Интегрированный урок русского языка и
краеведения в 3 классе.
Тема урока: Упражнения в написании слов с безударными
гласными в корне. «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цели: Обучающие закрепить знания о
правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых
ударением, развивать умение распознавать безударный гласный в корне.
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение работать в группе,
умение аргументировать ответы, активизировать
познавательную деятельность.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости и уважения к истории малой Родины, воспитывать
уважение к воинам Советской Армии и чувства патриотического долга.
Тип урока: закрепление.
Метод урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Организационный блок. Учащиеся разделяются на группы. На столе у каждой
группы – кейс (папка) с материалами и с заданиями. Количество распечаток в
папке совпадает с количеством участников группы.
2. Мотивационный блок.
Есть имена и есть
такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Твардовский
Ребята, как вы думаете, чему посвящено стихотворение А. Твардовского?
Варианты ответов: это
стихотворение посвящено памяти, в истории есть такие даты, имена, которые
потомки будут помнить вечно.
Каждое время
рождает своих героев. Ратный подвиг во все времена стоял на высоком
нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина,
патриота.
Так уж повелось у
русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским
народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”.
А вдалеке у
них оставалась Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не
успели - жизнь-то только начиналась.
Война… явление
жестокое, страшное. Пока на земле существует злоба и ненависть, будут
существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей.
Россиянам свойственна любовь к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон
веков проявляется в их готовности защищать свое Отечество.
Нашим землякам, как и многим другим в свое время
пришлось участвовать в вооруженных конфликтах мирного времени. Это –
советско-китайский пограничный конфликт, афганская война
3.Чистописание.
1 строка. Буквы х и ж.
-Какие сходные элементы вы у них видите?
2 строка. Прочитайте слова, записанные на экране. Что в них
пропущено?
На экране: хр_брец, вр_жда, прибл_жаться.
-Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо
сделать?
Проверьте
безударные гласные, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните
орфограмму.
Подберите синоним к слову «храбрость».
3 строка. Прочитайте поговорку, написанную на экране.
На экране: Храброму смерть не страшна.
- Когда так говорят?
4. Словарная работа.
-Замените мои предложения одним словом. Запишите эти слова,
обозначьте в них орфограмму.
Человек, который выиграл сражение (Победитель)
Антоним слова мир (Война)
Награды за боевые заслуги во время войны (Ордена и медали)
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости
(Герой)
Синоним слова воин (Солдат)
Старый,
опытный воин, участник прошедшей войны (Ветеран) Приветствие в торжественных случаях, отдание почестей
ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами (Салют)
- Какие слова вы записали, что их объединяет?
- На какие две группы их можно поделить эти слова?
- Посмотрите на экран, проверьте правильность вашей работы.
На экране: победитель, война, герой, ордена,
солдат, ветеран.
5. Самостоятельная работа .
Учитель
рассказывает и показывает на экране памятники, установленные в городе Аксае в
память о воинах Великой Отечественной войны и воинам Афганцам. На фронт в годы Великой Отечественной войны
ушло 4608 бурлинцев, из них 1824 не вернулись с поля боя. Более 1600 участников
войны награждены орденами и медалями. Героями Советского Союза стали Ф.Г.
Волков. Д.И. Панфилов. В.Ф. Тарасенко. Г.Г. Шевцов. Н.В. Черненко, полным
кавалером орденов Славы – А. Л. Ковалев. Впоследствии, их именами названы
школы и улицы, им установлены памятники, посвящены рассказы, очерки, стихи.
В афганской войне принимали
участие представители практически всех народов, населявших Советский Союз.
Воевали там и воины-казахстанцы, геройски сражались в горах Афганистана,
выполняя свой воинский долг и Присягу, воины Бурлинского района, много земляков
стали инвалидами, а 4 человека погибли.
Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор?
Задание
в карточке: вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть
орфограмму.
Не напрасно во..ны
с..деют,
Не напрасно их ряды
р…деют.
Подвиги в легендах не
ст..реют,
И не меркнут в памяти
людской.
Годы б..евые прол…тают,
И сл..ды на сердце
выж..дают,
На груди м..далями
св..ркают,
Отражая трудный путь
былой.
6.Работа в группах. Работа с дополнительным
материалом. После изучения материала в группах, ученики сообщают материал
другим группам.
1 группа знакомится с материалом о Герое
Советского Союза Тихоненко
2 группа знакомится с материалом о полном
кавалере орденов Славы – А. Л. Ковалеве.
3 группа знакомится с материалом о Сергее Петровиче
Алексееве
Пришел срок службы в армии Сергею Алексееву.
Перед армией купил Сергей сестрёнке на шестнадцатилетие часы, она давно о
таких мечтала. Тепло попрощался с мамой Зоей Григорьевной, отцом Петром
Павловичем с братьями и сёстрами, многочисленными родственниками и друзьями.
Служить ему пришлось на юге Казахстана, в
посёлке Гвардейский. Пройдя необходимое обучение, Сергей освоил новые типы
военных машин приобрёл навыки огневой и тактической подготовки. А дальше был
приказ: «Перейти границу для оказания интернациональной помощи дружественному
афганскому народу»« Дружественный народ» некоторое время присматривался к
пришельцам, а затем ясно дал понять с помощью буров и гранатомётов, что он
думает об этой самой помощи. Да, им нужны были хлеб и керосин, стройматериалы
и медикаменты, Но вряд они нуждались в военной технике и чужих солдатах. Свои
внутренние проблемы они должны были решать сами. Это очень скоро поняли те ,
кто был здесь, в Афганистане за отрогами Гендукуша, но это долго не могли понять
те, кто сидел в Москве за высокими стенами Кремля.
Сергей Алексеев честно делал своё дело- возил
воинские грузы, попадал под обстрелы, воевал и тосковал по родным, по дому,
завидовал их мирной жизни. «Какие вы счастливые, у вас, можно сказать, каждый
день праздник,
которого нет желаннее, с праздником Победы. Он
благодарил отца- фронтовика за то , что тот подарил нам этот праздник, этот
день. Ведь война – это самое страшное , что есть на Земле.
Душманские пули прожгли лобовое стекло
Сергея Алексеев 21 ноября 1980 года, Он погиб на боевом посту, не опозорил имя
своего отца-фронтовика, до последнего дыхания был верен Присяге и воинскому
долгу… .А ему оставалось совсем немного до демобилизации. Он уже писал матери
ликующие письма, что скоро будет дома , что он счастливчик, отслужил и остался
жив.
Оставил Сергей любимым родителям тяжелый
груз памяти. Эта память- ожоги сердца, боль от утрат. Сергей Алексеев награжден
орденом Красной звезды посмертно. Именем Сергея Алексеева названа улица, на
которой жили его родители. В школе №1, где учился Сергей, оформлен уголок
память, на здании школы установлена мемориальная доска с его именем.
4группа знакомится с материалом о Леониде
Тимофеевиче Куриленко
Куриленко Леонид Васильевич родился в 1960 году в селе Приуральном
Бурлинского района. Окончив восемь классов, поступил в ПТУ№40 в г.Энгельсе
Саратовской области по специальности «химик-аппаратчик».»Леонид был очень
общителен, имел много друзей. В 1979 году был призван в ряды Вооруженных Сил
СССР. Его пришли провожать все друзья, одноклассники»- вспоминает мать Леонида
Майя Михайловна. На фотографиях в альбоме Леонид везде стоит плечом к плечу с
друзьями.
Л.В.Куриленко первые дни службы провел в
Тоцке, потом был направлен в Афганистан. Служил в мотострелковом полку
снайпером и в одном из боёв был ранен. «В госпитале в г, Кабуле его
оперировали, потом из-за глубоких ран его перевели в Ташкент, где мы
его навестили с женой.С Лёней мы были девять дней. Он разговаривал с нами.
Сожалел, что не сможет подняться и отомстить за смерть друзей. Умер он у нас на
глазах – и я держал его за руку и почувствовал, как она стала остывать» 5
сентября 1980года он умер в госпитале», - рассказывает его отец Василий
Тимофеевич.
Леонид Васильевич похоронен в селе Приуральном
Бурлинсого района. Посмертно награжден медалью «За отвагу».
Из воспоминаний Валерия, однополчанина Леонида
Куриленко, опубликованном на сайте ветеранов 181 мотострелкового олка: «Леня
был добрейшей души человек. Очень ответственным. Служил пулемётчиком в 4
мотострелковой роте 2 мотострелкового батальона. Был ранен у деревни Ауласт,
где рота напоролась на засаду. Погибли лейтенант Драчёв, старшина Харченко.
Погибли 10 человек, 14 были ранены. В вертолете скончался Толя Карпухин, а Леня
умер в госпитале. Умирал рядовой Куриленко стойко, как подобает воину. До самой
кончины он был в памяти и отец с матерью не отходили от него.» Память жива .. И
она будет жить пока есть люди , которые помнят.
7.Творческая
работа. Написать эссе на тему «Прав
ли наш земляк Виктор Генгенребер , сказав в своем стихотворении, что для
потомков надо увековечивать монументы» Предварительно дети знакомятся со
стихотворением В.Генгенредера.
Афган и Чернобыль
Сделал вас братьями,
А нас - семьею одной.
Оказались вы крепче
Стали булатной,
Пройдя этот рубеж
огневой.
События эти-
Уже история
Нашей новой страны.
И пусть Чернобыль
На другой территории,
Народы делить не
должны.
Не терпит история
Своего наклонения,
Поэтому мы здесь
собрались.
Отдавая вам дань
Своего уважения,
В согласии жить
поклялись.
Ради памяти нашей
О тех событиях
Пришли в настоящий
момент
Для потомков открыть
И увековечить
Воздвигнутый вам
монумент.
Дети с низкой
мотивацией работают со стихотворением земляка
Е Чумака «Седина»
Задание: Найти слова с безударными гласными , которые
можно проверить ударением. К этим словам подобрать проверочные слова.
Седина.
Началась в 41 –ом
война.
Всколыхнулась вся
наша страна.
Поползла по земле ,
как волна.
Седина ж ты моя ,
седина.
Мы друзей провожали
тогда,
Не забыть нам вовек
никогда,
Сколько слез мы
пролили тогда.
Седина ж ты моя ,
седина.
Похоронки шли с
разных концов,
Потеряли мы братьев,
отцов.
И пошла по земле как
волна,
Седина ж ты моя ,
седина.
Уходил на войну
молодым, а с войны возвратился седым.
В дом вошел, не
узнала жена.
Голова моя вся в
сединах.
8. Стратегия
Диаграмма Венна.
Составить диаграмму
Венна к словам война и жизнь, используя слова с безударными гласными
проверяемые ударением.
9. Рефлексия.
Стратегия Пятистишие
на тему « Память»
10. Самооценивание
и оценивание работы в группах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.