Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Химия / Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)

Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)

Скачать материал

Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность

Цели:

Образовательные:

  • систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител;

  • углубление понятия толерантность.

Развивающие:

  • развитие способности комплексного применения знаний;

  • работа над формированием логического мышления при составлении логико-смысловой модели (ЛСМ) по технологии Штейнберга В.Э.

Воспитывающие:

  • содействие толерантности у учащихся как в общественной потребности;

  • способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;

  • развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с беженцами, вынужденными переселенцами и мигрантами;

  • патриотическое воспитание.

Тип урока: интегрированный урок по технологии Штейнберга В.Э.

Оборудование: телевизор с в/магнитофоном, в/ф Биосинтез белка”, штатив с пробирками, растворы NaOH, H2SO4, CuSO2, HNO3 конц., (CH3COO)2Pb, CH3OH, C2H5OH, NaCl конц., спиртовка,раствор яичного белка (альбумина), герметичный сосуд с кровью свиньи, резиновые перчатки, защитные очки, марлевая повязка, халат.

Девиз урока:

“Нам друг от друга нужно так немного –
щепотку нежности да горсточку тепла…

(Г.Георгиев)

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

1. Постановка задач урока.

II. Систематизация и углубление знаний учащихся.

  • Моделирование и конструирование логико-смысловой модели (ЛМС) по теме урока.

  • Заполнение координат соответственно понятийно-смысловым вопросам.

История микробиологии.

Сообщение учеников по предварительной поисково-исследовательской работе.

  • Луи Пастер 1862 г.

  • Мечников Н.И. – 1883 г. сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета.

  • Ивановский Д.И. – 1892 г. открыты вирусы.

  • Гамалея Н.Ф. – 1899 г. открыты бактериофаги.

  • Медавар П. – 1945 г. доказана иммунологическая природа отторжения при трансплантации (пересадке) тканей и органов.

Свойства белков.

Учащиеся разделены на исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория проводит химические эксперименты по заданному алгоритму, затем анализирует результаты работы, и учащиеся самостоятельно делают выводы.

Экспериментальная лаборатория № 1

Методом фракционирования солевым раствором NaCl выделить белки из крови свиньи.

Экспериментальная лаборатория № 2

Провести гидролиз яичного белка (альбумина) и записать схему гидролиза белка.

Экспериментальная лаборатория № 3

Провести Биуретовую (цветную) реакцию на белки.

Экспериментальная лаборатория № 4

Провести Ксантопротеиновую реакцию на белки. (Предварительно руководители экспериментальных лабораторий проводят инструкцию по технике безопасности).

Строение белков – антител.

Монолог – сообщение учителя, диалог с учащимися =>беседа, в процессе которой рождается истина. Антитело – сложной белок – иммуноглобулин плазмы крови человека и теплокровных синтезируемый клетками животных лимфоидной ткани под воздействием различных антигенов.

Функции белков.

Перечисляем известные функции белков и особенно выделяем защитную функцию белков – антител.

  • Сообщение учащихся о пандемии XХ и XXI века – СПИДе.

  • Сообщение учителя биологии о механизме внедрения в организм ВИЧ-инфекции, о мерах борьбы и профилактики.

  • Сообщение учителя химии о достижениях медицины, биохимии в области лечения больных СПИДом.

Биосинтез белков.

  • Демонстрация видеосюжет “Биосинтез белков”.

  • Краткое повторение основных этапов биосинтеза белка.

Структура лимфоидных тканей.

Сообщение учащихся по группам.

1 гр. – Строение и функции вилочковой железы.
2-гр. – Строение и функции лимфатических тканей.
3-гр. – Строение и функции селезёнки.

Затем формулируется общий вывод: В лимфоидных тканях идёт синтез иммуноглобулина плазмы крови человека и теплокровных животных.

Понятие толерантности.

Самостоятельная работа учащихся со словарём Н.Ф. Реймерса “Основные биологические понятия и термины”.

Толерантность (лат. толеранция – терпение):

    1. способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя;

    2. полное или частичное отсутствие иммунологических реакций – потеря или снижение организмом человека способности вырабатывать антитела.

Иммунитет (лат. иммунитас – освобождение, избавление) – невосприимчивость к инфекционным агентам и чужеродным веществам, пересажанных от одного организма к другому из-за генетического своеобразия каждого индивида. Гистонесовместимость можно искусственно подавить при пересадке органов.

Учитель биологии: В биологии о толерантности организма говорят тогда, когда он не отторгает, но принимает и использует во благо, поступающие извне медикаментозные средства, усиливает их, улучшая собственную жизнедеятельность. А также толерантность – возможность пересадки органов, возвращающая нас к полноценному существованию.

Толерантность как общественная потребность.

Беседа по вопросам:

Учитель химии: Какие факторы влияют на иммунную систему?

Ученики:

hello_html_m33563363.png

Учитель биологии: В результате воздействия этих факторов, что может возникнуть?

Ученики:

hello_html_5576107f.png

Учитель химии: Ребята, как вы оцениваете своё отношение

к вашим одноклассникам, беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам, к людям – носителям любых культурных, религиозных и этнических традиций?

Ученики размышляют => обсуждают => делают умозаключения.

Учитель биологии: Мигранты, а особенно беженцы находятся в стрессовом состоянии, ведь они потеряли всё, что накопили за свою жизнь, а может и близких людей.

Ученики делают вывод: Мы должны оказывать им помощь!

hello_html_76ea0d84.png

Мы в состоянии оказать моральную поддержку и помощь людям, попавшим в беду добрым гуманным отношением, терпимостью и сочувствием.

Учитель химии: Помогая мигрантам, беженцам, и вынужденным переселенцам, общаясь с ними, мы обогащаемся духовно, изучая их язык, религию, культуру и традиции. Эти люди – не только объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они вливаются. Такое обогащение происходило во все времена и у всех народов, в том числе и в России.

Учитель биологии: Мы живём в дружной многонациональной стране, где мирно трудятся и взаимно обогащают друг друга башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы, украинцы, белорусы и удмурты. История России – это история народов её населяющих. Это история Родины, величиной с “берёзовый листок”, которая хранима всеми, кому она дорога, невзирая на национальность.

Учитель биологии: Нашему уроку толерантности созвучны стихи

Г.Молодцова “Человек – человеку”

“Когда беда унизит человека,
В бараний рок, согнув его судьбу,
И человек решит, что он – калека,
На веки не способный на борьбу,
Буди его. Буди истошным криком,
Предельно негодуя и любя:
Ты – человек, Ты был рождён великим.
Не смей, не быть похожим на себя!”

Учитель химии: Мы надеемся, что этот урок способствовал формированию толерантного отношения к мигрантам России, воспитанию доброжелательного и терпеливого отношения к людям, попавшим в беду.

III. Итог урока.

  • Д/з, подведение итогов урока.

  • Рефлексия (по принципу не законченного предложения).

- Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …
- Сегодня я на уроке узнал …
- После сегодняшнего урока я буду относиться …

hello_html_119033fe.png

Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)
Скачать материал
  • Химия
Описание:

Интегрированный урок по химии и биологиис позиции толерантности предназначен для проведения в 11 классе. Необходимо научить обучающихся комплексно применять полученные знания в ходе изучения темы "Белки". Учащиеся должны систематизировать и углубить свои знания о свойствах, строении и функциях белков. Считаю нужным продолжить работу над формированием логического мышления обучающихся с позиций толерантности.

Под влиянием требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и процесса информатизации образования происходят изменения в процессе обучения информационным технологиям. Изменяется структура учебного материала - вместо линейного или концентрического представления используется гипертекстовое, гипермедийное, обеспечивающее отбор материала адекватно личностным предпочтениям обучающегося.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Игнатович Татьяна Александровна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 994
Номер материала 5439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