Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

hello_html_m3a1a1f22.gif



































С. Конёво , 2014 год

Пояснительная записка:

Тема урока: Многоликая персона. На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи, разновидности матрешек. Рисование матрешки на следующем уроке.

Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК «Перспективная начальная школа». В основе конкурсной разработки - учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, (стр. 32, 33. Декоративное рисование).

Форма урока- интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.

Цель:

  • Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, воздающему красоту на радость людям.

Задачи:

  • Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.

  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

  • Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

  • Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.

  • Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.

  • Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

  • Закрепить знания, полученные на уроках информатики: кодирование, декодирование, нахождение предмета по координатам, прямые и обратные действия.


  • Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, клип « Матрёшки», деревянные матрешки.








Ход урока

Слайд 1. Тема урока таинственная, загадочная – «Многоликая персона». Кто из вас может объяснить значение слова «персона»?

Дети : Это личность или отдельно взятый человек.

Учитель: А как объяснить значение слова «многоликая»?

Дети: Много лиц.

Учитель: Так кто же эта многоликая персона? Нам предстоит узнать, а помогут нам в этом знания, приобретенные на уроках информатики.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Сейчас вы должны найти предмет по данным координатам: у стены, третий стеллаж слева, вторая полка снизу, среди книг. (Ученик по координатам находит записку).

Учитель: Что в записке, которую ты нашел?

Дети: Здесь написаны цифры.


14

1

20

18

7

26

12

1


Учитель: Это не просто цифры, это зашифрованное слово. А как по-другому мы называем шифрование слов?

Дети: Кодирование.

Учитель: Нам нужно выполнить операцию, обратную кодированию. Как она называется?

Дети: Декодирование.

Учитель : Правильно. А чтобы расшифровать или декодировать это слово, нужен ключ к разгадке.

Слайд 2.

Как вы думаете, а зачем я приготовила алфавит, в котором каждая буква имеет свой номер?

Дети: Это ключ.


А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

И

10

Й

11

К

12

Л

13

М

14

Н

15

О

16

П

17

Р

18

С

19

Т

20

У

21

Ф

22

Х

23

Ц

24

Ч

25

Ш

26

Щ

27

Ь

28

Ъ

29

Ы

30

Э

31

Ю

32

Я

33




Обучающиеся расшифровывают слово «матрешка»

Учитель: Молодцы! Можете ли вы теперь сказать, кто эта многоликая персона?

Дети: Да! Это матрешка. (На стол выставляются матрешки).


Слайд 3. Посмотрите, пожалуйста, клип « Мы матрёшки»

Основная часть.

Слайд 4.

Учитель. А сейчас мы с вами узнаем об истории появления матрешки. Вам нужно внимательно слушать и запоминать, потому что сведения будут нужны для выполнения заданий и для выполнения задания « раскраска-тренажёр».

Матрешка – самая знаменитая русская игрушка. А знаете ли вы, ребята, сколько ей лет? В 2008 году исполнилось 110 лет, как появилась в России на свет первая матрешка. А придумали матрешку вот как.

В конце ХIХ века в Москве был магазин-мастерская «Детское воспитание», где работали лучшие мастера, художники и педагоги. Они придумывали для детей замечательные игрушки.

Слайд 5.

В эту мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находились еще четыре фигурки, вложенные одна в другую. Это были такие же добродушные мудрецы мал мала меньше. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Так Фукурума стал прообразом нашей матрешки. Хоть игрушка и была привезена с далекого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Слайд 6.

В 1898 году игрушечных дел мастер Василий Звездочкин вырезал вручную из дерева первую русскую матрешку. А расписал её художник Сергей Малютин. Он и назвал её матрешкой от русского имени Матрена, Матрёша – статная, дородная русская красавица. В основе этого имени лежит латинское слово «mater» – мать. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей.

Слайд 7.

Первая русская матрешка похожа на простую крестьянскую девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. А внутри её устроились: старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…

Учитель:

каждый с детства знает, что матрешка – это разборная игрушка. Какие действия нужно выполнить с матрешкой, чтобы это доказать?

Дети: Разобрать её. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее разберет матрешку».

Учитель: есть ли у этого действия обратное? Какое?

Дети. Собрать матрешку. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее соберет матрешку».

Учитель: Прямые и обратные действия доказали, что матрешка – не просто игрушка, а какая?

Дети: Разборная, многосоставная.



Слайд 8.

Матрешка быстро завоевала популярность в России. Из Москвы она переехала в Сергиев Посад. Там был крупнейший в России центр по производству игрушек. Сергиево-Посадские матрешки были восьмиместные, наряженные в сарафан или в юбку с кофтой, передник, на голове платок. Матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то каравай, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

Слайд 9.

Затем появились матрешки и в других районах России: семеновские, полхов-майданские, тверские. Семеновские и полхов-майданские матрешки темноволосы, а тверские – голубоглазые блондинки.

Слайд 10.

Сначала расскажу вам о матрешке семеновской. Она отличается от Сергиево-Посадских. Эта матрешка более стройная. Брови дугой, рот бантиком, малиновый румянец. Темные волосы аккуратно уложены под платок, а на передничке её всегда букет ярких цветов. Цветов в букете нечетное количество и направлен он влево.

Слайд 11.

Семеновский промысел дошел и до села Полхов-Майдан, что в 100 км от старинного русского города Мурома. Там точили матрешек удлиненных, с маленькой головой. Форма этих матрешек напоминает кегли. Отличает эту матрешку от других не только форма, но и изображение полушалка (небольшая шаль) на голове, лицо обрамляют кудри – это деталь старинного женского муромского костюма. Основные цвета росписи – фиолетовый, алый, желтый, голубой. Передняя часть сарафана украшена цветами и ягодами – шиповником, колокольчиками, ромашками, клубникой…

Слайд 12.

Там матрешка, здесь матрешка, а посмотришь – разные. Вот какая интересная и многоликая персона наша матрешка. И всегда она весела, празднична, нарядна.

Про Матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

А сейчас ребята, расскажите, потешки, которые вы приготовили дома к этому уроку.

Слайд 13.

Задание на внимание. Найдите среди нарисованных матрешек двух одинаковых. Кто знает, к какому промыслу относятся эти матрешки?

Слайд 14.

А теперь, прежде чем я расскажу вам о необычных матрешках и её рекордах, посмотрите, как изготавливают матрешку. Сначала из липового чурбака мастер вытачивает формочки, начиная с самой маленькой, неразъемной, а затем матрешку расписывают художники.

Слайд 15.

Если первые матрешки изображали девушек в русских сарафанах с корзинками, букетами, серпами, то позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни, рассказывающие о временах года, о крестьянском быте, о веселых ярмарках и народных праздниках.

Слайд 16

Прекрасны матрешки, расписанные под «Гжель», «Хохлому», «Жостово». А как хороши «Суздальские наряды»!

Слайд17.

Были сделаны серии матрешек по мотивам любимых детских сказок: «Репка», «Курочка-Ряба», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик».

Слайд 18.

Узнаете ли вы героев мультфильмов? Правильно, это Винни-Пух и Чебурашка. А еще существуют матрешки, изображающие животных.

Слайд 19.

Есть матрешки с изображением царской семьи и видных политических деятелей.

Слайд 20.

Существуют матрешки, на которых изображены памятники культуры нашего народа.

Слайд 21. А вот новогодние матрёшки.

Слайд 22.

Кажется о матрешках сказано уже все, и давно сказано, но оказывается, в самом центре Москвы есть не совсем обычные матрешки. Это гигантские, уникальные матрешки и придумал их художник Борис Краснов. Эти матрешки представляли Россию на национальной выставке в Париже в 2010 году. Первое впечатление, это какие же они высокие, громадные, рост каждой матрешки от шести до тринадцати метров. Если присмотреться, то видим, что каждая их них выполнена в разном стиле соответствующая тому или иному российскому народному промыслу. Здесь мы наблюдаем и хохлому, и жостово, и гжель и др.

Слайд 23.

Мы сегодня много нового и интересного узнали о матрешке. Посмотрите на неё и назовите её признаки.

Дети. Красивая, разноцветная, деревянная, разборная, многосоставная, русская, расписная, веселая, румяная и т.д .

Слайд 24.

Учитель : Кто из вас был внимателен на уроке, тот сможет ответить на вопросы

раскраски- тренажёра « Матрёшка». На слайде написан вопрос . При нажатии на правильный ответ раздаётся звон колокольчиков и происходит раскрашивание элемента матрёшки. При неправильном ответе раздаётся звук барабанов.


Слайд 25 -39. Вопросы раскраски:

1. В каком городе была изготовлена первая русская матрешка?

( Москва, Санкт-Петербург)


2. Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку?

(Богданов, Малютин)

3. От какого русского имени произошло название матрешки?

(Матрёна, Марья)

4. Как называется заграничная игрушка, которая стала прообразом русской

матрешки?

( Фукурума, Фудзияма).

5. Из какого природного материала изготавливают матрешек?

( камень, дерево)

7. Какой головной убор носят матрешки?

( платок, шляпа)

8. Чаще всего, в какой наряд одета матрешка?

(платье, сарафан)


Слайд 40.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


Из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Её расписывают профессиональные художники, живописцы и мастера народных промыслов. В матрешке, как и прежде, есть сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают её теплоту и солнечность.

Итог занятия.

Слайд 41.

Учитель: Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выберите изображение, соответствующее вашему настроению, и мы узнаем, понравился ли вам этот урок.



Список литературы

1. Водолазская И. В. Урок-праздник «Русские матрешки» // Начальная школа. – 2006. – № 1. – с. 70.

2. Драненко Л. С. Праздник русской матрешки // Начальная школа приложение к «Первому сентября». – 2005. – № 11. – с. 14.

3. Матрешка: ярмарка матрешек // Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2005. с. 48. – (Мозаика детского творчества).

4. Антонова И. Русская матрешка // Мурзилка. – 2005. – № 3. – Галерея искусств Мурзилки.

5. Клепа в мире игрушек. – 2004. – № 74.

6. Гена и Чебурашка в «Музее матрешки» // Простоквашино. – 2003. – № 10.

7. Аксюченко В. Н. Праздник русской матрешки // Начальная школа. – 2002. – № 9. – с. 92.

8. Берестов В. Отворяй, лиса, калитку: стихи. – М.: Стрекоза, 1999. – с.28.

  • Начальные классы
Описание:

Интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК   «Перспективная начальная школа». В основе  разработки -  учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина,  (стр. 32, 33. Декоративное рисование).  На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи,  разновидности  матрешек.

 

Скачать материал
Автор Бодурова Елена Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 42551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»