Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИнтегрированный урок по окружающему миру "Наши земляки. Его имя носит наша школа" (3 класс)

Интегрированный урок по окружающему миру "Наши земляки. Его имя носит наша школа" (3 класс)

Скачать материал

 

Интегрированный урок

по окружающему миру и «Азбуке Смоленского края»

 

Тема урока: Наши земляки. Его имя носит наша школа.

 

 

                                                      

Цели: формирование знаний  учащихся об историческом прошлом Смоленщины времён Великой Отечественной войны; смолянах, прославивших родной край; развитие интереса и желание изучать курс истории; воспитание любви к родной земле, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.

 

Оборудование: магнитофон, фотоальбомы, проектор, портреты, выставка книг, рисунки учащихся.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем, знакомиться c  материалами о родном крае. «Наши земляки» так называется тема нашего урока. Зачем человеку даётся жизнь. На примере описания жизни наших земляков вы узнаете, чему посвятили они свою жизнь, где родились, как жили, почему именно их имена помнят.

Звучит музыка композитора М.И.Глинки.

Учитель. Каких людей называют земляками? (ответы детей)

Мы c вами побывали в городском историческом музее на прошлом уроке, где вам рассказали o земляках, прославивших наш край. Давайте вспомним, кто из земляков прославил наш край? (ответы детей). Чью музыку вы сейчас услышали? Да. Это музыка замечательного композитора Михаила Ивановича Глинки.

II.3накомство c земляками нашего края.

Учащийся 1. B селе Новоспасском Ельнинского уезда смоленской губернии 1 июня 1804 г. Родился мальчик. Им был Михаил Иванович Глинка. Часто в доме дяди Глинки, жившего неподалёку, звучала музыка. У него был хороший оркестр. У одного из музыкантов оркестра мальчик учился играть на скрипке. По слуху играл на флейте. Гувернантка учила мальчика игре на фортепиано. Получив домашнее образование, а он занимался географией, русским, французским и немецким языкам. Глинка поступил в благородный пансион в Петербурге. Проучился пять лет. Часто бывал в театре, увлекался оперой и балетом. В это время он был уже автором многих фортепианных пьес и романсов. Написал оперу «Иван Сусанин»: на поэму А.С. Пушкина "Руслан и  Людмила". За свою жизнь он очень много сочинил песен. Глинка yмep 3 февраля 1857г. Ha родине в селе Новоспасском, открыт дом - музей. Именем композитора назван один из районов Смоленской  области - Глинковский. B самом Смоленске в центре города расположен сад имени Глинки. B нем памятник Великому человеку. Есть в городе Смоленске улица, носящая  имя композитора. Ежегодно в Смоленске проходит "глинковская декада", объединяющая все музыкальные таланты России.

Учащийся 2. Весь мир узнал имя нашего другого земляка. Это Юрий Алексеевич Гагарин. Родился Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушина Братского района Смоленской области. Ныне этот район носит им  первого космонавта. B первый класс Юра пошел в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Война отняла не только детство, но и учение. Всего  шесть классов смог закончить Юрий Гагарин. B школе ему очень нравилась физика, позже проснулся интерес к технике, ко всему необычному. Он поступил в ремесленное училище, затем в Саратовский индустриальный техникум, занимался парашютным спортом. Окончил Оренбургское военное училище летчиков. Служил в истребительной авиации Северного флота. 12 апреля 1961 года весь мир узнал имя первого космонавта нашей планеты. Всего 34 года длилась жизнь. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе. B городе Смоленске есть проспект Гагарина. C мая 1998 года в нашем кpae действует детская организация, носящая имя Гагарина.

Учащийся 3. Михаил Васильевич Исаковский тоже родился на Смоленщине 19 января 1900 года, В деревне Глотова Ельнинского уезда, ныне Уrранского paйона. Грамоту он одолел самоучкой, так как школы в деревне не было. А когда открыли школу, за два года окончил ee и  сдал экзамены на пятерки. С 12 лет стал писать стихи. В 1915 году поступил в Смоленскую гимназию, но закончить не удалось. Наступил 1917 год. Он c детства мечтал стать писателем. И мечта его осуществилась. За свою жизнь он очень много написал произведений o родной природе, о жизни и  труде людей, живущих в нашей стране. Очень многие его стихи стали известными песнями «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную xaтy» т.д. Они разделили скорбь о погибших, прославляли родную Смоленщину. Умер он в 1973 году. B Смоленске в честь М.В. Исаковского названа одна из центральных улиц города. Институт культуры в Смоленске носит имя поэта. На улице Октябрьской революции в честь 100-летия со дня рождения открыт памятник Исаковскому.

Учащийся 4. Знаменитый путешественник Николай Михайлович Пржевальский родился 31 марта 1839 года в Селе Кимборы Смоленской губернии. Мечта Николая Михайловича стать исследователем земли русской осуществилась. Он изучил Восточную Сибирь, Дальний Восток, был в Китае, в Центральной Азии. Его по праву называли первооткрывателем Центрального Азии. Николай Михайлович умер 20 октября 1888 года. Он открыл десятки видов животных, сотни видов растений. Его именем названы ледники на Алтае. B нашем крае на берегу озера Сапшо в Демидовском районе находится поселок, названный его именем. B Смоленске в его честь названа улица, на которой расположен педагогический университет. Лучшим студентам географии ежегодно присyждaется почетная стипендия имени H.M. Пржевальского. Его имя носит одна из гимназий города Смоленска.

Учащийся 5. Павел Степанович Нахимов уроженец Вяземского района

Смоленской области. Родился 23 июня 1802 года. B 13 лет поступил в морской кадетский корпус в Петербурге. Много плавал по морям и океанам. B 1827 году командовал на корабле "Азов" артиллерийской батареей. B 1853 году участвовал в Крымской Войне. За героическую оборону Севастополя получил чин адмирала. B 1855 году погиб. B Вязьме установлен памятник легендарному адмиралу. B Смоленске его именем названа одна из улиц. Существует медаль Нахимова, орден Нахимова. Будущие моряки учатся в Нахимовских училищах.

Учащийся 6. Смоленскую землю прославили многие. Среди них: B.В. Докучаев, М.О. Микешин, СТ. Коненков. M.K. Тенишева,

T.A. Прокофьев, Б.Н. Юрьев. С.А. Лавочкин, знаменитый поэт И. Рыленков, который родился в Рославльском уезде, любимейший поэт России в послевоенное время A.T. Твардовский, кoтoрый создал великое произведение.

Учитель.  И вот сегодня мы собрались не случайно c вами в нашем школьном музее.

Звучит песня «Священная Война».

Наша школа отмечает День памяти нaшero земляка Ефима Ильича Стерина - Героя Советского Союза, чье имя носит наша школа. Он был не просто нашим земляком и Героем Советского Союза, но и лучшим учеником нашей школы. Ребята школьного кружка расскажут вам, какой материал они смогли собрать в наш музей: это вещи Е.И. Стерина, его аттестат c отличием, письма родителей, его учебники, портреты, рассказы одноклассников и вы услышите рассказ Ветерана Великой Отечественной войны, который расскажет o тех днях, когда погиб E.И. Стерин.

Руководитель школьного музея показывает стенд и все накопленные материалы о нашем земляке E.И. Стерине.

Главное место в нашем школьном музее занимает стенд, посвященный Герою Советского Союза Е.И. Стерину. Его имя носит школа. Родился Ефим Ильич в поселке Пригорье Рославльского района 14 февраля 1924 года. Учился в Крапивенской начальной школе. B Рославльской средней школе № 1 стал обучаться с 1936 года и в мае 1941 года с отличием закончил 10 классов. B нашей школе хранится копия его аттестата. Это был веселый, добрый, отзывчивый юноша, которому легко давались все науки. Здесь Ефим вступил в комсомол и был избран секретарем школьной комсомольской организации. Успешно закончив 10 классов, он поступил в Новосибирский институт инженеров транспорта, но все время рвался на фронт. В августе 1942 года он был направлен в город Ирбит в артиллерийское училище. Успешно его закончил в 1943 году. C 20 мая был натравлен на Степной фронт командиром взвода.

Звучит песня «B землянке».

В трудных условиях поступательного боя Ефим Стерин не забывает свою мать, которая находилась в глубоком тылу, B минуты затишья ночью в блиндаже, он пишет ей письма, интересуется судьбой отца, который c 23 июня 1941 года находился на фронте. 29 октября в письме к матери Стерин коротко сообщает: «Я жив и здоров, наша Советская Армия гонит врага c украинской земли». Он просил свою мать не волноваться за него и обещал ей вернуться с полной победой. Подвиг, за кoтopый гвардия лейтенант Стерин был удостоен звания Героя Советского Союза, был совершен при форсировании реки Днепр. Утром 26 сентября 1943 года батарея, которой командовал Стерин, одной из первых не переправилась на правый берег, орудие завязло в болоте. Свыше 50 вражеских автоматчиков бросилось в атаку на горстку артиллеристов. Дружным огнем винтовок натиск врага был отбит, но к захватчикам подходило подкрепление. Стерин послал трех солдат в тыл к фашистам. Когда фашисты приблизились к нашим окопам, ударили aвтомaты трех бойцов c тыла. Немцы бежали. Артиллеристы Стерина закрепились на западном берегу Днепра. 10 октября 1943 года взвод комсомольца Стерина был окружен фашистами. B рукопашном бою огнем из автомата и гранатами Стерин лично истребил 12 солдат и одного вражеского офицера. Гвардейцы не отступили ни на шаг за героические подвиги, проявленные при форсировании Днепра, лейтенант Стерин был удостоен звания Героя Советского Союза. Не дожил Стерин до радостного Дня Победы. 13 марта 1944 года в бою за деревню Ковалевка E.И. Стерин пал смертью храбрых. Он похоронен в селе Криничеватка Устиновского района Кировоградской области. У нас в музее хранятся письма Белякова Михаила Яковлевича из села Криничеватка, который прислал фотографию обелиска погибшим Ефиму Стерину и Михаилу Осипову. Он описывает дом, где герои останавливались, и ухаживает за памятником.

Послушайте стихи, которые вам прочитают ребята - члены нашего музея. Стихи написал Александр ОльшанскиЙ - профессор, доктор наук, бывший сын полка - первый свидетель боя y реки Днепр.

Ученик 1. «Героям Советского Союза Михаилу Осипову и Ефиму Стерину посвящается...»

Со школьной парты вы ушли в войну,

                                  На подвиг позвала Отчизна:

От ненавистного врага спасти страну,

                                  А мир - от кровожадного фашизма.

                                  B бою смертельном на рассвете

 B атаку поднялись за вами без оглядки

                                  Советские солдаты, кто за все в ответе.

     Освободители Устиновки, Криничеватки.

    B тот день весенний, в час освобожденья

                                  Земли Кировоградской от врага

   Вам было только двадцать от рожденья,

                                  И так осталось двадцать навсегда.

                                  Как сыновья Советского народа,

                 Для Родины - как войны, для матерей - как дети,

                                  Ценою жизни отстояли вы свобод

                                  И мир на нашей маленькой планете.

   Над вашими могилами склонились ивы,

                                  И галстук пионерский реет на ветру,

Вокруг раскинулись безбрежно нивы,

                                  По жизни c нами вы шагаете в строю.

Ученик 2. «Павшим в боях» Александр Ольшанский

                                  Мечтали, пели, горячо любили,

                                  Учились и работали затем;

                                  Чтоб люди мирно и счастливо жили,

                                  И жить, и жить хотелось всем.

                                  Ho не допели комсомольских песен,

Ha фронт ушли мальчишками совсем.

       Бессмертный подвиг ваш стране известен,

                                  A жить, а жить хотелось всем.

                                  B боях жестоких вас мы потеряли,

                                  Дав клятву у могилы отомстить.

                                  Бойцов в атаку снова поднимали

                                  A как хотелось всем нам жить!

                                  K победе шли четыре долгих года

                                  И уцелеть не думали совсем.

                                  Сдержали клятву, данную народу,

                                  A жить, а жить хотелось всем...

Ветеран ВОВ «Почтим память бойцов минутой молчания» Рассказ ветерана.

Руководитель школьного музея показала письма родителей Стерина, письмо однополчанина Александра Владимировича Иванова - командира батареи 120 м/м минометов, который прикрывал  переправу двух орудий на плотах Стерина, однополчанина Волкова Павла Федоровича, письмо из редакции газеты «Луч Коммунизма», которая писала o последнем дне М. Осипова и E. Стерина, одноклассницы Н. Ивановой, которая окончила Московский педагогический институт, Несколько лет преподавала русский язык и литературу в школах Москвы, a потом работала литературным редактором в научно – исследовательском институте; кандидат исторических

наук A. Баталов из Новосибирска создал стену героев В.О.В. бывших студентов института. Матери E. Стерина 8 декабря 1944 года выдан орден «Отечественной войны» 2 степени, принадлежавший ее сыну. B 1967 году школе было присвоено имя Героя Советского Союза. Ha здание установлена мемориальная доска. B вестибюле школы имеется стенд. Стало традицией проводить Дни памяти Е.И. Стерина в феврале. B полтавском Краснознаменном зенитном артиллерийском училище г. Полтавы c 1962 года в комнате героев висит  nopтpeт воспитанника училища Е.И. Стерина. Наши юные следопыты вели переписку с НИИНСТ (oм), полтавским училищем. Смоленское издательство в 1963 году выпустила книгу «Смоляне - герои Советского Союза». Летом 1968 года мы приобрели книгу генерал-лейтенанта А.К. Блажея «В армейском штабе» (изд. 1967 г. Воениздат Москва), где приведены фото М.И. Осипова И Е.И. Стерина, дано описание их последнего боевого подвига (страница 28-31). Он очень тепло пишет o героях, которых знал лично. Наша Рославльская газета "Авоська" от 8 мая 2003 года № 19 «Этих лет не смолкнет слава», «Немного истории» писала o нашем школьном музее, где главное место занимает стенд, посвященный Герою Советского Союза Е.И. Стерину,

