Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н.

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н.

Скачать материал

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»                                                «И читая книгу природы…»

 

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы                    Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии  Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МБОУ СОШ №7

Предмет: литература и биология

Класс: 5 класс

Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Тип урока: комбинированный урок.

Дидактическая цель:  создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать      познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу  по обучению аналитическому         пересказу и составлению аналитического комментария  художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное                      произведение, развивать навыки индивидуальной  работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.  

Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Оборудование: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер.

Ход урока

 

Вызов

Эпиграф записывается в тетрадь:

 «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”

                                                                                                        М. Налбандян

2 слайд

Ученикам предлагается подобрать эпитеты к слову «природа», заполняется понятийное колесо

3 слайд

Учащиеся чертят в тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе урока

4 слайд

Какие проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы? Ученикам предлагается     прокомментировать два высказывания о природе:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

                                       В. Федоров

Люди, которые не любят природы, - не любят и жизни, оставаясь равнодушным к солнцу, синему      небу, всей божественной красоте мироздания.

                                                                 Л. Н. Андреев

(ученики заполняют первую графу таблицы «Знаю»)

5 слайд

Какие из этих проблем затрагивает В. П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?

6 слайд

Осмысление

Словарная работа

(ученикам предлагается объяснить значение слов, встреченных ими в рассказе):

      Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)

      Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

      Бурелом – деревья, поваленные бурей.

      Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

      Затесь– зарубки на стволах деревьев.

      Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

      Паромы – сети.

      Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

      Тягун – подводное течение. 

7 слайд

Вопросы по содержанию текста:

      В чем необычность ситуации, описанной в рассказе?

      Попробуйте описать героя.

      Что произошло с героем и почему?

      Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

      Что ему помогло изменить ситуацию?

8 слайд

Проверка индивидуальных заданий:

1. Один ученик должен был сформулировать правила поведения человека в тайге («Законы             тайги»), опираясь на текст рассказа:

      «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

      Идёшь в лес – бери еду, спички, соль.

      «Тайга хлипких не любит!»

2. Два ученика должны были сформулировать «Тайны тайги», опираясь на текст рассказа:

      Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.

      Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

      Заполярная тайга не страшна зверьми.

      Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

      Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

      Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

      Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

      У костра заблудившегося скорей заметят.

      С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

      Кровянистое небо – завтра ветер будет.

      Вызвездило – к холоду.

 

9 слайд

 

 

 

 

10 слайд

Что бы вы могли подсказать герою, используя ваши знания о природе?

11 слайд

Рефлексия

Проверка домашнего задания  - «Двухчастный дневник» (Во время прочтения произведения ребята заполняли дневник. Первая графа – Что вызвало вопрос при чтении произведения (цитата)? Вторая графа – Что было непонятно (вопрос)?).

12 слайд

Что мы сегодня узнали о взаимоотношениях человека и природы? Ученики в ходе разговора            заполняют вторую графу таблицы («Узнал»)

 

Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.

                                                                                                                                             Б. Паскаль

13 слайд

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои        верные поступки, - тот мой друг…»

                                                  Сюнь-цзы

Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа?

14 слайд

Домашнее       задание

Заполните третью графу таблицы («Хочу узнать»)

 

15 слайд

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предмет: литература и биология

Класс: 5 класс

Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Тип урока:комбинированный урок.

Дидактическая цель:  создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать      познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу  по обучению аналитическому         пересказу и составлению аналитического комментария  художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное                      произведение, развивать навыки индивидуальной  работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.  

 

Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 533 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10735
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 371
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Себельдина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Себельдина Наталья Николаевна
    Себельдина Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9304
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек