Инфоурок Начальные классы КонспектыИнтегрированный урок чтения с курсом "Речьи культура общения"(3 класс)

Интегрированный урок чтения с курсом "Речьи культура общения"(3 класс)

Скачать материал

Интегрированный урок чтения с  курсом «Речь и культура общения», 3 класс

Тема: « Спорт - не ссора, бойся, ложного задора»

Цель:  познакомить с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора, учить уважительному отношению к себе, собеседнику, развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование:  компьютер, индивидуальные карточки- ситуации, презентация.

Основные понятия:  ссора, эристика, телефон

  Ход урока

1.Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

 1 слайд:

 Урок литературного  чтения  

            риторика

  2. Вступительное слово.

За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Знатоков умелого спора. 

     ( Звучит музыка ) 

2 слайд:  на экране « Городок»

В этом городе живут удивительные люди. Они сказочно вежливы в любых ситуациях, даже в ситуациях спора.

- А вы хотите побывать в этом городе?

Но попадут туда только те, кто научится быть вежливым в любом споре. А помогут нам сегодня некоторые литературные произведения и жизненные ситуации.

- Приходилось ли вам спорить с кем- нибудь? ( конечно).

Но вы и не предположили, что есть определённые этикетные правила  поведения в ситуации спора. Так же думали и ребята – герои рассказа В. Драгунского » Удивительный день» . Посмотрите, как происходит дело у героев рассказа, и скажите, чем закончился спор детей.

       ( инсценировка  рассказа)

- Почему спор перешел в ссору? Давайте обсудим вместе.

 1.  Они обижали друг друга.

- Правильно, обидные высказывания в спорной беседе ,  конечно, недопустимы.

2. Они не слушали друг друга и « горячились».

- Правильно, когда собеседники раздражаются, кричат, то они зачастую не слышат друг друга.

- Но в  чём же заключается главная причина речевой неудачи?

3. Они спорят по пустякам: защищая  своё право быть космонавтом, они не задумывались, каким должен быть космонавт.

Таким образом, друзья не определили о чем спорят, т.е  не поняли  предмет спора. И так случается довольно часто. Давайте не будем  уподобляться  этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ- один из основателей школы риторической грамоты ввёл для своих учеников специальные уроки, которые он назвал  уроками эристики, т.е уроками   «праведного», честного спора, который строился как диалог уважительный, доказательный.  Были определены и правила ведения такого диалога- спора.

Вот некоторые из них:

                        Правила эристики

1.Не спорь по пустякам,…. без  причины.

2.Помни всегда, о чем споришь,….о предмете спора.

3.Имей всегда в споре примеры и доказательства.

4. Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

 3 слайд:

 

 

 

 

 

Работа  с карточками.

-Выполним  несколько заданий , чтобы проверить свои умения грамотно вести диалог, если собеседники  высказывают спорные суждения.

Карточка1. Прочитай и выбери из предложенных те положения, которые не имеют основания для спора, в которых нет причины- предмета спора.

1.      Осенью часто идёт дождь.

2.      Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

3.      В морях вода имеет солёный вкус.

4.      Настоящая дружба всегда предполагает подчинение одного другому.

5.      Учения корень всегда горек.

( правильный ответ:  1;3)

- Объясните,  почему предмет спора в них отсутствует. Сделайте это грамотно. Обоснуйте своё мнение . используя обороты: мне кажется, на мой взгляд,  по моему мнению.      ( Ответы детей)

Карточка 2 . А теперь прочитайте те высказывания, которые имеют основания для спора и составьте монолог- рассуждение. Используя выражения: во-первых, потому что, во- вторых, потому что.

   ( ответы детей)

Все высказывания, которые  имеют противоположные суждения, содержат предмет спора. А неумение понять предмет спора является одной из причин ссоры. Чтобы избежать это, давайте ещё раз повторим 1-2 правило эристики.

Но не всегда спор проходит так гладко. Иногда в ситуации спора возникает « острые углы». Это происходит от того, что ребята не знают правил умелого спора.

Рассмотрим ситуацию, которая произошла на перемене.

   Разыгрывается  ситуация:

- Ты знаешь, какая у нас учительница! Очень хорошая. Лучше её на свете нет.

- Ещё чего! Вот наша Зоя Ивановна- это да!

- Неправда, наша лучше!

- Нет наша. Она так объяснит- самый глупый поймёт.

-Самый глупый- это ты?

-Сам ты глупый!

- Какое правило эристики не знали ребята?  (4). 

Прочитайте его:  Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

- Как можно было  избежать  ссоры? ( Не забывайте, чтобы избежать ссоры важно не сердито оспаривать и перебивать , а спокойно выслушать собеседника, а потом высказать своё мнение.-- - Обратимся   к литературным произведениям, которые помогут нам определить, в каких ещё случаях спор переходит в ссору.

   Перед вами на  слайде № 4  отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».  Прочитайте.

- Из-за чего возник спор у героев рассказа Носова? ( Мишка сломал телефон, сделал эл.звонок. А его друг обиделся- ведь деньги на телефон они собирали вместе и телефон был общий)

- Чем закончился спор? - Кто из ребят прав в этом споре?  Почему?

 – Сумел ли друг убедить Мишку в своей правоте?  ( нет, он не смог доказать Мишке, что тот не прав.)  Прочитайте слова убеждения друга. Попробуйте вы убедить Мишку ,что он не прав.

      Дети выполняют задание.

- Какое правило эристики пришло вам на помощь?  ( 3). 

  Прочитайте его  :  Имей всегда в споре примеры и доказательства.

Когда друг не прислушивается к мнению другого и делает все по своему, важно в нужный момент доказать, объяснить ему, что он не прав. Тогда вы избежите ссоры.

А теперь настала пора серьёзных испытаний. Жители сказочного города хотят проверить, как вы поведете себя в различных ситуациях и приготовили задания.

  Учитель раздает конверты с заданиями.

Задание 1. Разыграйте ситуацию так, чтобы  спор двух братьев был решен без ссоры.

В семье  два брата и один велосипед. Братьям хочется кататься на нем одновременно. Они не только ссорятся, но иногда даже решают, кому ехать первому, с помощью кулаков.

Задание 2. А сможете ли вы быть убедительными в шутливом споре? Попробуйте высказать предложения( лучше невероятные и трудновыполнимые),чтобы избежать ссоры.

Дети читают « Вредные советы Г. Остера и придумывают концовку.

- А теперь послушайте, что предлагает автор. Один из учеников читает наизусть.

Задание 3.  Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, внимательное выслушивание , спокойный тон, кулаки, крик, насмешка, улыбка.

Д: внимательное выслушивание, улыбка, спокойный  тон.

Заключительная часть.

Ребята, вы хорошо поработали. Город  Знатоков  умелого спора открывает перед вами свои ворота.

Добро пожаловать! Вы считаетесь почётными гостями этого города. Но проходя через ворота этого города , нужно произнести фразы , которые являются девизом жителей.

      Спор- не ссора,  бойся  ложного  задора!

В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот , кто думает!

Завершить  наш урок  хочется  песенкой  кота Леопольда, которая является музыкальной эмблемой наших речевых уроков.

Дети исполняют песню» Если добрый ты».

Урок окончен.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок чтения с курсом "Речьи культура общения"(3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

« Спорт - не ссора, бойся, ложного задора»

 

Познакомить с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора, учить уважительному отношению к себе, собеседнику, развивать навыки выразительного чтения.

В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот , кто думает!

 

Известный философ Сократ- один из основателей школы риторической грамоты ввёл для своих учеников специальные уроки, которые он назвал  уроками эристики, т.е уроками   «праведного», честного спора, который строился как диалог уважительный, доказательный.  Были определены и правила ведения такого диалога- спора.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 385
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кин Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кин Наталья Ивановна
    Кин Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12809
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 67 регионов