Учащиеся. Мы очень гордимся нашим земляком Е.И. Стериным, Он был ученикам нашей школы до войны, a за подвиг, совершенный в годы В.О. В.  в боях удостоен звания Героя Советского Союза. Именно наша школа носит имя Героя Советского Союза Е.Н. Стерина.

Учитель. Ребята! Мы заканчиваем наше занятие, но продолжим знакомиться c жизнью наших земляков. Вам будет дано задание оформить альбом «Мои земляки» и календарь праздничных дней, посвященных нашим землякам.

Итог занятия.

Контрольные вопросы:

1.                 Зачем же человеку дается жизнь?

2.                 Каких людей называют земляками?

3.                 Кто из земляков прославил наш край?

4.                 Чем прославил родину Ю.A. Гагарин?

5.                 Почему мы помним имя П.C. Нахимова?

6.                 Какой вклад в развитие русской музыки внес Глинка?

7.                 Какие открытия сделал Н.М. Пржевальский за свою жизнь?

8.                 Кого из Смоленских гениальных поэтов вы знаете?

9.                 Многие стихи этого поэта стали известными песнями. Кто это?

Учитель. Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого - человека есть Родина, И каждый любит ее. Любите мecтo, где вы родились и живёте. Любите родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Любите людей, c которыми вы живете, любите свой народ... Помните! Жизнь дана на добрые дела.

Звучит песня «Журавли».

 

Вопросы школьной викторины, проходившей

в День памяти Е.И. Стерина.

1.                 Назовите, когда был захвачен г. Рославль?

2.                 Сколько дней находились фашисты в городе?

3.                 Что располагалось в школе № 1 во время В.О. войны?

4.                 Когда впервые было учреждено звание Почетный гражданин г. Рославля?

5.                 Кто первым был удостоен этого звания?

6.                 Назовите, сколько Рославльчан удостоены звания Героя Советского Союза?

7.                 Когда был установлен памятник - монумент (танк Т-Э4) В нашем  городе?

8.                 B каком возрасте Стерину Е.И. было присвоено звание Героя Советского Союза?

9.                 B каком году было присвоено нашей школе имя Е.И. Стерина?

10.            Кто из смолян удостоен звания Героя Советского Союза дважды?

11.            Какое условное название носила Смоленская наступательная     операция?

12.            Где в  Смоленске похоронен Володя Куриленко?

13.            Кто из смолян участвовал в водружении знамени над Рейхстагом в 1945 году?

14.            Назовите дату смоленского сражения, какого его значение?

 

Литература

1.                 Азбука Смоленского края. Мир истории ч.2 C.A. Болотова, О.В. Сибиченков. Смоленск.

2.                 Смоленская область. Энциклопедия. Персоналии СГПУ Смоленск 2001г.

3.                 Смоляне - Герои Советского Союза М. Воробьев, В. Титов, A. Храпченков. Московский рабочий, 1966г.

4.                 Смоляне и Смоленский край. Московский рабочий, 1986г.

5.                 Город Рославль «Прошлое и настоящее», профессор Г.Т. Рябков. Московский рабочий, 1987г.

6.                 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. Смоленское издательство, 1997г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок по окружающему миру "Наши земляки. Его имя носит наша школа" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок по окружающему миру и азбуке Смоленского края, на котором  формируются  знания  учащихся об историческом прошлом Смоленщины времён Великой Отечественной войны; смолянах, прославивших родной край(композитор Михаила Ивановича Глинки,Юрий Алексеевич Гагарин, Михаил Васильевич Исаковский, знаменитый путешественник, Николай Михайлович Пржевальский, Павел Степанович Нахимов,B.В. Докучаев, М.О. Микешин, С.Т. Коненков. M.K. Тенишева,T.A. Прокофьев, Б.Н. Юрьев. С.А. Лавочкин, знаменитый поэт И. Рыленков);развитие интереса и желание изучать курс истории; воспитание любви к родной земле, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 557 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 376
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Седлецкая Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Седлецкая Марина Николаевна
    Седлецкая Марина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12163
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 718 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе