Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО

Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО

Интегрированный урок О.М. и ИЗО

Тема: Рисование военной техники

Цели: содействие формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости и верности своему Отечеству, устойчивого интереса к изучению истории битвы за Москву и Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда, Развивать монологическую речь учащихся, логическое мышление, воображение. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. научиться рисовать самолёты времён ВОВ.

Проделанная работа:

  • изучали историю Московской битвы, московские улицы с именами героев;

  • организовывали встречи с участниками Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

  • выбирали для посещения адреса военно-исторических музеев;

  • занимались подбором стихотворений, рубрик, презентаций: “Твои защитники, Москва!”

  • посещали музей школы, города, приглашали ветеранов ВОВ, посещали ветерана на дому

Ход урока:

Оформление: цифры 1941–2011 гг., плакаты“Родина-мать зовет!”, “Отстоим Москву!”, “Защитим Москву!”, плакаты со словами: “Твои защитники, Москва!”,

Ребята, на прошлых уроках мы с вами уже многое узнали о войне, о битве под Москвой, о героях- панфиловцах.. мы свами не раз приглашали ветеранов в школу и даже посещали ветерана на дому. Учились рисовать наземную военную технику. И сегодня я хотела бы поговорить с вами о защите неба над Москвой

hello_html_mbfd16e8.png


1-й слайд: Итак. 41-й год. Земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматными очередями.

hello_html_1e12b3c0.png

2-й слайд: . Попробуй на минуту представить себе, только на одну минуту, что ты больше не москвич, что ты бездомен, что у тебя нет этого города, что у тебя отняты немцами его дома, улицы, бульвары, отнято все, что составляет Москву, самое милое русскому сердцу слово, Это – твое. Немецкие солдаты читали «Фелькишер беобахтер» «Москва в огне,– было написано там, – Москва в огне, она горит с пяти концов». Москва горела, Москва рушилась, Москва переходила в немецкие руки. Москва, которую нельзя, невозможно было отдать немцам.

hello_html_6234c218.png

3-й слайд: Весь октябрь, ноябрь и начало декабря немцы с каждым днем все ближе подходили к Москве. Их разгром под Москвой начался 5 декабря, когда нами войска перешли в контрнаступление. Вопрос о будущей победе решался тогда, когда вся страна узнала, что Государственный Комитет Обороны во главе со Сталиным остается в Москве.

hello_html_m3adbf267.png

4-й слайд: И больше всего вопрос о будущей победе решался 6 и 7 ноября, когда согласно великим советским традициям, состоялось заседание

Московского Совета и парад на Красной площади и когда на том и другом выступил Сталин.


5-й слайд: Вечером 6 ноября был ожесточенный воздушный налет на Москву.

hello_html_m1dbc7c37.png




Немецкие самолеты во что бы то ни стало старались прорваться к центру города. Над городом гремел оглушительный, страшной силы зенитный огонь. Улицы и площади были засыпаны осколками зенитных снарядов. А в 6 часов почти вся страна, весь фронт услышали голос Сталина на торжественном заседании Московского Совета. И снова услышали его голос с Красной площади утром 7 ноября.

hello_html_m568aad27.png

6-й слайд: В этот день все зенитные средства Москвы, вся противовоздушная оборона, истребительная авиация – все было сосредоточено для того, чтобы немцам не удалось сорвать Октябрьский парад на Красной площади. И тысячи, десятки тысяч людей не только в Москве, но и на фронте, были призваны к тому, чтобы вопреки всем трудностям, вопреки всякой опасности сделать возможным традиционный праздник.

Днем и ночью продолжались воздушные налеты на город. Немцы продолжали каждый день брать новые деревни и села. То там, то здесь прорывались их танки. Десятки тысяч московских женщин рыли на подступах к Москве укрепления, окопы, противотанковые рвы. Они работали, не покладая рук, в грязь, в слякоть, в холод. Работали в той же одежде, в какой они пришли сюда прямо с московских улиц. В самой Москве было холодно и неуютно, нечем было топить, потому что каждый вагон, приходящий с востока, был гружен оружием и только оружием. Население поредело. Одни ушли на фронт, другие – на оборонные работы. Но те, кто остался в Москве, работали за троих, четверых. Казалось, весь город перешел на казарменное положение. Спали у себя на заводах, не раздеваясь, по два, по три часа в сутки. Фронт приблизился так, что корреспонденты газет успевали два раза в сутки выезжать из города на передовые и возвращаться с материалами для очередного номера.


7-й слайд: Все основные военные предприятия Москвы были эвакуированы в тыл. Но перед москвичами была поставлена задача – продолжать ковать оружие в самой Москве. И во всех маленьких мастерских на всех оставшихся заводах москвичи стали производить оружие для войск, сражавшихся под Москвой. Там, где делали примусы, стали делать



hello_html_3bc16402.png

гранаты. Там, где производили хозяйственные принадлежности, теперь


hello_html_m63d7a930.pngделали запальники и взрыватели .

8 -й слайд: И в этих условиях необходимо было удержать Москву, не пустить в неё врага. Мы будем сегодня говорить о тех, кто ценой своей жизни защитил Москву в 1941 году и не дал врагу войти в столицу нашей Родины.

hello_html_m9ae66b2.png


9 -й слайд: С первых дней войны охранял небо столицы Виктор Васильевич Талалихин, летчик – истребитель. Он бывший воспитанник школы ФЗУ– фабрично-заводское ученичество – при московском мясокомбинате. В июне 1941 года полк, где служил Талалихин, перебазировался ближе к Москве: ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

hello_html_17275e05.png


Стихи читают дети:

Волков В. С.

Я запомнил осень сорок первого:

Взрывы бомб, кочевья, плач без слез.

Боевую выучку и нервы

Проверять курсантам привелось.

Враг разбил все взлетные дорожки.

День за днем девяткой боевой

Мы, взлетая дружно под бомбежкой,

Защищали небо над Москвой.

Это было нашим испытаньем.

В нем двадцатилетние сердца

Показали выучку и знанья,

Преданность Отчизне до конца.

Опять приказ:

"По самолетам!”

Машины в полном боевом.

Рассветной дали позолота

Да синь в прицеле кольцевом.

В штурвал вцепившиеся руки.

Мотор запущен.

- От винта!



В эти тревожные дни Виктор записал в своем дневнике: “Москва! Это олицетворение всего самого лучшего, прекрасного, дорогого. И это доверено охранять мне, моим товарищам. Ну, как не гордиться этим!” Младший лейтенант Виктор Талалихин впервые в истории авиации применил в ночь на 7 августа 1941 года ночной таран в воздушном небе под Подольском. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.



10-й слайд: В листовке о подвиге Талалихина в небе “Богатырский удар летчика Талалихина” говорилось: “В ночь на 7 августа группа советских истребителей была поднята по тревоге в воздух. Окружив высоко бомбардировщики, они их атаковали. Младший лейтенант Талалихин пулеметной очередью повредил один из “хейнкелей – 111” – фашист пытался дотянуть до своего аэродрома. Виктор был ранен в руку, патроны у него кончились, и тогда он решил протаранить двухмоторный бомбардировщик. “Хейнкель” рухнул на землю, а Талалихин благополучно спустился с парашютом”.

hello_html_m66a4b7d1.jpg

Так в годы Великой Отечественной войны советские пилоты - асы отмечали свои победы над врагом"

27 Октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "Мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.

В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах: Калининграде ( Московской области ), Волгограде, Борисоглебске и многих других. Одно из судов Министерства Морского Флота России носит имя Героя.

Фонограмма стука метронома

Москва – ты всегда была для русских людей символом Родины, символом жизни. Отныне ты стала для них еще и символом победы, победы, которая не приходит сама, которую надо завоевать так, как ее завоевала под своими древними стенами ты,– Москва!

 

Сегодня мы с вами прикоснулись ко времени, которого больше не будет, вспомнили подвиги тех, благодаря кому мы сегодня живем на Земле.


Доп информация к уроку: (Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Совершали таран капитан Гастелло и капитан Маслов – оба самолета не вернулись на аэродром.

Но вот – 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.)


hello_html_md71c738.png



Подведение итогов урока. Давайте подойдём к панораме битвы за Крюково. Скажите, почему было так важно охранять воздушные подступы к Москве?

Вы запомнили имя героя, совершившего воздушный таран в небе над Москвой? Назовите его.


Работа по теме урока: Рисование самолёта.

hello_html_m73eea6af.png


hello_html_6a5d3ac6.jpg



Шаг 1. Самолет такого типа немного похож на пассажирский. Он отличается по внешнему виду и от истребителя, и сам по себе достаточно массивен. Начинаем рисовать

корпус. Он напоминает овал, заостренный с обоих концов.

hello_html_97e8e9e.png



Шаг 2. Набрасываем штрихами остроконечные крылья. Они достаточно широкие и напоминают треугольники.

hello_html_m5be45862.png

Шаг 3. Рисуем хвост: два маленьких крыла по бокам, а вверху, под углом 90градусов — стабилизатор. hello_html_6625156c.png




hello_html_1aa71f35.png






Шаг 4. Схематично изображаем кабину. В виде небольшого овала.

Шаг 5. Наш набросок почти готов. Продолжаем урок на тему «Как нарисовать военный самолет поэтапно карандашом». Приступаем к детализации изображения.

hello_html_m156654d3.pnghello_html_6109e62c.png



Ненужные линии убираем ластиком. По бокам корпуса прорисовываем иллюминаторы. Под каждым крылом — по мотору (можно по два).

Шаг 6. Штрихуем, накладываем тени


У нас получился самолёт военного времени. Но сейчас мирное время и мирное небо над головой. Я предлагаю сделать выставку- парад наших самолётов.

Звучит Песня “Моя Москва”, слова Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского.)


На заранее подготовленные ватманы голубого цвета дети наклеивают свои вырезанные по контуру самолёты.


Рефлексия: Ребята, а теперь возьмите карточки, вложенные в ваши планшеты и попробуйте закончить предложения:



"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";



"Я похвалил бы себя…";



"Особенно мне понравилось…";



"После урока мне захотелось…";



"Я мечтаю о …";



"Сегодня мне удалось…";



"Я сумел…";



"Было интересно…";



"Было трудно…";



"Я понял, что…";



"Теперь я могу…";



"Я почувствовал, что…";



"Я научился…";



"Меня удивило…"






















Литература

Геройские улицы Москвы. История Великой Отечественной войны в названиях улиц и площадей. Книга-справочник. Автор – составитель Докучаев А.И. – М.: издательство “Армпресс”, 2006.

Дудникова Г.П., Сагайда Л.М. Театрализованные праздники, вечеринки, дискотеки. Найди свою звезду. Доля лицеев, училищ, колледжей. Изд. 2-е, дополн. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.

Журнал “Патриот Отечества”, № 11, 2010.

Имена московских улиц: Путеводитель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Моск. рабочий, 1985.

Кожевников Р.Ф. Памятники и монументы Москвы. М., “Моск.рабочий”, 1976.

К 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр “Школьная книга”, 2001.

Кукина Е., Кожевников Р. Рукотворная память Москвы.– М. : Моск. рабочий, 1997.

Москва военная. 1941–1945. Мемуары и архивные документы. М.: Издательство объединения “Мосгорархив”, 1995.

Москвоведение. Москва – столица России: Учебник для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений /М.М.Горинов, А.Н.Казакевич В.А, 2004.

Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, № 2, 1981.

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет./ Сост. В.М.Курганова; Под. общ. ред. Е.М. Винокурова. – М.: Сов. Россия, 1995.

Российский патриот”. Информационные и демонстрационные материалы к занятиям, классным часам и мероприятиям. Учредитель: ООО “Армпресс”, № 6, 2009.

Стихи военных лет (Сборник). Калининград, Кн. изд -во, 1974.

Утехин С.Г. Во имя Родины. – Издательство “Московский рабочий”, Москва, 1958.




  • Начальные классы
Описание:

Тема: Рисование военной техники

 

Цели: содействие формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости и верности своему Отечеству, устойчивого интереса к изучению истории битвы за Москву и Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда,Развивать монологическую речь учащихся, логическое мышление, воображение. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. научиться рисовать самолёты времён ВОВ.

Проделанная работа:

·         изучали историю Московской битвы, московские улицы с именами героев;

·         организовывали встречи с участниками Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

·         выбирали для посещения адреса военно-исторических музеев;

·         занимались подбором стихотворений, рубрик, презентаций: “Твои защитники, Москва!”         

 

·         посещали музей школы, города, приглашали ветеранов ВОВ, посещали ветерана на дому

Скачать материал
Автор Потапова Юлия Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1249
Номер материала 15784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы