Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу
В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
«И читая книгу природы…»
ФИО учителя, образовательное
учреждение, населенный пункт:
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения
учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7
Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения
учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии
МБОУ СОШ №7
Предмет: литература и биология
Класс: 5 класс
Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева
«Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Тип урока: комбинированный урок.
Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой
и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных
технологий и метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу
по обучению аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария
художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить
глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений
анализировать художественное произведение, развивать навыки индивидуальной
работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным
и растительным миром заполярной тайги.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование
через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру
природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как
выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться
со страхом, робостью.
Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Оборудование: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер.
Ход урока
Вызов
|
Эпиграф записывается
в тетрадь:
«Природа – это
книга, которую надо прочитать и правильно понять”
М. Налбандян
|
2 слайд
|
Ученикам предлагается
подобрать эпитеты к слову «природа», заполняется понятийное колесо
|
3 слайд
|
Учащиеся чертят в
тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе урока
|
4 слайд
|
Какие проблемы возникают
во взаимоотношениях человека и природы? Ученикам предлагается прокомментировать
два высказывания о природе:
Чтобы себя и мир
спасти,
Нам нужно, не теряя
годы,
Забыть все культы
и ввести
Непогрешимый культ
природы.
В. Федоров
Люди, которые не
любят природы, - не любят и жизни, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу,
всей божественной красоте мироздания.
Л. Н. Андреев
(ученики заполняют
первую графу таблицы «Знаю»)
|
5 слайд
|
Какие из этих проблем
затрагивает В. П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?
|
6 слайд
|
Осмысление
|
Словарная работа
(ученикам предлагается
объяснить значение слов, встреченных ими в рассказе):
• Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту»,
- говорит один из героев. Значит, не везет.)
• Бот – небольшое плавательное судно для ловли
рыбы.
• Бурелом – деревья, поваленные бурей.
• Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
• Затесь– зарубки на стволах деревьев.
• Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек
течения реки.
• Паромы – сети.
• Патронташ – специальная лента с гнёздами для
патронов.
• Тягун – подводное течение.
|
7 слайд
|
Вопросы по содержанию
текста:
• В чем необычность ситуации, описанной в рассказе?
• Попробуйте описать героя.
• Что произошло с героем и почему?
• Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?
• Что ему помогло изменить ситуацию?
|
8 слайд
|
Проверка индивидуальных
заданий:
1. Один ученик должен
был сформулировать правила поведения человека в тайге («Законы тайги»),
опираясь на текст рассказа:
• «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
• Идёшь в лес – бери еду, спички, соль.
• «Тайга хлипких не любит!»
2. Два ученика должны
были сформулировать «Тайны тайги», опираясь на текст рассказа:
• Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
• Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно
подходит с тыла.
• Заполярная тайга не страшна зверьми.
• Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
• Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
• Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
• Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
• У костра заблудившегося скорей заметят.
• С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
• Кровянистое небо – завтра ветер будет.
• Вызвездило – к холоду.
|
9 слайд
10 слайд
|
Что бы вы могли подсказать
герою, используя ваши знания о природе?
|
11 слайд
|
Рефлексия
|
Проверка домашнего
задания - «Двухчастный дневник» (Во время прочтения произведения ребята
заполняли дневник. Первая графа – Что вызвало вопрос при чтении произведения
(цитата)? Вторая графа – Что было непонятно (вопрос)?).
|
12 слайд
|
Что мы сегодня узнали
о взаимоотношениях человека и природы? Ученики в ходе разговора заполняют
вторую графу таблицы («Узнал»)
|
|
Как слова Б. Паскаля
связаны с нашим сегодняшним разговором?
Человек — это тростинка,
самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.
Б. Паскаль
|
13 слайд
|
«Тот, кто правильно
указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные
поступки, - тот мой друг…»
Сюнь-цзы
Кого можно назвать
учителем и другом героя рассказа?
|
14 слайд
|
Домашнее задание
|
Заполните третью графу
таблицы («Хочу узнать»)
|
15 слайд
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.