Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные
зоны. .Растительный и животный мир Казахстана»
С.Ю. Бойкова, учитель географии
Школа№2, город Тараз.
лл
ггг
Цели урока:
- Обобщить
знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и
биологии.
- Сформировать
и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи
растительного и животного мира в пределах природных комплексов
Казахстана
Задачи:
- Напомнить
учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность
оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.
- Сформировать
умения самостоятельно работать с различными источниками информации
(энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать
в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем,
тестов и т.д.
Оборудование:
- географическая
карта природных зон Казахстана;
- гербарии
растений соответствующих природных зон;
- справочники;
- энциклопедии;
- атласы;
- Красная
книга Казахстана;
- изображения
животных;
- тестовые
задания;
- наименования
специалистов групп.
Ученикам до начала
урока на столы раскладываются рисунки животных, гербарных растений
соответствующих природных зон.
Структура урока:
- Постановка
цели урока и мотивации учебного процесса;
- Обращение
к Человеку “Будь милосерден Человек”, стихотворение И.И. Ландо.
- Определение
роли животных и растений в жизни человека (массовая работа с классом)
- Разделение
класса по группам, соответствующим природным зонам: степи и лесостепи,
пустыни и полупустыни. Группа состоит из пяти учеников-специалистов:
рефери, географ, зоолог, ботаник, систематик.
- Рассказ
учеников-специалистов о географическом местоположении природной зоны и
ее закономерностях, животном и растительном мире природной зоны, и
приспособлении животных и растений к климатическим особенностям
природных зон обитания.
- Выполнение
тестовых заданий.
- Подведение
итогов урока.
- Домашнее
задание.
ХОД УРОКА
- Учитель
биологии:
Сегодня заключительный урок по теме: “Растительный и животный мир
Казахстана”
Мы совершим
увлекательное путешествие в царство природы нашей необъятной, прекрасной
Родины.
Ну что ж, ребята,
сейчас нам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь.
Попробуем найти
правильный путь движения к финишу?
- Учитель
географии:
Каждый ответ оценивается цветными фишками: красная – 5 баллов, желтая – 4
балла, зеленая – 3 балла.
Ученик читает
стихотворение – эпиграф урока:
БУДЬ МИЛОСЕРДЕН
ЧЕЛОВЕК
У всех людей - одна
планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь
планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой
озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
Текут отравленные
воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;
Леса свою теряют
силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо)
- Учитель
биологии:
Какова роль животных и растений в жизни человека?
Растительный мир
дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и
отдых, используются для обустройства жилища и дает кров.
Животный мир –
служит основной белковой пищей животного происхождения человека;
используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела,
декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы,
шапки, унты) издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку
и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты, молоко ; используются
для перевозки грузов: , лошади, верблюды.
- Учитель
географии:
Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры?
(географическая карта)
- создаются
национальные парки
- заповедники
- биосферные
заповедники
- заказники.
- Учитель
биологии: Создана
Красная книга Казахстана в которую внесены исчезающие представители
растительного и животного мира.
В НЕЕ ВНЕСЕНЫ: 16
ВИДОВ РЫБ,3 ВИДА АМФИБИИ, 10 ВИДОВ ЗЕМНОВОДНЫХ, 40 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ,
506 ВИДОВ РАСТЕНИЙ
Класс разбит на
четыре природные зоны:
лесостепь
|
пустыни
|
|
рефери
|
|
рефери
|
|
географ
|
|
географ
|
|
зоолог
|
|
зоолог
|
|
ботаник
|
|
ботаник
|
|
о
приспособлении растений и животных
|
|
о
приспособлении растений и животных
|
СТЕПИ
|
полупустыни
|
|
рефери
|
|
рефери
|
|
географ
|
|
географ
|
|
зоолог
|
|
зоолог
|
|
ботаник
|
|
ботаник
|
|
о
приспособлении растений и животных
|
|
о
приспособлении растений и животных
|
- Учитель
географии: Задание
1: покажите на карте зону лесостепи
Рассказ учащегося –
зоолога.
- Учитель
биологии:
ботаник рассказывает о растительном мире лесостепи.
Рассказ учащегося -
ботаника.
- Учитель
биологии (настраивает
учащихся, о чем необходимо рассказать: о приспособленности животных и
растений к определенной среде обитания)
Как же
приспособились к жизни в лесостепи животные и растения. Об этом нам
расскажет систематик.
Ученики географы
рассказывают о географическом расположении природной зоны, ее
протяженности, закономерностях их размещения.
Рефери подводит
итоги и считает баллы.
Аналогично строится
выступление учащихся – представителей природных зон.
Учитель географии:
А теперь, опираясь на знания полученные на уроках биологии и географии
попробуем построить пищевую цепь для природных сообществ заданных природных
зон. Перед вами лежат картины, на которых изображен животный и
растительный мир одной из природных зон. Определите эту природную зону,
выделите природное сообщество и составьте пищевую цепь.
Учитель биологии: А
теперь давайте представим, какие изменения произойдут в природной зоне если
в ней уничтожить, к примеру, всех хищников?
Сейчас вас ждет еще
одно испытание . Закрепим свои знания выполнением тестовых заданий.
ТЕСТ
№ 1 « Найти лишнее»
Ваша задача
вычеркнуть растение или животное не соответствующее заданной природной
зоне.
ЛЕСОСТЕПЬ:Пихта, береза, саксаул, сосна, черника, ива, полынь, костер,
тимофеевка, куропатка, белый лунь, джейран.
СТЕПЬ: Костер, ягель, карликовая береза, жузугун, саксаул.
Жень-шень,ковыль, сон-трава, сосна, ель, сурок, суслик, песец, белка.
ПУСТЫНЯ: Дермене, мятлик, окация, ель, тарантул, саксаул, черепаха, суслик,
жузгун, ягель, волк, корсак, заяц.
ПОЛУПУСТЫНЯ: Полынь, тысячалистник, ромашка, ель, ягель,базелик, ольха,
кедр, пырей, сайгак, джейран, ящерица, суслик.
Учитель географии:
В заключении этого теста давайте отметим ,к каким отрицательным
последствиям для обитателей животного мира этих зон приводит строительство
водохранилищ и каналов.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.