Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок истории и литературы в 9 классе по теме "Судьба советских военнопленных вгоды Великой Отечественной войны" ( по произведению М.Шолохова "Судьба человека"

интегрированный урок истории и литературы в 9 классе по теме "Судьба советских военнопленных вгоды Великой Отечественной войны" ( по произведению М.Шолохова "Судьба человека"

Скачать материал

ГБОУ СОШ № 1448 ЗОУО ДО  г. Москвы

Урок подготовлен и проведен учителями истории

 Волобуевой Юлией Викторовной и

литературы Пряхиной Светланой Дмитриевной.

_________________________________________________________________

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК   ИСТОРИИ  И  ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: «Судьба  советских военнопленных ( на примере произведения М.Шолохова  «Судьба человека»».

Класс  9 «Б»

Цели:

  • формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
  • рассказать о судьбах советских военнопленных в фашистских лагерях, о судьбе военнопленных после ВОВ в нашей стране;
  • познакомить с особенностями жанра мемуарной литературы;

Задачи:

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
  • развивать логическое мышление через анализ эпизода повести на уровне рассуждения;
  • прививать гуманное, уважительное, милосердное отношение к людям (и к пленным как категории людей), воспитывать историческую память.
  •  формировать у учащихся  представления о судьбах людей, прошедших войну;
  • уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов;
  • расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
  • воспитывать  нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания,  чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;
  • воспитывать интерес к чтению произведений  патриотического характера  о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.

1 часть урока –

исторический блок  (учитель истории Волобуева Ю.В.)

1.     Орг. момент.

2.     Актуализация знаний. Просмотр фрагмента

«Как попадали в плен»

3.     Сообщение учителя:

1 слайд  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Войн без пленных не бывает. Эта истина подтверждается многовековой историей. Для любого воина плен - позор, скорбь и надежда. В XX в. человечество пережило две глобальные войны. В годы Второй мировой войны плен стал жесточайшим физическим, психологическим и нравственным испытанием для миллионов советских военнопленных, большинству стоил жизни.

С началом боевых действий на советско-германском фронте огромные массы бойцов и командиров Красной Армии по различным причинам попали в окружение. После ожесточенных боев многие из них погибли, незначительные группы вышли к своим, часть стали партизанами, но немало из них ввиду ранений, болезни, отсутствия боеприпасов, горючего и провианта были захвачены противником в плен. Добровольно сдавались не многие.

Плен - это самое страшное, что могло произойти в жизни военного человека. Плен - это неволя: проволока, ограничения и лишения. В крайне сложных для человека физических и психологических условиях ломались даже очень сильные характеры. О том, как вели себя советские военнопленные в этих условиях, мы, к сожалению, знаем очень мало, так как на протяжении многих лет признавались лишь официальные оценки исторических событий и поступков людей. С точки зрения государственной идеологии они оценивались либо положительно, либо отрицательно.

4.     Сообщение подготовленных учащихся:

2 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Данные об общей численности советских военнопленных, их смертности в лагерях противоречивы и вызывают у многих исследователей сомнения в их достоверности.

Иногда исследователи в своих подсчетах используют справку управления по делам военнопленных верховного командования вермахта.

Таблица 1
Число советских военнопленных на 31 декабря 1944 года

Сведения о советских военнопленных

Всего:

Взято в плен с начала войны

5 163 381

Умерло, расстреляно, прочие потери

3 226 237

Освобождено

823 230

Бежало

66 694

Находятся в лагерях

1 054 820

 

3 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Многочисленные архивные документы дают все основания полагать, что трагедия советских военнопленных была предопределена задолго до вторжения немецких войск на территорию Советского Союза. Отношение к ним определялось нацистской идеологией, согласно которой они «в высшей степени опасны и коварны и полностью потеряли право на обращение как с достойными солдатами», поэтому меры к ним должны быть «беспощадными».

Кроме того, СССР не подписывал Женевскую конвенцию о военнопленных. И этот факт  Германия использовала для оправдания бесчеловечного обращения с пленными.

Немецкий военнослужащий, не неся никакой юридической ответственности, мог в состоянии озлобленности, ради развлечения, нежелания конвоировать на сборный пункт застрелить советского военнопленного.

В итоге: из 232 тыс. английских и американских военнопленных до конца войны умерли 8348 человек (3,5%), а советских военнопленных – 58%.

 

4 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Тяжелыми, а для многих военнослужащих и роковыми были первые дни, недели и месяцы плена. Так как техника для эвакуации пленных использовалась редко, то основной формой их перемещения были пешие колонны. Протяженность маршевых маршрутов иногда достигала нескольких сотен километров. Переходы длились до 4 недель. Ежесуточный переход составлял иногда до 40 км, причем в колоннах находились раненые, больные и истощенные пленные. Часто эти переходы назывались «маршами смерти».

5 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

В глубокий тыл перевозка военнопленных осуществлялась железнодорожным транспортом на открытых платформах и в закрытых товарных вагонах. Их, как скот, загоняли в вагон по 80-100 человек (при вместимости 40-50). Вагоны не оборудовались нарами, печами, бачками с питьевой водой, умывальниками и отхожими местами. В пути следования, как правило, кормили очень редко, чаще люди оставались голодными от 3 до 5 суток. Летом пленные задыхались от жары и нехватки кислорода, а зимой замерзали от холода.

В прибывших на станции назначения эшелонах находились десятки и сотни умерших, а на ст. Мост (Латвия) в одном эшелоне, которым следовало 1500 советских военнопленных, было обнаружено, что в его вагонах не осталось ни одного живого человека. В ряде случаев эшелоны с военнопленными немецкое командование использовало в виде «живого щита» для прикрытия особо важных грузов.

6 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Созданные немцами лагеря для военнопленных не соответствовали установленным международным конвенциям и нормам. В первый год войны пленные располагались чаще всего в поле и ограждались проволокой. Иногда их размещали на скотных дворах, складах, фермах, стадионах, в разбитых казармах и церквах. В холодное время в некоторых лагерях они ночевали в отрытых в земле норах.

 

7 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Многочисленные архивные документы и свидетельские показания говорят о том, что сотни тысяч советских военнопленных были подвергнуты самому страшному испытанию - голоду. Немецкий полковник Маршалл, инспектировавший лагеря группы армий «Центр», в своих донесениях признавал, что питание пленных ненормально - 150 г хлеба и 50 г сухого пшена в сутки на одного человека. Этот рацион имел максимально 700 калорий, что составляло меньше половины жизненно необходимого уровня. Аналогичное положение было и в лагерях других групп армий. Голод, разразившийся в конце 1941 - начале 1942 г. в немецких лагерях для военнопленных, заставлял людей есть траву, сухие листья, кору деревьев, падаль, прибегать к унижениям, предательству и даже к каннибализму.

8 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

И лишь с возросшей потребностью Германии в рабочей силе с 1942 г. положение оставшихся в живых несколько улучшилось, их стали переводить в неотапливаемые бараки с нарами, рацион питания был увеличен до 2540 калорий.

Процесс уничтожения «нежелательных» приостановился, им продлялась жизнь, но лишь на незначительное время. Их направляли на работы, которые требовали большой физической силы. После нескольких месяцев усиленной эксплуатации многие пленные не выдерживали и погибали от истощения. В силе оставалось положение о ликвидации инфекционных больных и инвалидов, как ненужных едоков.

Широкое распространение получило использование советских военнопленных в угольной промышленности, на строительстве, на железной дороге, в военной промышленности и сельском хозяйстве.

Так как условия труда советских военнопленных были крайне тяжелыми. Рабочее время у них длилось от 12 до 14 часов в сутки без обеденного перерыва. Многие работали на шахтах и других предприятиях, находившихся под землей, где не хватало света, чистого воздуха, преобладала повышенная влажность. Меры безопасности не соблюдались. Медицинское обеспечение, если где и было, то на примитивном уровне. Все это вело к высокой заболеваемости и смертности.

9 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Советские военнопленные широко привлекались гитлеровским правительством не только для выполнения различных работ и военной службы в составе вермахта, войск СС и полиции, но и в качестве материала для медицинских опытов. Решение об их проведении в массовом масштабе, главным образом для нужд войны, было одобрено на совещании в научно-исследовательском институте гигиены войск СС во второй половине 1941 г. Местом для этого стали специальные лаборатории, располагавшиеся в основном в концлагерях. Так, в конце 1941 г. в Дахау немецкие медики использовали военнопленных в качестве «подопытных кроликов» в интересах военно-морского и военно-воздушного флотов. Их подвергали обмораживанию, переохлаждению и проверке влияния больших высот на организм человека. В Освенциме 500 советских военнопленных были подвергнуты воздействию газа «Циклон Б». На военнопленных испытывались новые лекарства, определялась возможная продолжительность жизни человека без воды и пищи, осуществлялись хирургические эксперименты на костях, нервах и мускульных тканях. Практиковалась пересадка кожи и внутренних органов. Проводились и другие опыты. Все пленные, подвергавшиеся разного рода медицинским экспериментам, как правило, погибали или уничтожались как ненужные свидетели.

10 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

И не удивительно, что часть пленных, не выдержав испытаний, шла на верную гибель, на самоубийство. Например, как следует из показаний коменданта концлагеря Заксенхаузен полковника СС Кайндля и командира охранного батальона СС Вегнера, находившийся в плену с июля 1941 г. сын И.В. Сталина старший лейтенант Яков Джугашвили в конце 1943 г. не перенес психологического напряжения, сложившегося вокруг него, бросился на проволочное заграждение с высоким напряжением, в результате чего погиб. (……………………………)

Яков Джугашвили ушел на фронт в первые дни войны, командовал батареей, в июле попал в окружение, был взят в плен. Сталин очень тяжело переносил пленение сына, кроме того, он понимал, что этот факт может быть использован фашистами в пропагандистских целях.  В тыл к немцам было направлено несколько групп с заданием освободить Якова. Ни одна из групп не вернулась.

Но когда после поражения под Сталинградом гитлеровское командование хотело обменять его на фельдмаршала Паулюса, согласно легенде, Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю!»

11 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Тяжелые условия лагерной жизни, строгая изоляция от внешнего мира, активная пропагандистская работа среди военнопленных существенно влияли на подавление духа и достоинства людей, вызывая чувство безысходности. Многие в результате увиденного и пережитого, поддавшись вражеской пропаганде, человеческим эмоциям, различным посулам и угрозам, ломались и становились на путь сотрудничества с врагом, тем самым сохраняя себе жизнь, но при этом переходили в разряд изменников Родины. К их числу можно отнести генералов И.А. Благовещенского, А.А. Власова, Д.Е. Закутного, В.Ф. Малышкина, М.Б. Салихова, Б.С. Рихтера, Ф.И. Трухина, бригадного комиссара Г.Н. Жиленкова. В рядах изменников оказались не только некоторые генералы Красной Армии, но и ряд офицеров и рядовых. Значительное число военнопленных приспосабливалось к лагерной жизни и занимало выжидательную позицию.

Основными мотивами, повлиявшими на решение военнопленных служить в немецких формированиях, были спасение от голода и зверств, чинимых немцами в лагерях, страх быть расстрелянными, а некоторые лелеяли надежду при первой возможности сбежать к партизанам или перейти линию фронта, что часто и происходило. Так, летом 1943 г. на сторону партизан перешла большая часть военнослужащих бригады СС «Дружина» во главе с командиром бывшим начальником штаба 229-й стрелковой дивизии, подполковником Красной Армии В.В. Гиль-Родионовым. Но нельзя  отрицать тот факт, что часть военнопленных, особенно перебежчиков, служили немцам по убеждению.

Например, Андре́й Андре́евич Вла́сов советский военачальник (генерал-лейтенант), участник Битвы за Москву. В 1942 году попал в немецкий плен и пошёл на сотрудничество с руководством Третьего рейха, став руководителем Русской освободительной армии (РОА), которая была заявлена как воинское формирование, создаваемое для «освобождения России от коммунизма». РОА насчитывала 120-130 тысяч человек. В 1945 году пленён Красной армией, в 1946 году осуждён по обвинению в государственной измене и казнён.

12 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Несмотря на жестокость и насилие со стороны немецких властей, большинство пленных не желали смириться со своей участью. Они объединялись в группы, организации, а иногда и в одиночку вели борьбу с врагом. Произошло это не сразу. Поначалу, даже очень смелые люди не могли себе представить, как можно бороться, когда противник вооружен, а у тебя нет не только оружия, но и сил.

Но в лагере находились и те, кто имел крепкие нервы и огромную силу воли. Именно вокруг них группировались единомышленники. Они совершали побеги, саботировали производство и совершали диверсии, оказывали помощь нуждающимся, верили в Победу и возможность выжить. В их числе генералы Х.Н. Алавердов, А.С. Зотов, Д.М. Карбышев, П.Г. Макаров, И.С. Никитин, С.Я. Огурцов, М.А. Романов, Н.М. Старостин, С.А. Ткаченко, И.М. Шепетов, офицеры К.А. Карцев, Н.Ф. Кюнг, Иванов, Шамшиев, В. Букреев, И. Кондаков, А.Н. Пирогов и многие другие.

Дми́трий Миха́йлович Ка́рбышев  генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук, Герой Советского Союза. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.

Пленного генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева немецкие власти довольно долго склоняли к сотрудничеству, но он отказался. В морозный день 18 февраля 1945 г. его вывели на плац концлагеря Маутхаузен, привязали к столбу и стали обливать холодной водой до тех пор, пока он не превратился в глыбу льда. Такие люди, как Д.М. Карбышев, погибали, как герои, оставаясь верными военной присяге. Им следовали тысячи советских военнопленных. Цена их поступка – жизнь.

На западе Москвы (между проспектом Маршала Жукова и улицей Маршала Тухачевского)

 есть Бульва́р Генера́ла Ка́рбышева.

13 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Заветной мечтой для каждого военнопленного являлся удачный побег. Он нес освобождение от плена и шанс остаться в живых. По немецким данным до 1944 г. бежало более 70 тыс. советских военнопленных. Побеги совершались во время пеших переходов, транспортировки по железной дороге, из лагерей и мест работ. Так, 15 сентября 1941 г. 340 человек совершили побег на железнодорожной станции Шерпитец близ Торуня. В июле 1942 г. из лагеря, расположенного около станции Крупки Минской области, бежало 110 человек. В июне 1943 г. из «шталага» - 352 (Белоруссия) на двух броневиках из плена вырвалось 15 узников, из которых 13 добрались до партизан.

Широкую известность получил побег из плена старшего лейтенанта Михаила Петровича Девятаева и 9 человек с ним. 8 февраля 1945 г. смельчаки захватили на аэродроме немецкий бомбардировщик «Хенкель-111» и взлетели на нем. Им удалось «дотянуть» до своих и посадить самолет в расположении наступающей 331-й стрелковой дивизии. Позже Девятаев оказал помощь в создании первой советской ракеты Р-1, так как,  находясь в плену,  работал в ракетном центре, где создавалось новое оружие для Третьего Рейха. За этот подвиг Михаил Петрович был удостоен звания Героя Советского Союза (1957).

В случае неудачного побега военнопленных, особенно офицеров, направляли в концлагеря или расстреливали

14 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Многочисленные документы, свидетельские показания говорят о том, что попавшие в плен бойцы и командиры Красной Армии страдали не только в условиях неволи. На Родине они несправедливо рассматривались как трусы и предатели. Это усугубляло их трагедию.

