Творческое
задание.
Урок
продолжает учитель ИЗО.
Ребята,
мы изучали культуру Древней Греции на уроках ИЗО. Различные стороны античной
культуры нашли отражение в ваших рисунках: боги и герои, творения
скульпторов и архитекторов, мотивы древнегреческой керамики, орнаменты и т.
д.
Еще один
яркий аспект античной жизни – театр. Как вы уже узнали, особенностью
древнегреческого театра было то, что актеры играли в масках.
Что
же такое маска?
Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого
скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.
Совместно
с учителем ученики формулируют понятие маска. Маска –
специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо,
изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.
В
Древней Греции в прорезь для рта вставлялся резонатор, усиливающий звук.
Учитель показывает фотографии древнегреческих масок, размещенные на доске.
Совместно с учителем ребята обсуждают вопрос, зачем актеры надевали маски.
Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.
Что
выражали маски в театре?
Эмоции, настроение, чувства.
Как маска могла имитировать то или иное настроение?
Определите, какие части человеческого лица участвуют в мимике наиболее
активно.
Брови, рот, глаза.
Говорят: “У человека все написано на лице”. Что это значит?
Это значит, по лицу видно, что он чувствует.
Посмотрим, как будет изменяться настроение в зависимости от положения глаз,
бровей и рта.
Учитель
размещает на доске приготовленную картонную модель лица (овал желтого цвета),
на котором черными магнитами закреплены вырезанные из черной цветной бумаги
брови, рот, глаза. (Рисунок 1.)
Вращая
магниты, педагог, акцентирует внимание детей на изменениях выражения лица.
Ребята комментируют и выделяют эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье,
коварство и т.д.
Давайте
попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так.
(Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски). Ребята
определяют, что они выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии),
вторая веселая (маска комедии).
Педагог
нацеливает ребят на выполнение творческого задания – создание театральной
маски.
Перед
началом работы ученики под руководством учителя изучают способ изготовления
маски из белой бумаги. Учитель знакомит ребят с пластическими свойствами
бумаги, показывая порядок изготовления.
Обращается
внимание на правила, которые помогут сделать маску быстро, выразительно,
придать ей объем:
- симметрия;
- парность
деталей;
- использование
приемов (сгибание, подрезы).
Какую
маску мне сделать, грустную или веселую?
Ребята
единодушно выбирают веселую.
Описание
способа моделирования маски.
Лист
формата А3 сгибается пополам, Без предварительного рисунка вырезается
овал лица, затем на линии сгиба делается фигурный подрез нижней части носа и
прорезь для рта. Для придания маске большего объема выполняется прямой подрез
по центральной линии сгиба снизу до линии носа. Разъединенные части рта
накладываются друг на друга, совмещаясь, а затем склеиваются. Для вырезания
глаз используется косой сгиб в верхней части лица. Ось сгиба направляется
вверх или вниз. На боковых сторонах лица по краю делаются подрезы в области
висков и скул. Подрезанные части накладываются друг на друга с последующим
склеиванием. Так создается основная часть маски. (Рисунок 2)
После
этого маску украшают с помощью цветной бумаги, выделяя глаза, рот брови,
моделируя прическу, бороду и т.д.
Ребятам
раздаются белые листы ватмана формата А3, комплекты цветной бумаги, ножницы,
клей. Ученики приступают к моделированию маски. (Рисунок 3)
Выполнение
практического задания сопровождается мелодией “Сиртаки”.
Готовые
маски размещают на доске, которая становится декорацией для театрального
действия.
Урок
продолжает учитель истории.
А что же
играли в греческом театре?
-
сначала мифы про Диониса;
- затем и другие мифы про богов и героев;
- позже писатели и поэты стали писать специальные пьесы для театра.
Виды
представлений
Комедии
|
Трагедии
|
Веселые
и насмешливые представления (герои не только боги, но и
современники)
|
Пьесы
серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев
или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи
греческих мифов)
|
Схема
записывается учащимися в тетрадь.
Сейчас
вы увидите два отрывка из греческих театральных произведений. Постарайтесь
определить, что это – комедия или трагедия?
Объясните,
почему вы так решили.
Первое
произведение – это трагедия, т.к. речь идет о гибели Трои, бегстве героев с
Родины, их страданиях;
Второе
произведение – это комедия, т.к. простые люди – главные действующие лица,
хитрый раб хочет сделать глупого колбасника правителем страны, чтобы
уничтожить тирана, смотрящего за рабами. Насмешка.
Очень
известные писатели и поэты писали пьесы для театра. Эсхил, Софокл, Еврипид
писали трагедии, Аристофан и Менандр писали комедии. В учебнике приведены
отрывки из разных произведений, с которыми вы познакомитесь дома.
Сравнительный
анализ.
Итак,
сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с
его особенностями. Давайте сравним древнегреческий театр и современный.
Вместе с
учащимися учитель составляет схему, которую ученики записывают в тетрадь.
Общее:
- Отдельное
здание.
- Есть
сцена, место для оркестра, хранения декораций, переодевания актеров.
- Места
для зрителей.
- Билеты.
- Играют
комедии и трагедии.
Различия:
Греческий
|
Современный
|
- Играют
только мужчины.
- Играют
в масках.
- Представления
3 раза в год.
- Представления
только днем.
- Комедии
и трагедии.
|
- Играют
мужчины и женщины.
- Играют
без масок.
- Представления
в течение всего года.
- Представление
в любое время суток.
- Много
разных жанров.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.