МОУ Толбинская средняя школа
2 класс
Учитель Шиманская Ю.Н.
Интегрированный урок
по окружающему миру
и трудовому обучению
Тема урока: «Кошка, которая гуляет сама по себе».
Цель: познакомить обучающихся с породами кошек, их
повадками и значением в жизни человека.
Задачи: обеспечить в ходе урока повторение пройденного
материала, а также усвоение нового;
содействовать
в ходе урока формированию гуманных чувств к братьям нашим меньшим;
развивать
у обучающихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;
развивать
положительные эмоции у учащихся, создать на уроке ситуацию удивления, радости;
развивать
познавательный интерес школьников;
формировать
потребности в дополнительном, послеучебном познавательном труде.
Оборудование: разработка
мультимедийного урока;
картинки кошек;
клей, кисточка, картон, заготовка.
Предисловие.
Перед этим
уроком проводится большая исследовательская работа. Обучающиеся ищут информацию
о разных породах кошек. Приносят интересные фотографии своих питомцев для
презентации. Просматривают мультфильм «Кот, который гулял сам по себе». На
уроках технологии (труда) ребята начали работу над аппликацией «ночной хищник»
по книге Просняковой «Кошки». Работа продолжится и после этого урока. Чтение
стихов, рассказов и сказок, главными героями которых являются коты, кошки,
котята.
Ход урока.
По звонку дети заходят в класс и занимают
свои места. Дети здороваются с гостями.
1.
Организационный
момент.
Долгожданный дан
звонок –
Начинается урок.
Слайд 1
--- Добро пожаловать
на урок «Окружающего мира» во втором классе. Тема нашего урока является
заключительной в серии уроков, посвящённых… а вот чему были посвящены наши
уроки, вы должны сказать сами, прочитав тему сегодняшнего урока.
Дети хором читают тему урока на экране.
--- Молодцы! Кошка –
какое это животное? /домашнее/
--- Каких животных мы
с вами изучали на прошлых уроках? /домашних/
Слайд 2
---И сейчас пришло
время проверить, что вы узнали о домашних животных. Для этого я предлагаю вам
тест, на вопросы которого вы должны ответить.
2.
Повторение
пройденного.
Слайд 3
Вопросы на слайде и на листах перед
учениками. Каждый вопрос зачитывается учителем, а дети за короткое время
отвечает на него или выполняют предложенное задание.
Проверочная работа
1)
Подчеркни
правильный ответ.
Домашние животные –
это животные…
a)
которые живут в дикой
природе
b)
которых кормит человек и
строит им жилище
c)
которых разводит человек
для своих нужд
d)
которые сами добывают себе
пищу
e)
о которых заботится
человек
2)
Подчеркни названия
тех животных, которые являются домашними.
Курица, лошадь, медведь, коза, утка, тигр, попугайчик, свинья, морская
свинка, корова, собака, канарейка, кошка, овца, хомячок, крокодил, индюк,
верблюд.
3)
Подчеркните
правильный ответ.
Для чего человек
разводит домашних животных?
a)
для пищи
b)
ему так захотелось
c)
для изготовления одежды
d)
для перевоза грузов и как
средство передвижения
e)
чтобы не было скуки
4) Напиши, на
какие три группы делятся породы собак.
--- А теперь проверим
ваши ответы. Обменяйтесь вашими листочками с соседом, возьмите зелёную ручку и
исправляйте ошибки, если они есть.
--- А теперь,
внимание на экран – правильные ответы!
Учитель зачитывает вопрос и слушает ответы
детей, затем на экране появляется правильный ответ. Ученики делают заметки в
листочках. После проверки сдают листочки учителю.
/При проверке
учитель задаёт дополнительные вопросы:
Вопрос 2. Почему не подчёркнутые животные не являются
домашними, ведь некоторые люди содержат их дома?
Вопрос 3. Какие именно животные разводятся для еды, для
изготовления одежды, как средство передвижения./
3.
Изучение нового
материала.
--- А сегодня мы с
вами поговорим о ещё одном домашнем животном, которое живёт рядом с человеком
вот уже примерно 5000 лет. Но о нём только вскользь упоминают в учебниках, а
миллионы людей держат его дома. О ком же пойдёт речь? Догадались? /о
кошке/
Слайд 4
--- Кошка - это
животное, которое гуляет само по себе. Говорят, что кошка легко приручается. Но
возникает вопрос: хозяин приручает кошку, или кошка приручает хозяина? Наблюдая
за кошками, начинаешь понимать, что второй вариант справедливее. Как вы
думаете, почему существует такое мнение? /ответы детей/
--- Вам знакома фраза
«Кот, который гуляет сам по себе»? Откуда эта фраза? /сказка Р.Киплинга/
--- Как вы думаете, зачем
человек приручил и одомашнил кошку? /защита от грызунов/
--- Впервые кошка
стала домашним животным в Древне Египте. Люди, жившие в долине Нила, были
земледельцами. И запасы зерна привлекали грызунов. Мыши становились настоящим
бедствием для урожая. Египтяне давно приметили охотничьи способности диких
африканских кошек. Они создавали все условия для того, чтобы животные не
возвращались к прежнему дикому образу жизни, а продолжали спасать урожай. А
кошки в свою очередь оценили преимущество жизни с человеком ( это и
безопасность, и обильная еда) – и остались жить с ним.
Со временем
кошка в Египте была объявлена божественным животным. За её убийство или
причинение ей вреда полагалась смертная казнь. При пожаре первой выносили из
дома кошку. При смерти кошки хозяева надевали траурные одежды и сбривали брови.
А богиню плодородия и материнства изображали в виде женщины с кошачьей головой.
Из-за своей
любви к кошкам египтяне однажды проиграли войну. В 525 году до нашей эры персы
применили против египтян военную хитрость: к щитам воинов они привязали живых
кошек. И египтяне, боясь ранить священных животных, не смогли использовать
стрелы и копья.
Шло время,
торговые корабли египтян посещали многие страны мира. И постепенно кошки стали
появляться в таких странах, как Индия, Китай, Япония, Сиам, Бирма и др. Конечно
же, египтяне не собирались продавать своих священных животных. Но моряки всегда
брали их с собой в плавание для защиты продовольствия от грызунов. Видимо,
любопытные животные сами перебегали на чужеземные корабли. Позже всех кошка
появилась в Европе, куда была завезена римлянами. Жители Азии и Японии очень
ценили кошек, восхищались их загадочной красотой, приписывали им волшебные
свойства. У шотландцев кошка считалась символом отваги, её изображения украшали
гербы многих знатных воинов.
В Средние
века для кошки наступили суровые времена. В Европе она стала считаться животным
дьявола. Тысячи животных были убиты, особенно истреблялись чёрные кошки и коты.
А людей казнили только за то, что они держали у себя этих животных. Как и
следовало ожидать, исчезновение кошек повлекло за собой рост численности мышей
и крыс. А они в свою очередь стали разносчиками страшной болезни «чумы». От
этой болезни погибли миллионы людей.
В
современном мире жители только нескольких стран ( Перу и Габон) не знакомы с
домашними кошками. А больше всего кошек насчитывается в Австралии.
--- Поднимите руки, у
кого есть это пушистое создание дома?
--- А у кого оно не
одно?
--- А давайте сейчас
проверим, кто очень хорошо наблюдал за своим любимцем и изучил его жесты…
--- Что значит, если
у вашего домашнего тигра …
хвост
поднят вверх – удовольствие,
радость
вытянут назад и
удерживается неподвижно – готовится нападение.
подёргивается – гнев.
шевелится только кончик хвоста
– интерес.
опущен
– усталость.
Физкультминутка.
Слайд 5
Вызывается один ученик, он показывает
движения кошки, а ребята повторяют эти движения:
Потягивание после сна.
Когда кошка что-то просит.
Когда кошка наводит красоту
--- На нашей планете существуют самые разнообразные породы
кошек. Чтобы подробно узнать о всех породах кошек, не хватит не только
сегодняшнего урока, но ещё многих и многих уроков.. Тем более что читать
описания пород недостаточно. Лучше всего сходить на выставку кошек, тогда в полной мере
можно оценить красоту и особенность каждой породы.
Представляете, первая выставка домашних кошек была проведена в Лондоне в 1871
году (это более 200 лет тому назад). Успех этой выставки превзошёл все
ожидания. И сегодня представители древних и новых пород триумфально шествуют по
миру.
Сегодня мы с вами познакомимся только с некоторыми породами, о
которых знают не только заводчики кошек, но даже маленькие дети.
Добро пожаловать на нашу выставку кошек!
/Дети читают свои сообщения,
приготовленные заранее, обработанные и поправленные учителем/
Слайд 6
Персидская кошка
Корни такой известной породы до сих пор не известны, но есть сведения о том,
что эти кошки были привезены из Ирана.
Персидские кошки
спокойны и нетребовательны. На вид очень дружелюбны и ласковы. Несколько
ленивы. Обожают вкусные угощения.
Персидские
кошки требовательны к уходу. Главным предметом внимания служит красивая
шерсть, которую необходимо постоянно расчесывать. Линяют персидские коты
несколько раз за год.
Слайд 7
Сиамская кошка.
История происхождения сиамских кошек окутана многими
тайнами. Была привезена в Великобританию из Бангкока.
Сиамские кошки
требовательны и любознательны. Элегантны не только в поведении, но и в походке.
Очень умные кошки, легко обучаемы. Сиамы любят своих хозяев и словно чувствуют
его настроение.
Сиамская кошка обидчива
и тяжело переживает наказания. Если относиться к питомцу злобно, то он может
припомнить вам это.
/дополняет учитель/
/Сиамские
кошки задолго до того, как попали в Европу, обитали в Сиаме (Таиланд). Там эта
кошка считалась национальной реликвией страны, почиталась в храмах, как
священная, и тщательно охранялась законом. Вывоз ее за пределы государства был
запрещен. Сиамские кошки жили в королевской семье и являлись частью некоторых
монарших ритуалов.
Сиамские кошки вошли в предания и легенды Таиланда. Тогда, в Сиаме,
характерным признаком для этих животных были узелки и заломы на хвостах.
Согласно легенде, кошка всегда сопровождала тайскую принцессу во время омовения
в реке. Купаясь, принцесса оставляла кольца на хвосте своей маленькой любимицы.
Однажды кошка потеряла одно из драгоценных украшений, и с тех пор девушка
завязывала на хвосте кошки узелки./
Слайд 8
Шотландская вислоухая кошка.
На Дальнем Востоке вислоухие кошки были известны
столетия назад. В Европе же о них узнали намного позже.
Шотландские
вислоухие кошки - выносливые, добрые домашние животные. Они спокойные и
ласковые. Очень привязываются к хозяину и дому. Неприхотливы и могут
приспосабливаться к любым условиям жизни.
Вислоухим
кошкам надо регулярно проверять и чистить их ушки.
Слайд 9
Лысая кошка – сфинкс.
Изображения
лишенных шерсти кошек были обнаружены еще у ацтеков.
Эти кошки стремятся
к постоянному общению с хозяином, исключительно ласковы и привязчивы. За
неземную внешность этих созданий называют иногда "лунными кошками".
Отсутствие шерсти дает возможность завести себе любимца даже тем, кто не может
себе это позволить из-за аллергии.
Сфинкс очень прожорлив и ест практически все. Сфинкс - единственная
кошка, которая обгорает и потеет. Её необходимо мыть и протирать губкой с лосьоном
хотя бы 1 раз в неделю.
Слайд 10
Русская голубая кошка.
Происхождение русской голубой кошки до конца не
выяснено. У нее было много названий, прежде чем ее назвали русской голубой.
Русская
голубая кошка - спокойная, кроткая и послушная, но при этом очень
свободолюбивая и упрямая. Русские голубые кошки очень любят и ценят домашний
уют и при этом очень общительны. По народному поверью, русская голубая кошка
приносит в дом счастье и благополучие.
/дополняет учитель/
/Существует
легенда о чудесных дарах.
Однажды семь фей
явились к новорожденной царевне, чтобы одарить её.
Среди даров были
красота, преданность, грация, дружелюбие, прелестные наряды и два изумруда.
Но феи были юными и
неопытными и не могли поверить, что из крошечного плачущего младенца может
вырасти прекрасная царевна.
Они тихонько положили
свои дары в другую колыбель, откуда доносилось мяуканье.
Так появилась русская
голубая кошка, одарённая многими прекрасными качествами./
Физкультминутка.
Ребята проводят любую из известных
физкультминуток
--- Понравились вам
кошки? А скажите, пожалуйста, что могут ещё эти прелестные создания кроме того,
что они ловят мышей? /могут лечить/
--- Действительно,
врачи давно подметили, что кошки лучше лечат нервную систему, а коты –
радикулит. Кошка с длинной шерстью снимает депрессию и плохой сон. Кошки с
плюшевой шубкой помогают при болях в сердце. А сиамские кошка избавляет от
простуды.
--- А что ещё можно
узнать, наблюдая за поведение кошки? /погоду/
--- Какие вы знаете
приметы?
Если кошка дерёт
стену – к непогоде.
Скребёт пол – на
ветер и метель.
Прячет мордочку – к
морозу.
Лежит животом кверху
– к теплу.
4.
Творческая
работа.
Слайд 11
--- Кошка способна украсить любой дом, сделать его
уютнее, придать ему неповторимое очарование. Поэтому так часто изображение
кошки можно встретить в различных предметах интерьера.
И сегодня
мы с вами создадим своего хранителя дома. Подготовительную работу мы с вами
провели на прошлом уроке, а сегодня вы должны доделать поделку.
Учитель объясняет порядок выполнения
работы и помогает тем, у кого не всё получается.
Презентация
--- И в завершении нашего урока я предлагаю вам
посмотреть на презентацию, в создании которой вы принимали непосредственное
участие. /фото котов/
5.
Подведение
итогов.
---Понравился вам
сегодняшний урок? Что нового и интересного вы узнали?
Учитель оценивает работу всех ребят, а
также работу наиболее активных.
6.
Домашнее
задание.
Найти и принести в школу книги,
герои которых коты и кошки.
Слайд 12
--- И на прощание я хочу вам прочитать замечательное Юнны Мориц «Букет
котов».
Букет котов
У меня уже готов
Для тебя букет котов,
Очень свежие коты!
Они не вянут, как цветы.
Вянут розы и жасмин,
Вянут клумбы георгин,
Вянут цветики в саду,
На лугу и на пруду,
А у меня - букет котов
Изумительной красы,
И, в отличье от цветов,
Он мяукает в усы.
Я несу букет котов,
Дай скорее вазу.
Очень свежие коты -
Это видно сразу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.