Интегрированный урок чтения в 5 классе
(чтение + история) по рассказу С. Алексеева и В. Лосина « Измаил».
I.Организационный
момент. Вводное слово учителя.
Цель:
психологическая и практическая подготовка учащихся к учебной деятельности.
- Сегодня
у нас необычный урок, который мы проведём вместе с учителем истории Валентиной
Петровной, а также необычен он ещё тем, что у нас сегодня присутствуют гости. А
когда к нам домой приходят гости, то мы стараемся их чем – то порадовать, вот и
сегодня мы постараемся порадовать наших гостей интересной работой. Откройте
учебники чтения на странице 141.
II.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока, формулирование цели урока.
Цель:
подготовить учащихся к осознанному восприятию учебного материала и пробудить
интерес к обсуждаемой теме.
Учитель истории:
Ребята, с сегодняшнего урока вы начинаете изучение нового раздела, который
называется «Во славу Отечества». Что мы называем Отечеством? Это наша Родина,
наша Отчизна, это страна, в которой мы живём - Россия! Великая Русь! Как же ты
жила прежде? Какие ты испытывала горести и радости, с кем дружила, с кем воевала,
в результате чего одерживала победы? О многом из истории нашей Родины вы
узнаете на уроках истории.
Учитель чтения:
Тема сегодняшнего урока чтения - рассказ С.Алексеева и В.Лосина «Измаил».
Сегодня на уроке мы прочитаем этот рассказ и узнаем о далёком прошлом нашей
страны, об исторических событиях, которые происходили более 200 лет тому
назад.
III.Актуализация
знаний и работа по теме:
Цель: подготовить
учащихся к осознанному восприятию новой темы.
1. Словарная работа.
- В рассказе вам встретятся новые слова.
Они выделены жирным шрифтом, прочитайте значение этих слов.
2. Чтение учителем чтения рассказа.
- Главный герой этого рассказа - Александр
Васильевич Суворов.
- Кто же такой А.В.Суворов? Об этом вам
расскажет Валентина Петровна.
3. Рассказ учителя истории об А.В.
Суворове и битве за Измаил.
А.В.Суворов – это великий русский
полководец (Слайд №1).
- В детстве А.В.Суворов часто болел, был
маленького роста, худенький, но шустрый, и у него была цель - стать военным.
Отец ему говорил: «Где тебе быть военным, ты и ружья не подымешь». Эти слова
отца огорчили маленького Сашу, но не убили в нём желание стать военным. Он стал
заниматься гимнастикой и закаляться. Своего А.В.Суворов добился, окреп и,
вскоре, поступил на военную службу. Суворов любил своих солдат, заботился о
них, берёг их в бою, вместе с ними спал на земле, ел с ними из одного котелка.
Солдаты отвечали ему такой же любовью, они готовы были выполнить его любой
приказ и даже отдать за него жизнь.35 боёв и сражений провёл А.В.Суворов и все
выиграл (Слайд №2). Это великий русский полководец. Службу закончил в звании
Генералиссимуса – это высшее воинское звание (Слайд №3). Исторические события,
о которых вы прочитали в рассказе, происходили в Турции, Суворов штурмовал
турецкую крепость Измаил. Сейчас я вам покажу на исторической карте, где
находится страна Турция и крепость Измаил, о которой вы прочитали.
Работа по
картине «Взятие Измаила». В то время Россия вела войну с
Турцией, чтобы иметь выход к Чёрному морю и закрепить свои владения на
побережье Чёрного моря. Но мешала турецкая крепость Измаил. Крепость
расположена на берегу широкой реки Дунай. Высокие стены и глубокий ров окружали
крепость. Ни одна армия до Суворова взять эту крепость не могла (Слайд № 4-6).
Под предводительством Суворова русская
армия одержала победу, Измаил был взят, в состав России вошли земли Южной
Украины и Крыма, началось создание Черноморского флота, возникли новые города,
одним из них стал город Севастополь.
IV.
Физминутка (проводится под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»)
(Слайд №7).
Учитель чтения: Многие
поэты посвящали стихи великому полководцу А.В. Суворову, художники писали его
портрет, а в 1940 году был снят художественный фильм «Суворов». Прежде чем мы
продолжим работу над рассказом, посмотрите несколько кадров из этого
художественного фильма, и после просмотра ответьте на вопрос: как называл своих
солдат А.В.Суворов?
4. Просмотр фрагмента художественного
фильма «Суворов».
5.
- Давно прошли эти славные времена, а пословицы и поговорки, придуманные А.В.
Суворовым, живы до сих пор. (Слайд № 8).
Чтение учениками пословиц и поговорок,
придуманных А.В.Суворовым (Слайд № 9).
6. Работа с иллюстрацией учебника на стр.
142, чтение учениками эпизода рассказа.
* (Подробный анализ произведения
проводится на 2 уроке).
7. Рассказ учителя истории об имении А.В.
Суворова на Новгородской земле.
Учитель истории:
Последние три года жизни А.В.Суворова были связаны с нашей Новгородской землёй.
Неподалёку от города Боровичи есть село Кончанское, там находилось семейное
имение Суворовых. Сейчас это музей – заповедник, который называется Кончанское
– Суворовское. (Слайд
№10-24)
V.
Рефлексия. Итог урока.
Цель: проанализировать
работу на уроке, подвести итоги.
Учитель чтения:
- Понравился вам рассказ?
- Как называется рассказ, который мы
сегодня прочитали?
- Кто авторы рассказа?
- Кто главный герой рассказа?
Учитель истории:
- Кто такой А.В. Суворов? Что такое
Измаил? Как называется музей-заповедник А.В.Суворова и где он находится?
VI.
Выставление оценок.
VII.
Сообщение домашнего задания.
Цель:
объяснить особенности выполнения домашнего задания, мотивировать учеников к
выполнению домашнего задания.
I уровень
– прочитать рассказ С.Алексеева «Детство» и
подготовить пересказ; II уровень
– прочитать рассказ «Измаил» и ответить на
вопросы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.