Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИнтегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе. Тема урока: Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе. Тема урока: Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Скачать материал

Интегрированный урок  русского языка и краеведения  в 3 классе.

Тема урока:  Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цели: Обучающие закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением, развивать умение распознавать безударный гласный в корне.

 Развивающие:  развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение работать в группе, умение аргументировать ответы, активизировать познавательную деятельность.  

Воспитательные: воспитывать чувство  гордости и уважения к истории   малой Родины, воспитывать уважение к воинам Советской  Армии и  чувства    патриотического долга.

Тип урока: закрепление.

Метод урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.

                                          Ход урока:

1. Организационный блок. Учащиеся разделяются на группы. На столе у каждой группы – кейс (папка) с материалами и с заданиями.  Количество распечаток в папке совпадает с количеством участников группы.

2. Мотивационный блок.

 Есть имена и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
                                  А. Твардовский
 
Ребята, как вы думаете, чему посвящено стихотворение А. Твардовского?

Варианты ответов: это стихотворение посвящено памяти, в истории есть такие даты, имена, которые потомки будут помнить вечно.      

      Каждое время рождает своих героев.  Ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота.

Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”.

       А вдалеке у них оставалась Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не успели - жизнь-то только начиналась.

      Война… явление жестокое, страшное. Пока на земле существует злоба и ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей. Россиянам свойственна любовь к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свое Отечество.

      Нашим землякам, как и многим другим в свое время пришлось участвовать в вооруженных конфликтах мирного времени. Это – советско-китайский пограничный конфликт, афганская война

3.Чистописание.

1 строка.  Буквы х и ж.

 -Какие сходные элементы вы у них видите?

2 строка. Прочитайте слова, записанные на экране. Что в них пропущено?

На экране: хр_брец, вр_жда, прибл_жаться.

-Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать?

Проверьте безударные гласные, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Подберите синоним к слову «храбрость».

3 строка. Прочитайте поговорку, написанную на экране.

На экране: Храброму смерть не страшна.

- Когда так говорят?

4. Словарная работа.

амените мои предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.

Человек, который выиграл сражение (Победитель)

Антоним слова мир (Война)

Награды за боевые заслуги во время войны (Ордена и медали)

Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости (Герой)

Синоним слова воин (Солдат)

Старый, опытный воин, участник прошедшей войны (Ветеран) Приветствие в торжественных случаях, отдание почестей ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами (Салют)

- Какие слова вы записали, что их объединяет?

- На какие две группы их можно поделить эти слова?

- Посмотрите на экран, проверьте правильность вашей работы.

На экране: победитель, война, герой, ордена, солдат, ветеран.

5. Самостоятельная работа .

Учитель рассказывает и показывает на экране памятники, установленные в городе Аксае в память о воинах Великой Отечественной войны и воинам Афганцам. На фронт в годы Великой Отечественной войны ушло 4608 бурлинцев, из них 1824 не вернулись с поля боя. Более 1600 участников войны награждены орденами и медалями. Героями Советского Союза стали Ф.Г. Волков. Д.И. Панфилов. В.Ф. Тарасенко. Г.Г. Шевцов. Н.В. Черненко, полным кавалером орденов Славы – А. Л. Ковалев. Впоследствии,  их именами названы школы и улицы, им установлены памятники, посвящены рассказы, очерки, стихи.

В афганской войне принимали участие представители прак­тически всех народов, населявших Советский Союз. Воевали там и воины-казахстанцы, геройски сражались в горах Афганис­тана, выполняя свой воинский долг и Присягу, воины Бурлинского района, много земляков стали инвали­дами, а 4 человека погибли.

 

     

 Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор?

Задание в карточке: вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

 

Не напрасно во..ны с..деют,

Не напрасно их ряды р…деют.

Подвиги в легендах не ст..реют,

И не меркнут в памяти людской.

 

Годы б..евые  прол…тают,

И сл..ды на сердце выж..дают,

На груди м..далями св..ркают,

Отражая трудный путь былой.

6.Работа в группах. Работа с дополнительным материалом. После изучения материала в группах, ученики сообщают материал другим группам.

1 группа знакомится с материалом о Герое Советского Союза Тихоненко

2 группа знакомится с материалом о полном кавалере орденов Славы – А. Л. Ковалеве.

3 группа знакомится с материалом о Сергее Петровиче Алексееве

Пришел срок службы в армии Сергею Алексееву. Перед армией купил Сергей сестрёнке на шестнадцатилетие  часы,  она давно о таких мечтала. Тепло попрощался с мамой Зоей Григорьевной,  отцом Петром Павловичем с братьями и сёстрами, многочисленными родственниками и друзьями.

 Служить ему пришлось на юге Казахстана, в посёлке Гвардейский. Пройдя необходимое обучение, Сергей освоил новые типы военных машин  приобрёл навыки огневой и тактической подготовки. А дальше был приказ: «Перейти границу для оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу»« Дружественный народ» некоторое  время присматривался к пришельцам, а затем ясно дал понять с помощью буров и гранатомётов, что он думает об этой самой помощи.  Да, им нужны были хлеб и керосин, стройматериалы и медикаменты, Но вряд они нуждались в военной технике и чужих солдатах. Свои внутренние проблемы они должны были решать сами. Это очень скоро поняли те , кто был здесь, в Афганистане за отрогами Гендукуша, но это долго не могли понять те, кто сидел в Москве за высокими стенами Кремля.

Сергей Алексеев честно делал своё дело- возил воинские грузы, попадал под обстрелы, воевал и тосковал по родным, по дому, завидовал их мирной жизни. «Какие вы счастливые, у вас, можно сказать, каждый день праздник,

которого нет желаннее, с праздником Победы. Он благодарил отца- фронтовика за то , что тот подарил нам этот праздник, этот день. Ведь война – это самое страшное , что есть на Земле.

    Душманские пули прожгли лобовое стекло Сергея Алексеев 21 ноября 1980 года, Он погиб на боевом посту, не опозорил имя своего отца-фронтовика, до последнего дыхания был верен Присяге и воинскому долгу… .А ему оставалось совсем немного до демобилизации. Он уже писал матери ликующие письма, что скоро будет дома , что он счастливчик, отслужил и остался жив.

  Оставил Сергей любимым родителям тяжелый груз памяти. Эта память- ожоги сердца, боль от утрат. Сергей Алексеев награжден орденом Красной звезды посмертно.  Именем Сергея Алексеева названа улица, на которой жили его родители. В школе №1, где учился Сергей, оформлен уголок  память, на здании школы установлена мемориальная доска с его именем.

4группа знакомится с материалом о Леониде Тимофеевиче Куриленко

Куриленко Леонид Васильевич родился в 1960 году в селе Приуральном Бурлинского района. Окончив восемь классов, поступил в ПТУ№40 в г.Энгельсе Саратовской области по специальности «химик-аппаратчик».»Леонид был очень общителен, имел много друзей.  В 1979 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Его пришли провожать все друзья, одноклассники»- вспоминает мать Леонида Майя Михайловна. На фотографиях в альбоме Леонид везде стоит плечом к плечу с друзьями.

 Л.В.Куриленко первые дни службы провел в Тоцке, потом был направлен в Афганистан. Служил в мотострелковом полку снайпером и в одном из боёв был ранен. «В госпитале в г, Кабуле его оперировали, потом из-за глубоких ран его  перевели в Ташкент, где мы его навестили с женой.С Лёней мы были девять дней. Он разговаривал с нами. Сожалел, что не сможет подняться и отомстить за смерть друзей. Умер он у нас на глазах – и я держал его за руку и почувствовал, как она стала остывать» 5 сентября 1980года он умер в госпитале», - рассказывает его отец Василий Тимофеевич.

Леонид Васильевич похоронен в селе Приуральном Бурлинсого района. Посмертно награжден медалью «За отвагу».

Из воспоминаний Валерия, однополчанина Леонида Куриленко, опубликованном на сайте ветеранов 181 мотострелкового олка: «Леня был добрейшей души человек. Очень ответственным. Служил пулемётчиком в 4 мотострелковой роте 2 мотострелкового батальона. Был ранен у деревни Ауласт, где рота напоролась на засаду. Погибли лейтенант Драчёв, старшина Харченко. Погибли 10 человек, 14 были ранены. В вертолете скончался Толя Карпухин, а Леня умер в госпитале. Умирал рядовой Куриленко стойко, как подобает воину. До самой кончины он был в памяти и отец с матерью не отходили от него.» Память жива .. И она будет жить пока есть люди , которые помнят.

7.Творческая работа. Написать эссе на тему «Прав ли наш земляк Виктор Генгенребер , сказав в своем стихотворении, что для потомков надо увековечивать монументы» Предварительно дети знакомятся со стихотворением  В.Генгенредера.

 

 Афган и Чернобыль

Сделал вас братьями,

А нас - семьею одной.

Оказались вы крепче

Стали булатной,

Пройдя этот рубеж огневой.
События эти-

Уже история

Нашей  новой страны.

И пусть Чернобыль

На другой территории,

Народы делить не должны.

Не терпит история

Своего наклонения,

Поэтому мы здесь собрались.

Отдавая вам дань

Своего уважения,

В согласии жить поклялись.

Ради памяти нашей

О тех событиях

Пришли в настоящий момент

Для потомков открыть

И увековечить

Воздвигнутый вам монумент.

 Дети с низкой мотивацией работают со стихотворением земляка

Е Чумака «Седина»

Задание: Найти  слова с безударными гласными , которые можно  проверить ударением. К этим словам подобрать проверочные слова.

Седина.

Началась в 41 –ом война.

Всколыхнулась вся наша страна.

Поползла по земле , как волна.

Седина ж ты моя , седина.

Мы друзей провожали тогда,

Не забыть нам вовек никогда,

Сколько слез мы пролили тогда.

Седина ж ты моя , седина.

Похоронки шли с разных концов,

Потеряли мы братьев, отцов.

И пошла по земле как волна,

Седина ж ты моя , седина.

Уходил на войну молодым, а с войны возвратился седым.

В дом вошел, не узнала жена.

Голова моя вся в сединах.

8.  Стратегия  Диаграмма Венна.

Составить диаграмму  Венна к словам война и жизнь, используя слова с безударными гласными проверяемые ударением.

9. Рефлексия.

Стратегия  Пятистишие на тему « Память»

10.  Самооценивание и  оценивание  работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе. Тема урока: Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «Никто не забыт, ничто не забыто»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целью данного урока является закрепление  знаний о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением, развитие  умения распознавать безударный гласный в корне.

 

 Задания данного урока  развивают навык самостоятельной работы с текстом, умение работать в группе, умение аргументировать ответы, активизировать познавательную деятельность, воспитывают  чувство  гордости и уважения к истории   малой  Родины,  уважение к воинам Советской  Армии и  чувства    патриотического долга.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 279
    • DOCX 2.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Просвирова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Просвирова Татьяна Николаевна
    Просвирова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69531
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе