Интегрированный
урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность
Цели:
Образовательные:
- систематизация и углубление знаний учащихся
о зависимости строения, свойств и функций белков – антител;
- углубление понятия толерантность.
Развивающие:
- развитие способности комплексного применения
знаний;
- работа над формированием логического
мышления при составлении логико-смысловой модели (ЛСМ) по технологии
Штейнберга В.Э.
Воспитывающие:
- содействие толерантности у учащихся как в
общественной потребности;
- способствовать созданию на уроке ситуации
успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;
- развитие творческих способностей, духовное
совершенство личности в процессе общения с беженцами, вынужденными
переселенцами и мигрантами;
- патриотическое воспитание.
Тип урока: интегрированный урок по
технологии Штейнберга В.Э.
Оборудование: телевизор с
в/магнитофоном, в/ф Биосинтез белка”, штатив с пробирками, растворы NaOH, H2SO4,
CuSO2, HNO3 конц., (CH3COO)2Pb, CH3OH,
C2H5OH, NaCl конц., спиртовка,раствор яичного белка
(альбумина), герметичный сосуд с кровью свиньи, резиновые перчатки, защитные
очки, марлевая повязка, халат.
Девиз урока:
“Нам друг от друга
нужно так немного –
щепотку нежности да горсточку тепла…
(Г.Георгиев)
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
1. Постановка задач
урока.
II. Систематизация и углубление знаний учащихся.
- Моделирование и конструирование
логико-смысловой модели (ЛМС) по теме урока.
- Заполнение координат соответственно
понятийно-смысловым вопросам.
История микробиологии.
Сообщение учеников по предварительной
поисково-исследовательской работе.
- Луи Пастер 1862 г.
- Мечников Н.И. – 1883 г. сформулирована
биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета.
- Ивановский Д.И. – 1892 г. открыты вирусы.
- Гамалея Н.Ф. – 1899 г. открыты бактериофаги.
- Медавар П. – 1945 г. доказана
иммунологическая природа отторжения при трансплантации (пересадке) тканей
и органов.
Свойства белков.
Учащиеся разделены на исследовательские лаборатории. Каждая
лаборатория проводит химические эксперименты по заданному алгоритму, затем
анализирует результаты работы, и учащиеся самостоятельно делают выводы.
Экспериментальная
лаборатория № 1
Методом фракционирования солевым раствором NaCl выделить белки
из крови свиньи.
Экспериментальная
лаборатория № 2
Провести гидролиз яичного белка (альбумина) и записать схему
гидролиза белка.
Экспериментальная
лаборатория № 3
Провести Биуретовую (цветную) реакцию на белки.
Экспериментальная
лаборатория № 4
Провести Ксантопротеиновую реакцию на белки. (Предварительно
руководители экспериментальных лабораторий проводят инструкцию по технике
безопасности).
Строение белков – антител.
Монолог – сообщение учителя, диалог с учащимися =>беседа, в
процессе которой рождается истина. Антитело – сложной белок – иммуноглобулин
плазмы крови человека и теплокровных синтезируемый клетками животных лимфоидной
ткани под воздействием различных антигенов.
Функции белков.
Перечисляем известные функции белков и особенно выделяем
защитную функцию белков – антител.
- Сообщение учащихся о пандемии XХ и XXI века
– СПИДе.
- Сообщение учителя биологии о механизме
внедрения в организм ВИЧ-инфекции, о мерах борьбы и профилактики.
- Сообщение учителя химии о достижениях
медицины, биохимии в области лечения больных СПИДом.
Биосинтез белков.
- Демонстрация видеосюжет “Биосинтез белков”.
- Краткое повторение основных этапов
биосинтеза белка.
Структура лимфоидных тканей.
Сообщение учащихся по группам.
1 гр. – Строение и функции вилочковой железы.
2-гр. – Строение и функции лимфатических тканей.
3-гр. – Строение и функции селезёнки.
Затем формулируется общий вывод: В лимфоидных тканях идёт
синтез иммуноглобулина плазмы крови человека и теплокровных животных.
Понятие толерантности.
Самостоятельная работа учащихся со словарём Н.Ф. Реймерса
“Основные биологические понятия и термины”.
Толерантность (лат. толеранция
– терпение):
- способность организмов выносить отклонения
экологических факторов от оптимальных для себя;
- полное или частичное отсутствие
иммунологических реакций – потеря или снижение организмом человека
способности вырабатывать антитела.
Иммунитет (лат. иммунитас
– освобождение, избавление) – невосприимчивость к инфекционным агентам и
чужеродным веществам, пересажанных от одного организма к другому из-за
генетического своеобразия каждого индивида. Гистонесовместимость можно
искусственно подавить при пересадке органов.
Учитель биологии: В
биологии о толерантности организма говорят тогда, когда он не отторгает, но
принимает и использует во благо, поступающие извне медикаментозные средства,
усиливает их, улучшая собственную жизнедеятельность. А также толерантность –
возможность пересадки органов, возвращающая нас к полноценному существованию.
Толерантность как общественная потребность.
Беседа по вопросам:
Учитель химии: Какие
факторы влияют на иммунную систему?
Ученики:
Учитель биологии: В
результате воздействия этих факторов, что может возникнуть?
Ученики:
Учитель химии:
Ребята, как вы оцениваете своё отношение
к вашим одноклассникам, беженцам, мигрантам, вынужденным
переселенцам, к людям – носителям любых культурных, религиозных и этнических
традиций?
Ученики размышляют => обсуждают => делают умозаключения.
Учитель биологии: Мигранты,
а особенно беженцы находятся в стрессовом состоянии, ведь они потеряли всё, что
накопили за свою жизнь, а может и близких людей.
Ученики делают вывод: Мы
должны оказывать им помощь!
Мы в состоянии оказать моральную поддержку и помощь людям,
попавшим в беду добрым гуманным отношением, терпимостью и сочувствием.
Учитель химии: Помогая
мигрантам, беженцам, и вынужденным переселенцам, общаясь с ними, мы обогащаемся
духовно, изучая их язык, религию, культуру и традиции. Эти люди – не только
объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они
вливаются. Такое обогащение происходило во все времена и у всех народов, в том
числе и в России.
Учитель биологии: Мы
живём в дружной многонациональной стране, где мирно трудятся и взаимно
обогащают друг друга башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы,
украинцы, белорусы и удмурты. История России – это история народов её
населяющих. Это история Родины, величиной с “берёзовый листок”, которая хранима
всеми, кому она дорога, невзирая на национальность.
Учитель биологии: Нашему
уроку толерантности созвучны стихи
Г.Молодцова “Человек – человеку”
“Когда беда унизит человека,
В бараний рок, согнув его судьбу,
И человек решит, что он – калека,
На веки не способный на борьбу,
Буди его. Буди истошным криком,
Предельно негодуя и любя:
Ты – человек, Ты был рождён великим.
Не смей, не быть похожим на себя!”
Учитель химии: Мы
надеемся, что этот урок способствовал формированию толерантного отношения к
мигрантам России, воспитанию доброжелательного и терпеливого отношения к людям,
попавшим в беду.
III. Итог урока.
- Д/з, подведение итогов урока.
- Рефлексия (по принципу не законченного
предложения).
- Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …
- Сегодня я на уроке узнал …
- После сегодняшнего урока я буду относиться …
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.