Интегрированный урок информатики и географии
"Сохраним острова живой природы в океане цивилизации"
Цели:
Образовательные:
- расширить и
углубить знания учащихся по вопросам охраны природы.
- закрепить
основные приемы работы с программой Movie Maker;
- научиться
сопровождать свое выступление компьютерной презентацией;
Развивающие:
- развитие
географического мышления,
- умений и навыков
работы с дополнительным материалом, компьютером, Интернет
- показать
возможности использования компьютера как инструмента практической и
учебной деятельности человека;
- формирование
целостной картины мира;
Воспитательные:
- формирование
экологической культуры:
а) знать охраняемые территории;
б) уметь соблюдать правила поведения в
природе;
в) сочувствовать и сопереживать;
- развитие
толерантности и коммуникативных навыков.
Тип: комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)
Форма: урок-конференция (защита компьютерных проектов)
Вид: интегрированный (информатика = география)
Метод: метод проектов, словесно-наглядный.
Оборудование и
программное обеспечение:
- интерактивная
доска,
- компьютеры,
- программа Movie
Maker,
- Видео ролики,
- Интернет,
- физическая карта
России,
- выставки:
буклеты, фотографии животных из Красной книги России (охраняемые
животные), памятки, программки конференции
Предварительная
работа
Подготовили темы,
распределение учащихся по группам. Учитель географии консультировал учащихся по
содержанию видеоролика, учитель информатики - по технической стороне реализации
проекта.
Для работы над проектом
были сформированы группы по 2-3 человека, учитывая их личные симпатии. Каждому
учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя
техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск
материала и создание конечного продукта.
Цели и задачи проекта
- Контроль знаний,
умений и навыков по созданию видео-роликов в программе Movie Maker, приобретение новых знаний по теме охраняемые территории России.
- Показать
возможности использования компьютера как инструмента практической и
учебной деятельности человека;
- Способствовать
развитию творческого потенциала учащихся;
- Развивать интерес
к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- Развивать
коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в
пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко
излагать свои мысли;
- Уметь слушать и
уважать мнение товарища;
- Перед выступлением
всем гостям и участникам конференции раздаются буклеты о данном заповедном
месте (приложение)
Ход урока
Оргмомент.
-
Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный,
во-первых, потому, что это одновременно и урок географии и урок информатики. А
во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и
ответственная работа, как по географии, так и по информатике. Мы работали
над проектом создания видеоролика. На уроках географии вы изучали
растительный и животный мир природных зон России, а на информатике - среду для
создания видеоролика в среде Movie Maker. Объединяя
полученные знания, мы создали видео фильмы "Заповедники России".
Работая над проектом, научились пользоваться всемирной компьютерной сетью
Интернет, искать там необходимую информацию. Ну а, в-третьих, у нас сегодня не
просто урок, а урок-конференция.
И тема нашей
конференции "Сохраним острова живой природы в океане цивилизации". (1 слайд)
На первый взгляд тема
совсем нам не знакома, и в то же время, хорошо понятна и близка каждому из нас.
То есть сегодня мы будем говорить об охране природы.
Как вы думаете, какова
же цель нашей конференции? /Вывод/ Расширить и углубить знания об охране природы.
Наша конференция
работает по плану:
1. История заповедного дела в России.
2. Просмотр проектов.
3. Диагностика.
4. Принятие постановления.
1. История заповедного дела в России.
В процессе хозяйственной
деятельности человек очень сильно изменяет естественную растительность и
животный мир, а отдельные их виды находятся уже под угрозой полного
исчезновения. Все это заставляет принимать специальные меры для сохранения и
восстановления ресурсов органического мира. Одним из таких направлений
является создание особо охраняемых территорий, т.е заповедников, заказников,
национальных парков, памятников природы. (3 слайд)
Карта с особо
охраняемыми территориями (слайд 4)
-
Как и когда появились первые охраняемые территории
в России? (слайд 5)
2. Просмотр проектов
Справка что такое
заповедник (слайд 6)
-
К особо охраняемым территориям относятся заповедники.
Попробуйте дать определение. Что называется заповедником?
Заповедник - заповедная территория, т.е. находящая под особой охраной, под
запретом, с целью сберечь редкие породы растений и животных.
В заповедниках
запрещены виды хозяйственной деятельности.
-
По назначению заповедники делятся на комплексные и
специальные. В настоящее время в России создано 100 заповедников, в том числе
21 биосферный.
Мы сегодня с вами коснемся
только лишь нескольких заповедников, тех которые нас с Вами заинтересовали
больше всех. При просмотре и остальные участники конференции тоже поймут, что
эти заповедники по своему интересны и требуют особого внимания.
Просмотр (защита)
видеопроектов о Баргузинском, Ильменском, Алтайский, Дарвинском, Астраханский,
Лазовском, Воронежский, Хоперский заповедниках.
Справка что такое
заказник (слайд 7)
К охраняемым территориям
относятся и заказники.
-
Подумайте, что такое заказник?
Заказники - это охраняемые территории с менее строгим режимом. В них разрешаются
те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым
объектам.
-
По назначению заказники делятся на комплексные и
специальные (фаунистические, флористические, гидрологические, геологические).
Всего в России более
4000 заказников, общей площадью более 60 млн. га. (65 из них федерального
подчинения). В границах Воронежской области 1 заказник федерального значения (в
т.ч. 168 охраняемых болот).
Просмотр (защита)
видеопроекта о Воронежском заказнике.
-
Чем заказник отличается от заповедника?
Справка что такое
национальный парк (слайд 8)
-
Что называется национальным парком?
Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с
использованием для массового отдыха и туризма.
-
В национальном парке выделяют запретную зону с
особо охраняемым режимом и рекреационную зону, где рекреационная деятельность
отдыхающего строго регламентирована.
Просмотр (защита)
видеопроекта национальных парков: Лосиный остров и
Смоленское поозерье.
Справка что такое Памятники
природы (слайд 9)
-
Что называется Памятники природы?
Памятники природы - это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.
Памятником природы может
быть объявлен водопад, пещера, озеро, уникальное дерево: В каждом регионе есть
свои памятники природы.
Всего в России - 2500. В нашей
области – 150. В нашем Россошанском районе памятников природы – 4 (Меловой бор у села Нижний
Карабут.
Площадь 1 га, Россошанская плодово-ягодная опытная станция.
Площадь 428 Урочище
«Калитвенские ворота» у с. Новая Калитва. Площадь 29 га. Парк-усадьба
с. Еленовка. Площадь 21 га).
3. Диагностика.
-
Ребята, мы с вами просмотрели ваши работы.
Назовите, какие территории относятся к охраняемым?
-
На нашей конференции мы много говорим о
природе, о необходимости ее охраны. А вот как мы к ней относимся, какое место
она занимает в жизни каждого из нас? Чтобы определить это выполните задание.
-
Задание: расположите
предложенные слова по степени их значимости для вас (труд, семья, школа,
Россия, любовь, собственное Я, здоровье, друзья, мой дом, свобода, родной край,
природа, наука, отдых, автомобиль, религия).
-
То слово, которое для вас самое значимое вы ставите
– 16 баллов, второе по значимости – 15 баллов и так далее по убыванию на 1 балл
меньше ставите следующим, последнее слово будет у вас составлять лишь – 1 балл.
Все это вам нужно не спеша по очереди проставить на компьютере и когда
последний ученик проставит свои баллы мы увидим с вами результат своей работы.
Диаграмма «Система ценностей класса» (по сумме мест)
Посмотрев на нашу
диаграмму мы с Вами видим, что стихотворение Р.Рождественского о природе уж
нам кстате. Послушайте:
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!... Но считанные птицы
Над считанными рощами летят
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске
Над запахом таежной земляники,
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!?
(Р.Рождественский).
-
Хорошее стихотворение, оно нам показывает наше
будущее, если мы не будем серьезно относится к охране природы.
-
Наша конференция подходит к концу, и мы должны
принять решение, что мы с вами уже сейчас сможем сделать для сохранения нашей
природы.
-
Чтобы не получилось так, что многие растения и
животные останутся у нас только на картинках или в Красной книге.
/Принятие решения
(предложения учащихся)/
1. Делиться знаниями о
необходимости охраны природы.
2. Сделать кормушку,
скворечник.
3. Посадить деревья.
4. Не рубить елки в
Новогодние праздники.
5. Не ломать деревья,
ветки и не давать это делать другим.
Подведение итогов
урока, выставление оценок, объявление домашнего задания по информатике:
Наша конференция
завершилась. Вы хорошо потрудились. Молодцы.
Мне очень понравились Ваши
работы. Информация полная, все объекты видеороликов выполнены правильно.
Использованы все формы работы с программой Movie Maker и
интересный дизайн. Эти ребята получают по информатике оценку "5"
Домашнее задание по
информатике у вас на листочках.
Стандарт - добавить два слайда о животном и растительном мире
И на отлично
задание будет таким:
Ко многим важным,
знаменательным событиям в нашей стране выпускаются почтовые марки. Много марок
посвящено и охране природы, редким и исчезающим животным и растениям. На
перемене вы успели их посмотреть, а кто не успел - посмотрите. Я предлагаю вам
нарисовать эскиз почтовой марки на тему "Сохраним мир дикой природы".
А затем с помощью электронной почты мы пошлем ваши работы на конкурс.
Итак, отлично - эскиз марки на тему охраны природы
Рефлексия
Ребята, понравился ли
вам наш сегодняшний урок, чем он был вам полезен?
Чему научились и что
узнали?
/Ответы учащихся/
Обобщение ответов:
1. Урок понравился,
узнали больше, чем во время обычного, традиционного урока. Не только слушали,
но и видели то, о чем говорили.
Увидели, как полученные
на уроках информатики знания помогают в изучении других предметов.
В заключение урока я
хочу вернуться к эпиграфу. (слайд 10)
"Все может родная
Земля, накормить, напоить: не может только защитить себя".
Действительно, она нас
кормит, поит, а заботиться о ней должны мы с вами. Так как защищая природу, мы
в первую очередь, заботимся о своем здоровье.
Здоровья Вам! Слайд
11
Рефлексия для гостей
(смайлики с лицами) оставить на доске то личико, какое впечатление осталось об
уроке
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.