Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)

Интегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)

Скачать материал

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА  по теме

«Счастлив мира обитатель только личностью своей»

 

 Тип урока: формирование нового проблемного видения.

Вид урока: урок-диалог.

Цель урока: формирование целостного представления кадет о личности и способах формирования личностных качеств через интеграцию уроков литературы и обществознания.

Задачи урока:

1.     развивать познавательную активность и творческую самостоятельность кадет;

2.     способствовать развитию речи кадет, овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать, выделять главное,  сравнивать, обобщать, строить аналогии и систематизировать;

3.       развивать умение  кадет ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства, убеждать, доказывать свою точку зрения и делать выводы;

4.     развивать уверенности в себе и способность работать в команде;

5.     способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

6.      способствовать формированию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и др. качеств личности.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

 Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих действие кадет.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидульной  работы.

Предварительно кадеты получили домашнее задание:

·        по мини-группам:

o   выбрать из изученных и изучаемых произведений художественной  и документальной литературы персоналии, героев и  персонажей, являющиеся, по мнению кадета, личностью;

o   выявить их лучшие личностные качества;

o   доказать, что именно эти качества являются важными для формирования личности;

o    подготовить краткие сообщения;

o    создать презентации для публичной защиты обозначенных личностных качеств.

 

Ход урока.

1.     Актуализация знаний и постановка проблемы.

Здравствуйте, уважаемые  кадеты!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Представляем Вам группу  ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ и ОБЩЕСТВОВЕДОВ.

Ребятам поручено выступать от имени команды, следить за регламентом выступающих, вести дискуссию и следить за порядком во время работы выступающих.

     Экспертную группу, которая будет отслеживать выступления ребят и в конце урока  даст  свою аргументированную оценку, кто же из выступающих был  более убедительным, представляют…

           Группам было дано домашнее задание  поисково-творческого характера, а некоторые кадеты получили индивидуальное задание.

На результаты  вашей самостоятельной деятельности мы и будем опираться на уроке.

Обращаю ваше внимание на рабочие листы урока, которые перед вами лежат на столах, мы обратимся к ним в ходе урока.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  НАСТРОЙ  НА УРОК: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.

2.     Определение темы урока.

Василий Сухомлинский сказал: «Ты рожден человеком, но человеком надо стать».

Позвольте нам начать урок с маленькой притчи : «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал  по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?  (ответы кадет)

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность»  от латинского «persona» первоначально обозначало маску-«личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

 - Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях?    ( Он не считал их личностями)

 

- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны?

( Да, не каждый человек личность, например….ребенок, пьющий человек, психически  больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)

-А почему вы отказываете им вправе называться личностями?

 (личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…) А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность- формирующаяся, патологическая, слабая.

Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.

 

-Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»? 

- Как Вы считаете, каков будет предмет нашего урока?

(личность)

 

3. Постановка учебной задачи.

Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека личностью и что нужно сделать, чтобы ею стать?

 

- Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)

БЫТЬ,,,,,,,

СТАТЬ,,,,,,,,

- Почему нам важно ответить на эти вопросы?

Мы подростки и мы на примере уже великих, знаменитых людей формируем себя как личность…….

Начнем с понятия «личность». Понятие личность употребляется в более узком значении, чем понятие «человек» («индивид»).

 

 

4. Совместное «открытие знаний»

- Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему? Давайте сформулируем определение понятие «личность»,

- Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той личности, которая имеет  «социально значимые черты (качества)». Приведите примеры социально значимых качеств через личность.

 

 

Работа с высказыванием (беседа)

И. Кант (1724-1804): «Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».

 

Железная воля- МАРЕСЬЕВ(сообщение кадет с доказательством качеств от группы обществоведов)

 

 

Основным качеством, присущим настоящему мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.

Беседа по сообщению с кадетами.

ü Способность быть господином самому себе. Что это значит?

(иметь характер, умение быть человеком независимым,  решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения управлять собой, своим поведением).

ü Прекрасные качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (моральные и гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение  к закону, порядку и справедливости)

ü Но и это не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы – с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека

ü Сделайте вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.

ü  В процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование? (общество, семья,  дружба, опыт других, знания…)

Пример группы  литераторов

 

М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда». Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял себе поэт. Лермонтов был человеком высокого ума, чести и благородства.

 

Пример  группы обществоведов(СУВОРОВ)

 

Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца.

 

Пример группы литераторов

 

Но мне теперь кажется, что там всё еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи…...напряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью романтического типа личности, и остается только понять, на что она должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека

 

5.Первичное закрепление.

       

6.Самостоятельное применение и использование полученных знаний

Рефлексия.

Список качеств личности важных для тебя

0

1

2

1. Уверенность

 

 

 

2. Самостоятельность

 

 

 

3. Ответственность

 

 

 

4. Решительность

 

 

 

5. Искренность

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

 

7.Подведение итогов

Стать личностью- это значит…

Работа с рабочим листом (Приложение№1)

- Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к. Вы её четко изложили нам  бы хотелось оценить вашу работу на «отлично».

Домашнее задание:

·        выработайте собственные критерии личности (Приложение 2.);

 

 

 

 

 

 

 

 

уверенностьрешительность

Приложение 1.

 

 

 

Стремление к знаниям,самостоятельность самопожертвование,Умение держать удар,жизнелюбие
целеустремлённость


,Умение сострадать,упорство
опрятность,Стремление к самосовершенствованию,любознательность
выносливость терпение
работоспособность
самоотверженность
Верность слову
общительность
Лидерские качества
вежливость
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

 

Основные понятия:

-индивид

-индивидуальность

-личность

-социально значимая личность

-качества личности

-сильная личность

-самосовершенствование

-духовность

-ответственность

-долг

-совесть

Высказывания

«Личность-это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выработанным твёрдым принципам»(И.Кант)

 

«Имел в себе слабости народа и высокие качества героев»

 

«Читая его творения , можно превосходным образом воспитать в себе человека»(В.Г.Белинский)

 

«Каждый человек- отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит , такой он и есть»(Цицерон)

 

«Только личность способна повлиять или изменить ход истории»

 

«Из всех явлений мира Человек-самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто жить. Надо заниматься самовоспитанием. И воспитывать всю  жизнь себя»

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Я хочу сказать …

  • (Ивану)  больше всего удалось … (доказать каждый пример качества…..,)
  • Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное изложение……)
  • Мы сегодня на его  примере изложения увидели как можно свободно и уверенно излагать материал  
  • Меня удивило(что примеры сегодня были интересные)
  • Для меня было открытием то, что личность в себе можно воспитать уже в раннем возрасте…
  • На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но если мы это учтём на будущее …

 

 

Я хочу сказать …

  • (Ивану)  больше всего удалось … (доказать каждый пример качества…..,)
  • Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное изложение……)
  • Мы сегодня на его  примере изложения увидели как можно свободно и уверенно излагать материал  
  • Меня удивило(что примеры сегодня были интересные)
  • Для меня было открытием то, что личность в себе можно воспитать уже в раннем возрасте…

На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но если мы это учтём на будущее …

 

 

 

Литература.

 

1.  Брагина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Журнал  « История и обществознание в школе» № 10,  -2012 г. с. 12-14.

2.Баварин Н.И. Начала анализа и математическое  моделирование в естествознании и экономике - М:, Просвещение 2010г.

3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в школе  // Компьютерные инструменты  в образовании, СПб.: Изд-во ЦПО  «Информатизация образования»,  2010,  №9  с. 39-47 .

4. Костарев И.С. gcon 52@pstu.ac.ru

5. Педагогические технологии в профильном обучении: сборник методических материалов / составитель: Т.Е. Сахарова.-  Чистоброль,  2-10.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок по литературе и обществоведению о личности, самовоспитании, формировании личностных качеств. Учащиеся на примере жизни и творчества известных исторических деятелей учатся выделять в человеке высокие нравственные качества.Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и литературе. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков  учащихся, полученных на уроках. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного  процесса, но и часть жизни ребёнка .

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 328 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Глаголы переходные и непереходные" (6 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование. Орфография. Культура речи
  • 06.10.2020
  • 310
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 473
    • DOCX 24 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каширина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Каширина Светлана Викторовна
    Каширина Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16093
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1527 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 876 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов