личностные: формировать интерес к исследовательской работе.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

 Регулятивные: контролировать свои действия в процессе   выполнения задания.

VI.Реализация построенного проекта.

1.Обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

- Запишите исследованные свойства  в Дневник исследователя.

-На какой вопрос отвечают все эти слова?

- Что они описывают?

Заполнение интеллект-карты «Слова, обозначающие признак предмета».

1.      Фиксируют результат исследования в Дневник исследователя.

2.      Называют, на какой вопрос отвечают слова, описывающие свойства угля. Что они обозначают? (Признак предмета).

Делают вывод: какова роль слов -признаков в языке.

Познавательные: умение обобщить полученные знания и сделать вывод.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других.

Личностные: умение сотрудничать.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.     Решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Заполнение интеллект-карты «Каменный уголь»

Задания группам:

1 группа – изучают значение слова, используя толковый словарь (подчеркнуть слова-признаки)

2 группа – исследуют значение слова по википедии (назвать слова-признаки).

3 группа – изучают статью и отвечают на вопрос, добывают ли каменный уголь в нашем краю (подчеркнуть слова-признаки).

4 группа – отвечают на вопрос, откуда появился уголь.

Сообщение Никитиной Александры «Происхождение угля».

1.     Дополняют свои знания о каменном угле.

2.     Закрепляют понятие «слова-признаки предметов», находят их в тексте и доказывают.

3.     Исследуют, откуда появился уголь.

Регулятивные: умение корректировать выполнение задания.

Коммуникативные: умение договариваться, принимать  мнение своих одноклассников

Познавательные: умение находить необходимую информацию.  

Личностные:

формирование мотивации к самостоятельному поиску информации и целенаправленной познавательной деятельности.

 

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

Систематизировать знания, подготовить к освоению нового способа действий.

- Ребята, сейчас я предложу вам для обсуждения  два утверждения :

1.      «Каменный уголь  - опасный источник загрязнения окружающей среды». 

2.      «Каменный уголь – ценное полезное ископаемое» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнайте полезное ископаемое:

«Соленая, белая, бывает твердая и сыпучая»

«Легкий, летучий, пахучий, горючий»

«Серый, мелкий, сыпучий».

Учащиеся  доказывают  истинность первого утверждения:  как его добывают – изменение форм рельефа, загрязнение воздуха, вредное влияние на здоровье людей, доказывают результатами практического исследования (группа «Экологов») - проращивание семян огурцов, которые поливали чистой талой водой и водой с угольными примесями (Вениаминова Анастасия).

   Второе утверждение доказывают примерами об использовании в промышленности: топливо, изготовление пластмассы, лекарства (доктор Пилюлькин), краски ( художник). Заполняем еще одну графу таблицы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Личностные: отношение к окружающей среде, формирование чувства  любви к природе.

Регулятивные: иметь собственную позицию по отношению к проблеме.

Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение по проблеме.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Слово уголь, отвечает на вопрос и обозначает….. .

Описать свойства угля нам помогут слова-……., которые отвечают на вопросы……..

Свойства  этого полезного ископаемого мы используем…….

Ребята, у вас на столах угольки. Пожалуйста, нарисуйте, на каком уровне, двигаясь к вершине горы, вы находитесь. 

-Вы сегодня награждаетесь сертификатами об участии в работе исследовательской лаборатории.

 

Учащиеся отмечают:

Испытывают затруднения- у основания горы

Поняли, имеют представление -  середина горы

Знаю, умею, могу – вершина горы.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Коммуникативные:сформулировать и проговорить результат деятельности на уроке, подвести итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дневник исследователя

_____________________________________________

Дата  заполнения                                              

                 ___________________________________________

                     _______________________________________________________

 

1.    Полезные ископаемые Восточной Сибири

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

     2.________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

 

 

Название

Основные свойства

 

 

 

__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Умею, знаю, могу

 
        !

 

 

Понимаю, знаю

 

Имею представление, испытываю затруднения

 
 

 

 

 

 

 

 


                                                                                           ?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ интегрированный урок слова, обозначающие признаки предметов и богатства Земли-полезные ископаемые..pptx

Скачать материал "Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс)."

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Какие слова обозначают признаки предметов? Богатства Земли – полезные ископа...

    1 слайд

    Какие слова обозначают признаки предметов?
    Богатства Земли – полезные ископаемые
    (каменный уголь)
    Интегрированный урок русского языка
    и
    окружающего мира
    1 класс

  • 2 слайд

  • СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ
ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПР...

    3 слайд

    СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ
    ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?
    СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
    ВОПРОСЫ:
    ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    ?

  • 4 слайд

  • КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

    5 слайд

    КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

  • Каменный угольЦвет
Состояние
Прозрачность 
Плотностьчёрный
твёрдый
непрозрачн...

    6 слайд

    Каменный уголь
    Цвет
    Состояние
    Прозрачность
    Плотность
    чёрный
    твёрдый
    непрозрачный
    хрупкий
    плотный


Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира направлен на формирование умения находить в тексте слова, обозначающие признак предмета и правильно задавать к ним вопросы, а также познакомиться со свойствами каменного угля и его значением для деятельности человека. По форме проведения - это урок-лаборатория, по типу - урок "открытия" нового знания. В процессе урока обучающиеся работают с различными источниками информации: словарем, интернет-источниками, проводят опыты по исследованию свойств каменного угля и заполняют "Дневник исследователя", что позволяет им научиться извлекать информацию и представлять её в разных формах. К уроку представлена презентация.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 140 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.05.2020 98
    • RAR 762.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приз Марина Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приз Марина Геннадиевна
    Приз Марина Геннадиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72310
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек