Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.Связь музыки литературы в произведении «Ночь перед рождеством»

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.Связь музыки литературы в произведении «Ночь перед рождеством»

Скачать материал

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе

 

Тема:  Музыка и литература дополняют друг друга.

Название урока:  Связь музыки  литературы в  произведении  «Ночь перед рождеством»

Дидактическая  цель:  создать условия для  осознания учащимися   народного характера  через  произведения писателя и композитора,  осмысления их замысла и обобщения  знаний по данным произведениям  средствами новой технологии-  метода проектной деятельности.

Тип  проекта: комбинированный.

Цели по содержанию:

 

Образовательная – познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов  через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством», способствовать формированию понятий: «образ-символ»,  «этический идеал»,  «народность произведения».

Развивающая -  создать условия для  развития  у учащихся  умений  сопоставительного  анализа, работы в творческих группах, нахождения информации  в разных источниках и ее обработки

Воспитательная – способствовать  воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной  культуре; формирование  гражданско-патриотических чувств  и нравственно-эстетических идеалов.

 

Задачи:

Научить чувствовать поэтичность,музыкальность и живописность художественность образов  в произведениях Гоголя и Римского-Корсакова.

Сравнить и сопоставить образы героев  в произведениях  композитора и писателя через средства музыкальной  и словесной  выразительности.

Связать  литературные эпизоды с реальной жизнью.

 

Ход урока:

1. Орг. м.                Поем музыкальное приветствие.

2. Введение.           Интересный начинается урок

                                 Об этом нам сказал звонок.

 

                         Ребята, давайте с вами вспомним как звучат  темы  первого полугодия  уроков музыки?   («Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что  стало бы с литературой,  если бы не было музыки?»).  На протяжении прошедших уроков мы  знакомились  с музыкальными и литературными произведениями и пришли к выводу, что   музыка и литература  дополняют друг друга.  И вот сегодняшний урок будет необычный, проведем мы его вместе с Ольгой Владимировной.

- О чем пойдет речь на уроке?  Послушайте музыку  и определите  какой жанр звучит.

 

Слушают колядку

Разбор:   - какой жанр прозвучал?  (песня)

               - о чем  песня?

               - как называют такие песни?

               - когда исполняются такие песни?

               - что такое колядка?  (сообщение)   (Слайд)

Колядка – это  старинная рождественская  и новогодняя обрядовая песня.  (С.И.Ожегов)

Коляда -  старинный рождественский и новогодний обряд.

               - что такое святки?     (сообщение)  (Слайд)

               - когда начинаются святки?

               - как называется праздник?  (Рождество)  Именно с Рождества Христова начинается отсчет нашего времени  и сейчас уже заканчивается  какой год?  (2013)

Каждый год мы празднуем этот праздник, соблюдая  обычаи и обряды и конечно же эти события нашли отражение в творчестве  композиторов, писателей, художников.

Все очень ждут этот праздник и долго готовятся к нему, ведь эти дни самые интересные ,чудесные, таинственные, это дни , в которые происходят чудеса.

Обобщение:

-Ребята,  догадались ли вы,  о чем пойдет речь на уроке?

 

Урок наш называется  «Связь музыки и литературы в произведении «Ночь перед

Рождеством»»

- Что хотели бы на уроке  сегодня более подробно узнать, с чем познакомиться?

- Какие поставим цели перед собой?

Цели:     (Слайд)

               - вспомнить произведение «Ночь перед Рождеством» и разобрать образы в повести Гоголя Оксаны и Вакулы

               - познакомиться с музыкальными фрагментами  оперы Н.А.Римского-Корсакова             

                    «Ночь перед Рождеством»

               - вспомнить обычаи и песни, связанные с этими событиями.

                                     Учитель литературы

 

- События  Рождества очень хорошо переданы в произведении известного писателя. На творчестве которого мы сегодня остановимся.

 

 Задание. Выберите, пожалуйста,  писателя, в творчестве, которого отображаются события Рождества.  (Слайд)     1. –Горький

                   2.-Гоголь      

                   3.-Лермонтов

-Как называется произведение, которое написал Гоголь?

 

- Когда происходят события в повести? (В ночь на Рождество)

 

-Что такое сочельник? Послушайте. (Сообщение Алены)

 

1.1. Рассказ о сочельнике.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

 

- Назовите героев повести.

- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

4. Сравнение образов.

-Первыми перед читателями предстают два персонажа повести: ведьма и черт.

Сообщение 2 человека    1- о Ведьме,   2- о Черте.    (Слайд)

-Почему  черту осталась последняя ночь  шататься по белому свету? (События происходят в ночь перед Рождеством, когда светлые силы победят темные).

 

- Страшны ли в повести  Гоголя  фантастические существа? (Нет, во всем похож на человека)

- Почему они вызывают скорее улыбку, чем страх?

- Похожи ли они на людей?

- Чем занимаются?

Вывод: герои не столь страшны, сколько комичны, не волшебны, а  будничны. Не случайно автор и Солоху, и черта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося черта. Больше всего на свете боящегося «страшного креста».

                                 Учитель музыки

 

5. Музыкальные образы Солохи и Черта, сравнить с литературными.

 

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова.. Он задумал свою оперу  в сказочном  жанре,  с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

-О ком идет речь?

-Какой композитор написал оперу по мотивам повести Гоголя?  (СЛАЙД)

 

- Ребята, какими словами охарактеризовали бы вы этого композитора?

Н.А.Римский-Корсаков - русский композитор, дирижер, писатель, общественный деятель, член "Могучей кучки", профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка.

- Давайте послушаем, как удалось композитору изобразить музыкой героев, о которых только что говорили.

                                           Слушают  «Дуэт Солохи и Черта».

 

- Как звучит музыка? Какие услышали голоса? Как называется женский голос, мужской? Из какого музыкального жанра этот фрагмент? Что такое опера? Как называется опера?

 

- Какой музыкальный жанр является основным в творчестве Римского-Корсакова?

(Опера - 15 опер).

Обобщение. Удалось ли композитору показать образы Солохи и Черта такими, какими они переданы в повести Гоголя? (Да).

- С помощью каких средств удалось изобразить этих героев? (Тембр, темп, динамика).

- Можно ли сказать, что музыка дополняет литературу? (Да)

                                      Учитель литературы

6. Образы  Вакулы и Оксаны.  Рассказ про Диканьку.

 

- В то время, о котором рассказывает Гоголь, Диканька была небольшая деревенька с побеленными хатами-мазанками, крытыми соломой, во дворе у каждого колодец с журавлем, сады, много всякой живности, вокруг усадьбы плетеный забор.

Сейчас Диканька – поселок городского типа на Украине в 29 км от железнодорожной станции Полтава.

                       Образ Оксаны.

- Вместе с Гоголем  посетим Диканьку   и заглянем к Оксане ( отрывки:  а)где Оксана любуется собой, не замечая Вакулу;  б)разговор с кузнецом; в) приход подружек)  Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах. Чтение по ролям. Стр.170-173.

- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана, любующаяся собой в зеркало? (Царицу из «Сказки о мертвой царевне и …»: «Я ль на свете всех милее…»)

-Что вы можете сказать об отношении автора к Оксане?

- Автор любуется Оксаной или подсмеивается над ней?

 

Вывод:  Оксана - живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в ее кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично.

 

Б) Художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации А.П.Бубнова.

 

- Как ведет себя Оксана? (Весело хохочет, желая подразнить кузнеца, завидует новым черевичкам подружки, таким образом провоцирует, подталкивает Вакулу на обещание достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». Оксана высмеивает кузнеца при девушках, ставит ему заведомо невыполнимые условия. Оксане льстит, что кузнец так предан ей и пользуется своей властью над ним, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)

 

В)Выразит. чтение «Кучи  девушек…до капризную красавицу» Стр.182

- Какой характер у Оксаны? (Своенравный, капризный, самолюбивая, избалованная)

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

                 Слайд

                            Образ Вакулы. (слайд)

 

-Главным героем повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" является кузнец Вакула.

II. Описание внешности

Н. В. Гоголь описал его так. "силач и детина хоть куда …. ." (Показ иллюстрации)

III. Черты характера и его поступки

- О Вакуле мы можем сказать словами из повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Назовите  ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

(" . . В досужее время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. ."," все миски, из которых Диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом").

2) О том, какой Вакула был кузнец, говорит следующий отрывок …(отрывок читается наизусть)

3) Главной чертой характера Вакулы - было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе то, вспоминает свои дела.

Чтобы доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке

  • ". . Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку . . . А как он будет расписан!. . . . . Гореть будет, как жар".
  • Встретил запорожцев и напомнил им о себе "… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки"

4) Он постоянно ищет себе дело.

  • Когда после неудачного свидания пришёл домой, то глаза его искали, чтобы сделать.
  • "Зачем тут лежат эти мешки?. . отнести их в кузнецу!."

5) Вакула очень любил Оксану и готов был ради неё на многое.

  • "Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану".
  • И черевички он хотел сшить сам для Оксаны, а во дворце хотел только поглядеть, из чего они сделаны.

6) Вакула даже никому ненужному чёрту нашёл работу - оседлал его и заставил лететь в Петербург.

7) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает:

"Что за лестница!………. . Эх, какая чистая выделка! это всё я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали"

Вывод:

Описывая образ кузнеца Вакулы, Н. В. Гоголь хотел сказать нам, что честность, трудолюбие, верность - всегда смогут победить зло. Что если человек совершил плохой поступок, то он его всегда сможет исправить, как это сделал в своё время Вакула.

- Какими изобразил Вакулу и Оксану Гоголь? (Искренние, прямодушные, их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время- это живые люди, которые наделены определенными чертами характера.)

                                   Учитель музыки.

 

7. Слушают колядки из оперы.

. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).

(Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, Они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.)

 

Разбор – как звучит  коляда? Особенность исполнения. 

Нарисуйте,  как выглядят  герои. (Словесно рисуют)   СЛАЙД

 

                                     (См. картинку с  колядующими)

 –Какое настроение  у колядовщиков?  (веселое,  шутят….)

 

Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики . Парубки шали и  резвились вволю.

 

А   у нас   сохранились  какие-нибудь обычаи, обряды?  (рассказывают)

 

                               Исполнение   несколько колядок.

-В чем схожесть колядок украинских и русских?

 Обобщение.  Что можем сказать о музыке из оперы по отношению к произведению Гоголя? (Музыка дополняет литературу).

 

                        Учитель  литературы.

 

8. Украинский костюм.

-Чтобы достать Оксане  черевички Вакула вынужден отправиться в Петербург. Черт принес его к запорожцам.

- Кто такие запорожцы?   СЛАЙД

 

- На Украине костюм    девушек и молодых женщин всегда  был нарядным.  Покупка его требовала целого состояния и была доступна лишь  зажиточному крестьянину.  Наиболее распространенными были  белый цвет  и разные оттенки красного. Большое значение в украинском народном костюме придавалось  нашивным украшениям, они выполняли   не столько роль  эстетическую, а больше магическую  ( оберега от злых духов , болезней)

Орнаментом украшали рукава, горловины, воротник, подол.  Верхняя одежда называлась – свитки,  она шилась из домотканого  сукна  натурального белого, серого  или черного цветов.

 

                         Вопросы для обобщения по литературе.

 

- Каким чувством проникнуто все произведение? (Повесть проникнута  глубокой. искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Повесть похожа на сказку: добро побеждает. В жизни порой бывает иначе. )

 -Ребята, как вы считаете, почему Вакула всё же добивается своей цели? В чём была его сила? (Он храбр и решителен, но самое главное – он искренне любил. А настоящие и искренние чувства помогают людям добиваться в жизни своего.) Оксана в конце повести прозрела. Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее.

  Повесть Гоголя заставляет поверить в чудо. Вот почему к ней обращались в своем творчестве многие художники и композиторы.

                                          Учитель музыки.

 

               Вопросы для обобщения по музыке.

 

- С какой оперой познакомились?

- Какие образы были фантастическими, а какие реальные?

- Какими музыкальными средствами раскрывает музыкальные образы автор?

 

Итог:   Что мы можем сказать о музыке и литературе? (Обогащают и дополняют друг друга)

 

Все- таки  традиции, обычаи  из далекого прошлого  возрождаются и сохраняются и передаются следующим поколениям  благодаря разным видам искусства и музыке и литературе и  изобразительному искусству и истории и фольклору. Праздник Рождество один из любимых праздников и у нас.  Об этом  мы расскажем песней.

 

                                 Исполняется песня  «Рождество Христово».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.Связь музыки литературы в произведении «Ночь перед рождеством»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дидактическая  цель:  создать условия для  осознания учащимися   народного характера  через  произведения писателя и композитора,  осмысления их замысла и обобщения  знаний по данным произведениям  средствами новой технологии-  метода проектной деятельности.

Тип  проекта: комбинированный.

Цели по содержанию:

 

Образовательная – познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов  через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством», способствовать формированию понятий: «образ-символ»,  «этический идеал»,  «народность произведения».

Развивающая -  создать условия для  развития  у учащихся  умений  сопоставительного  анализа, работы в творческих группах, нахождения информации  в разных источниках и ее обработки

 

Воспитательная – способствовать  воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной  культуре; формирование  гражданско-патриотических чувств  и нравственно-эстетических идеалов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 897 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 601
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 646
    • DOCX 70.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назаровская Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81759
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 182 человека

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе