Разработка интегрированного урока изобразительного искусства и черчения для 8
класса выполнена в соответствии с программой Б.М. Неменского и требований ФГОС.
В ней представлены цели и задачи, этапы урока, деятельность учителя и
обучающихся, практические и творческие задания для работы индивидуально, в
паре, в группе задания, направленные на формирование УУД, рефлексия и
результаты работы. Ход урока сопровождается презентацией с богатым зрительным
рядом и содержание творческих заданий, построенной на основе данной разработки
и методической литературы.
Тема:
«Прямые линии в организации пространства и изображении деталей».
Цели:
1.Знакомство
обучающихся с прямыми линиями и их ролью в простейших плоскостных композициях и
изображениях деталей.
2.Научить
изображать целостную, ритмически сбалансированную
Композицию,
выполнять линии в соответствии с наименованием, начертанием, основным
применением и размерами; определять наименование линий по их основным признакам
(слайд №2)
3.Развивать
у обучающихся пространственные воображение и представления; предметные и
метапредметные ууд.
Задачи.
1.Познакомить
обучающихся с понятием линии и их выразительными возможностями
2.Учить
видеть линии в окружающем пространстве.
3.Выполнять
линии по размерам и их назначению.
4.Воспитывать
наблюдательность.
5.Способствовать
углублению интеграции изобразительного искусства и черчения. (слайд №3)
Оборудование:
компьютер; проектор; презентация по теме урока;
Для
обучающихся: учебник, карандаш, ластик, клей ПВА, кисточки; бумага форматаА4;
иллюстрации зданий, чертежи и технические рисунки деталей.
Тип
урока по ФГОС ООО: урок «открытия» нового знания. (слайд
№4)
1. Организационный момент: приветствие,
проверка подготовки обучающихся к уроку. ( слайд №4)
2. Мотивационный этап
Выберите себе настроение, которое
сопровождало бы вас на уроке:
- ожидающее (Ждем новых ощущений)
- спокойное (Не бояться трудностей, не бояться
ошибиться, спокойно работать дальше)
- приподнятое (Мы всегда такие интересные
задания выполняем)
- ликующее (Рады, что начался любимый
спецкурс) ( слайд №5)
3.
Повторение темы предыдущего урока. Для этого этапа урока используется устное
сочинение, содержащее основные понятия, изученные на прошлом уроке. ( слайд №6)
4.
Актуализация темы урока и постановка проблемного вопроса.
Возьмите
карандаш, проведите им произвольно по белому листу бумаги. Что у вас
получилось? Правильно, это просто черная линия. Линия–это неопределенное
понятие. Линии бывают разными. Назовите, какие линии вы знаете? Обучающиеся
называют различные линии. На экране появляются изображения и названия линий, ученики
могут проверить правильность своих ответов. Линии бывают: толстые и тонкие,
прямые и кривые, зигзаг и волна, спираль и завиток, сплошные и прерывистые.
Почему линию можно назвать Ее Величество? Ученики дают разные ответы и приходят
к выводу, что она дает контур всем вещам и предметам на бумаге. Если бы ее не
было, то художник мог бы нарисовать только размытые пятна. А теперь давайте
внесем порядок в хаос. Возьмите линейку, карандаш и проведите линию на бумаге.
Что вы можете о ней сказать? Она сплошная ровная. Где используются такие линии?
Такие линии используются при выполнении чертежей (слайд №7). Вместе с
обучающимися ставится проблемный вопрос. Какова роль линий в организации
пространства и выполнении чертежей деталей? (слайд №8).
Задание
№1 Работа с учебником. На обратной стороне обложки учебника
«Черчения»
изучите таблицу «Линии чертежа». Производится анализ таблицы, в результате
которого обучающиеся узнают название линий ,их размеры и назначение. После
анализа ученики рассматривают рисунок 21 на странице18, чтобы узнать какими
линиями изображаются элементы детали на чертеже. Чертеж данной детали
представлен и на экране. Ученики задают вопросы.
Прямые
линии - простой, но очень выразительный элемент. Они занимают важное место
среди элементов плоскостной композиции. Чтобы убедиться в этом ученики анализируют
представленные на странице 21 учебника изобразительного искусства композиции.
После анализа ученики определяют тему урока и задачи чем они будут заниматься:
изучать, анализировать, изображать, чертить, обсуждать, оценивать, делать
выводы, сравнивать, обобщать. Тему урока обучающиеся записывают в тетрадь.
(слайды №9,10,11). Работа в паре. Ученики изучают роль линий в плоскостной
композиции и выполнении чертежа, определяют главное, обсуждая в паре. ( слайд №12,
13)
Динамическая
пауза:
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо- влево наклонились.
И еще раз повторили. (Наклоны в
стороны).
Раз- два- три- четыре- пять.
Это нужная работа мышцы ног
тренировать. (Приседания).
А теперь рывки руками, выполняем
вместе с вами.
Раз- рывок и два - рывок.
Продолжаем наш урока ( слайд №14)
Работа
в группе (слайды №15,16). Обучающие выполняют задания на определение линий, анализ
линий и композиций из них, влияние линий на мир чувств человека и изображение
деталей.
Задание
№5. Выполнение индивидуального творческого задания «Изображение абстрактной
композиции из линий» ( слайд №17)
На
протяжении всего занятия учитель хвалит детей за их высказывания, ответы,
работу, дает возможность всем ученикам участвовать в беседе и выслушивает все
мнения, создает доброжелательную обстановку.
Выполненные
задания размещаются на доске и проводится обсуждение.
Рефлексия:
ученики оценивают свои успехи, свое участие в работе, настроение, свои
возможности. На доске три круга «У меня отлично», «У меня все хорошо» «Я
старался, но мог бы лучше», Первые девочки выходят к доске и прикрепляют
смайлик, затем мальчики. (слайд №19,20)
Учитель.
Подведем итоги занятия. Что нового вы узнали на уроке?
Ученик.
На уроке мы познакомились с линиями, их видами и свойствами, ролью линий в
жизни человека, в изображении деталей.
Ученик.
Научились анализировать и обобщать, сравнивать, узнавать линии и изображать ее.
Ученик.
Приобрели навыки самостоятельной работы и работы в группе, научились распределять
роли и аргументировано высказывать свое мнение
Учитель.
Молодцы. ( слайд №21)
Домашнее
задание. Наблюдения за линиями в окружающем мире, Принести, бумагу, карандаш,
краски, кисточки, ластик: на урок черчения- учебник,А4,инструменты,выучить
параграф 2.3. Инструктаж задания проводится в конце урока с записью в дневник.
Дети имеют право выбрать одно из заданий.( слайд № 22)
Используемая литература
1.Ботвинников
А. Д. Черчение.8-9 классы: учебник для общеобразовательных школ, М.: ООО
Астрель, 2012. – 221 с.
2.Неменский Б.М. Изобразительное
искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. ФГОС ,1-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013. –
129 с.
3. Питерских А. С.
. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. ФГОС, 7- 8
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
-175 с.
4. Гусева О. М.
Поурочные разработки по программе Неменского Б. М. Изобразительное искусство.
Дизайн и архитектура в жизни человека, ФГОС, 8 класс, М.: ООО Вако 2012. -128
с.
5. Виноградов В.
Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению.7-8 классы, М.: Дрофа ,
2011.- 159 с.
6.
Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству, М.: ТЦ
Сфера, 2010, -160 с.
7.
Поташкин М. М. Требования к современному уроку. М.: ООО Центр педагогического
образования, 2008. -272.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.