в соответствии с идеологическими установками, пленение военнослужащего Красной Армии советское политическое руководство рассматривало как преднамеренно совершенное преступление, независимо от обстоятельств, в результате которых это произошло. Так, в постановлении Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941 г. и в последовавшем вслед за ним В приказе Ставки ВГК № 270 от 16 августа 1941 г. указывалось: «Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия... или часть красноармейцев [которые] вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен - уничтожать их всеми средствами... а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи» (приказ подписал Сталин и еще шесть лиц).

В ходе войны каждый военнослужащий, выходивший из окружения, совершивший побег из плена или освобожденный Красной Армией и союзниками по антигитлеровской коалиции, огульно подвергался проверке, граничившей с политическим недоверием. К нему применялись меры, унижавшие личное достоинство и препятствовавшие дальнейшему использованию в армии. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 27 декабря 1941 г. вышеперечисленные лица направлялись через сборно-пересыльные пункты Наркомата обороны под конвоем в специальные лагеря НКВД для проверки. Условия содержания бывших военнопленных в лагерях были установлены такие же, как для преступников, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях. «Бывшие военнослужащие» лишались прав и преимуществ, полагавшихся за воинские звания, выслугу лет, а также денежного и вещевого довольствия. Им запрещалось переписка с родными и близкими.

Пока проводились проверки, бывший военнопленный привлекался к тяжелому принудительному труду на рудниках, лесозаготовках, строительстве, в шахтах и металлургической промышленности. Им устанавливались предельно высокие нормы выработки, формально начислялась незначительная зарплата. За невыполнение задания и за малейшие проступки их подвергали наказанию как заключенных ГУЛАГа.

По результатам проверки наряду с разоблачением значительного числа людей, действительно совершивших преступления, в результате применения незаконных, провокационных методов следствия было необоснованно репрессировано немало военнослужащих, честно выполнивших свой долг и ничем не запятнавших себя в плену. Лиц, которые работали в немецких лагерях врачами, санитарами, были старшими бараков, поварами, переводчиками, кладовщиками, занимались бытовым обслуживанием часто осуждали как изменников Родины.

И длительное время после войны возвратившиеся из немецкого плена советские люди сталкивались с ущемлением своих прав. На местах к ним относились как к предателям. Они отстранялись от участия в политической жизни, при поступлении в высшие учебные заведения на них смотрели с опаской, их не считали участниками войны.

Лишь с 1957 г. дела бывших советских военнопленных были в основном пересмотрены. Большинство были реабилитированы. Им восстановили воинские звания и пенсии, вернули награды. Получившие ранения и совершившие побег из плена были награждены орденами и медалями. Однако в данном постановлении многим вопросам не была дана соответствующая оценка, а намеченные меры в основном остались на бумаге.

И лишь через 50 лет после Великой Отечественной войны, в январе 1995 г., Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период», по которому бывшие военнопленные получили статус участника Великой Отечественной войны [XIV] На них в полном объеме распространяется федеральный закон «О ветеранах», принятый Государственной Думой 16 декабря 1994 г.

Но сколько понадобилось лет для восстановления справедливости! Многие умерли, так и не дождавшихся реабилитации.

 

5.     Сообщение учителя:

15 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №1

Плен - это самое страшное, что могло произойти в жизни военного человека.

Многочисленные факты убеждают в том, насколько сложной и трагичной оказалась судьба миллионов советских военнопленных периода Великой Отечественной войны.

Оказавшись в плену, люди попадали в необычные для повседневной жизни условия (голод, издевательства, массовые казни, горы трупов). И взгляды,  и поведение их могли меняться. Поэтому адекватной оценки поведения пленных быть не может. Оно зависело от психики человека, окружающих обстоятельств, а также правовых основ, определявших положение пленных.

 

2 часть урока –

Литературный  блок  (учитель литературы Пряхина С.Д.)

 

1.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

1 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

     - В 1946 г. во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только   в новогодние дни - 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. в  газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Это было вскоре после 20 съезда Коммунистической партии, когда уже назревало изменение отношения к советским военнопленным, поголовно объявленным Сталиным предателями и отправлявшихся из фашистских лагерей прямиком в лагеря «родные». И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя стал актом гражданского мужества. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочувствием.

- А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

        (Когда я впервые прочитал рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», рассказ меня впечатлил своей правдивостью, меня  потрясли  моральные  качества   главного героя. Это рассказ о необъятных возможностях человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов-простой русский солдат.)

      («Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца»)

    («Мне понравилась эта трагическая повесть. Меня привлекла жизненная стойкость Андрея Соколова. Жизнь была жестокой к этому человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Само название рассказа напоминает нам, что судьба человека — это судьба целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история...»)

- Чтобы показать характер героя, писатель, как правило, изображает его в необычных ситуациях, посылает на его долю тяжёлые жизненные испытания, ставит перед выбором,        

   - В каких эпизодах, относящихся к военному времёни, на ваш взгляд проявляется характер главного героя рассказа?

(Сцена в церкви, разговор с Мюллером, усыновление Ванюшки.)

2 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

- Итак, обратимся  к произведению.

- Каковы обстоятельства пленения героя?  (стр.247 -250)

- Как ведет себя Андрей Соколов в плену?

 (Самоотверженно, смело, как настоящий русский воин)

2. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «В ЦЕРКВИ»

- Для анализа обратимся к эпизоду, изображающему военнопленных в церкви. Перескажите его кратко.
- Люди по-разному ведут себя в экстремальных ситуациях. Вот и пленные в церкви не являются исключением. М.Шолохов изображает в этой сцене разные варианты человеческого поведения.
 Какие?  (дома  вы заполняли таблицу)

 (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу))

 

 

 

3 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

Герой

                                Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений.  Но он невольно становится виновником  гибели   четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой предательства

«Своя рубашка ближе к телу

Взводный

Безропотно ожидает своей участи       

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

-Какая позиция ближе всего Соколову? Зачитайте.
( « Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал». В любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу - это позиция и самого Соколова.)
-Как повёл себя герой в этой ситуации?

4 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

-Почему он решает убить Крыжнёва? Что герой переживает при этом? (Тяжело на душе, трудно даётся убийство « своего», но не может Соколов допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь ценой гибели другого. Только в единении людей он видит спасение).
-Зачем писатель вводит в рассказ образ предателя?
(Чтобы показать, что покорность обстоятельствам, подлость, трусость,
лицемерие повлияли на судьбу этого человека)

3. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ПОЕДИНОК  С МЮЛЛЕРОМ»
А теперь обратимся к эпизоду поединка с Мюллером.  

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА  из к/ф « Судьба человека»

-Какое место занимает этот эпизод в рассказе?
(Кульминационный, центральный эпизод.)

- Что может противопоставить фашизму безоружный человек?
(Только силу духа, личное мужество.)

- Мюллер – страшный человек. Как он ведёт себя по отношению к военнопленным?
- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
(О семье. Он знает, что должен погибнуть, но стал человек « собираться с духом», чтобы «бесстрашно, как и подобает солдату» встретить смерть.)
-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина? -Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

( Мюллеру нужно не просто расстрелять военнопленного, но и крайне унизить противника. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, тем самым как бы сольётся со своей непобедимой армией.)

- В каком физическом состоянии находится Соколов?
(Крайне истощён, «голодный как волк».)

- Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
(Пьёт за свою погибель. « Хоть напьюсь, перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». « Захотелось мне им проклятым показать,…что у меня есть своё русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)

5  слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2
- Почему кульминацией рассказа становится не вооружённое столкновение двух армий, а «мирный» диалог противоборствующих сторон?
(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что
вынужден признать и Мюллер.)


 В чем смысл этой победы?
(Одержана нравственная победа.)

Зачитайте слова Мюллера.
Мюллер даёт высокую оценку личным качествам
пленного солдата.

 -Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли связь между этим событием, имеющим всемирно-историческое значение, и частным эпизодом, изображённым в рассказе?
(Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом - это победа, прежде всего,
нравственная.)

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственную нашему народу.

- В каких словах выражает Соколов свой взгляд на долг человека, мужчины, солдата? Зачитайте.
( Готовность выстоять, « выдюжить» становится жизненным кредо Соколова. « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы, всё вытерпеть, всё снести, если к тому нужда позвала!»).
                                       4. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ПОБЕГА

6 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

- Пытался ли Андрей Соколов освободиться? Каким образом?

- О чем свидетельствуют его побеги из плена?

(Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него — страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.)

- Какие качества характера Андрея Соколова вызывают наибольшее  восхищение?

(Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.)
    -  Запишите те черты характера Соколова, которые вы отметили.

7 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2  (какие черты характера присутствуют у героя?)
- Что помогает сохранить свою честь герою в условиях плена?
(Условия плена, а тем более — фашистского — это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях — возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», — эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена).
                                         5.АНАЛИЗ   НАЗВАНИЯ
- Почему автор называет рассказ «Судьба человека»? Как вы понимаете слово судьба?(Работа со словарём)
 8 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

В своём рассказе М. Шолохов описал человека, способного противостоять ударам судьбы, показал поистине великую силу характера, силу духа главного героя. А.Соколов изображён в разных ипостасях: муж, отец, солдат. Всё это объединяет ёмкое в своём значении слово – человек. Название с одной стороны свидетельствует о внимании автора к
отдельной человеческой личности, а с другой Шолохов подчёркивает, что,
судьба А.Соколова - это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие
испытания в годы самой кровопролитной войны 20 века и сохранившего
высокие гуманистические ценности: доброту, милосердие,
сострадание.

9 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив», - это слова из нобелевской лекции М.Шолохова.

10 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

Хочется закончить урок словами А.Толстого, цитата из рассказа которого взята как тема урока: « Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота.» Вот такую человеческую красоту и обнаруживаем мы у главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека.»

                                                   6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

11 слайд ПРЕЗЕНТАЦИЯ  №2

Написать отзыв о рассказе М.Шолохова «Судьба человека» ( приложение 1,2 – раздаточный материал для учащихся)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок истории и литературы в 9 классе по теме "Судьба советских военнопленных вгоды Великой Отечественной войны" ( по произведению М.Шолохова "Судьба человека""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК   ИСТОРИИ  И  ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: «Судьба  советских военнопленных ( на примере произведения М.Шолохова  «Судьба человека»».

Класс  9 «Б»

Цели:

  • формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
  • рассказать о судьбах советских военнопленных в фашистских лагерях, о судьбе военнопленных после ВОВ в нашей стране;
  • познакомить с особенностями жанра мемуарной литературы;

Задачи:

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
  • развивать логическое мышление через анализ эпизода повести на уровне рассуждения;
  • прививать гуманное, уважительное, милосердное отношение к людям (и к пленным как категории людей), воспитывать историческую память.
  •  формировать у учащихся  представления о судьбах людей, прошедших войну;
  • уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов;
  • расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
  • воспитывать  нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания,  чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;
  • воспитывать интерес к чтению произведений  патриотического характера  о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.

1 часть урока –

исторический блок  (учитель истории Волобуева Ю.В.)

2 часть урока –

Литературный  блок  (учитель литературы Пряхина С.Д.)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Глаголы переходные и непереходные" (6 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование. Орфография. Культура речи
  • 06.10.2020
  • 313
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 878
    • DOCX 49.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пряхина Светлана Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пряхина Светлана Дмитриевна
    Пряхина Светлана Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9989
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе