·
Методическая разработка
Интегрированный
спецкурс «С русским словом можно творить чудеса!» для 1-4 классов начальной
школы как авторская модель речетворческой педагогики и основа реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС НОО второго
поколения
Методическая
разработка отражает основные идеи: 1) инновационная модель обучения в ОУ
начального общего образования; 2) методическое сопровождение обучения младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения и НОИ «Наша новая
школа»; 3) повышение профессиональной квалификации педагогов и др.
·
Пояснительная записка (комментарии)
Новый интегрированный
спецкурс «С русским словом можно творить чудеса!» для младших школьников интегрирует
знания базовых учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», психологии, этики и эстетики, техники речи, культуры речи, стилистики
текста и предназначен для формирования последовательных, пошаговых
лингвистических умений и навыков, речетворческих действий маленького ученика по
принципу «ОТ БУКВЫ к АВТОРСКОМУ ТЕКСТУ: ЧИТАЮ – ОТГАДЫВАЮ – СОБИРАЮ -
КОНСТРУИРУЮ – ЗАПИСЫВАЮ – РИСУЮ – ИГРАЮ - ФАНТАЗИРУЮ – РАЗМЫШЛЯЮ».
Основная
цель спецкурса - реализация ФГОС второго поколения в начальной
школе (урочная и внеурочная деятельность) средствами речетворческой педагогики:
1) достижение планируемых личностных и предметных результатов обучающихся; 2)
требования программы духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников; 3) требования программы формирования универсальных учебных действий
(УУД) для начального общего образования; 4) требования системно-деятельностного
подхода к учебно-воспитательному процессу; 5) проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов для учащихся начальных классов.
Спецкурс
речетворческой направленности реализует следующие задачи: 1)
прививает интерес к учебному предмету; 2) углубляет содержание базовых учебных
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение»; 3) развивает все виды речевой
деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); 4) интегрирует предметы
гуманитарного цикла; 5) совершенствует важнейшие практические умения и навыки,
обучает универсальным учебным действиям; 6) удовлетворяет познавательные
интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности; 7) формирует
детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом,
предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших
школьников; 8) формирует умения и навыки словотворческой исследовательско-проектной
деятельности обучающихся через освоение основных понятий духовно-нравственной
культуры.
Как правило, в
современной начальной школе России процесс развития речи учащихся идет по
строго выработанному плану для всего класса: урок развития речи, сочинение
(повествование, описание, рассуждение), изложение. Между тем современным
ученикам начальных классов нужна целостная система организации речетворческой
деятельности на уроке и вне учебного занятия. По нашему мнению, такую систему
организации творческой деятельности можно реализовать с помощью разработки
специальных курсов серии «Мастерская»: «Мастерская речевого творчества»,
«Мастерская постановки голоса и выразительного чтения», «Конструктор развития
речи» и т.п.
Актуальность и новизна
подходов объясняются: 1)первостепенным вниманием к проблемам культуры речи и
общения, развития речи и речевого творчества, обучения выразительному чтению
учащихся школ РФ; 2) отсутствием единой концепции спецкурсов «Развитие речи» и
«Выразительное чтение» в рамках содержания базовых предметов «Русский язык» и
«Литературное чтение»; 3) отсутствием учебных пособий по речетворчеству
практической направленности для ученика всех ступеней образования и «пошаговой»
методики для учителя.
Концептуальной
основой речетворческого курса являются две ведущие идеи: понимание главной
цели обучения русскому языку для обеспечения единства языкового,
речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического,
культурологического развития учащихся начальной школы, центральная роль языка и
взаимодействие ребенка с окружающим миром. Цель - разностороннее развитие
личности. Задачи: формирование образа мира средствами развития
устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры,
развитие творчества и интереса к познанию, формирование здорового и безопасного
образа жизни, приобщение к семейным ценностям. Ключевые понятия предметного
содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Занятия
в мастерской речетворчества не ставят своей задачей «накачать», «напичкать»,
«нагрузить» ученика знаниями для более быстрого оперирования
абстрактно-логическими понятиями. Предлагается такая модель формирования
универсальных учебных действий, которая позволит ребенку не утратить ход
естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для
развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на
творческую деятельность ученика развивает в нем уверенность в собственных
силах, подчеркивает личностную значимость, создает ситуацию успеха и
удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не
технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, хотение, ценности
и цели, желание сказать себе: «Сегодня сделаю лучше, чем вчера, а завтра лучше,
чем сегодня!»
Предлагаемая модель
спецкурса сопровождается серией учебных пособий «Конструктор развития речи.
Проектная технология с использованием
пошаговых лингвистических действий ученика. Рабочие тетради для учащихся 1-4
классов. Их структура и содержание выстроены
таким образом, что, общаясь с учебной книгой, ребёнок последовательно, шаг за
шагом продолжит открывать законы языка и речи, развивать способности к анализу,
сравнению, классификации, обобщению.
Новые
учебные пособия развивают в ребёнке языковое чутьё, речевую интуицию,
речевое творчество, смысловую догадку, аналитические навыки, мышление,
способность к выполнению последовательных, алгоритмических действий,
индивидуальность; психические процессы, «отвечающие» за все виды речевой
деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.
Проблемные
задания помогут ученику задумываться над поставленными вопросами, решать задачи
в игровой форме, отгадывать лингвистические загадки, фантазировать и сочинять,
включаться в процесс речетворческой деятельности, активно воспринимать стихи и
прозаические тексты, содержание которых послужат уроками доброты, дружбы и
миролюбия.
В целом задания
имеют пропедевтический характер и готовят ученика к дальнейшему изучению норм и
правил устной и письменной речи. Материалы тетрадей включают систему
развивающих упражнений, творческих заданий, игр для обучения последовательной и
комплексной работе со словом, предложением, текстом; обеспечивают
общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников,
формирует важнейшую ключевую компетенцию «умение учиться» и предназначено для
индивидуальной и коллективной работы в школе и для домашних занятий родителей с
детьми.
Учебные книги нового типа предоставляют возможность
·
УЧИТЕЛЮ:
·
организовать процесс обучения в режиме
речевого творческого развития;
·
усилить воспитательный потенциал
предметного материала;
·
решать задачи интеллектуального,
нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников;
·
применять для коллективной и
индивидуальной работы в классе и дома, на уроке и вне урока, самостоятельно и
со взрослыми, для устной и письменной работы, как обычное тренировочное
упражнение или как форму промежуточного итогового контроля;
·
отбирать и адаптировать материалы с учётом
типа школы (общеобразовательная, лицей, гимназия, гуманитарная) и уровня
подготовленности учащихся;
·
«оживить», «очеловечить» теорию и практику
учебного предмета;
·
осуществлять принцип преемственности и дифференцированный
подход в обучении;
·
учить универсальным учебным действиям
(УУД);
·
обучать детей в соответствии с
требованиями к результатам начального общего образования в Стандарте общего
образования второго поколения;
·
использовать в качестве школьного компонента
(КОУ: компонента образовательного учреждения)
·
УЧЕНИКУ:
·
участвовать в творческой деятельности;
·
привить интерес к русскому языку, книге,
чтению;
·
учиться чувствовать вкус слова;
·
формировать культуру поведения и речевого
общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
·
накапливать опыт общения и творческого
взаимодействия;
·
получать удовольствие от процесса речевого
самовыражения;
·
развивать гибкость и самостоятельность
мышления;
·
учиться делать выводы и обобщения;
·
учится планировать свои действия;
·
приобретать знания на разных уровнях:
предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом,
абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
·
приобщается к исследовательской и
проектной деятельности;
·
рефлексировать.
·
РОДИТЕЛЯМ:
·
быть активными участниками
творческого содружества семьи и школы;
·
применять интегрированную методику
индивидуальной работы в домашних условиях;
·
влиять на личностное развитие ребёнка;
·
стимулировать стремление ребёнка к
речевому творчеству вне школы;
·
определять уровень успешности обучения
ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
Количество и качество
творческих упражнений и заданий в рабочих тетрадях обеспечивают практическую
целесообразность и направлены на создание условий для формирования умений
текстообразования. Ребенок «втягивается» в образный и предметный мир, проявляет
себя автором идеи, вопроса, диалога, шутки, интонации, жеста, элемента
драматизации.
Мы не ставили целью
«привязать» тетради к конкретной программе или учебнику. Материалы не носят
строгой регламентации: их можно использовать в качестве основного или дополнительного
учебного пособия к любому из действующих УМК для начальной школы, в классе и
дома, на уроке и вне урока, самостоятельно и со взрослыми, для устной и
письменной работы, как обычное тренировочное упражнение или как форму
промежуточного и итогового контроля. Не обязательно делать все подряд. Ученик
может и должен выбирать творческие задания по своему усмотрению. Главное –
получать удовольствие и пользу от выполненного.
Учителю
предоставляется творческая свобода: возможность самому выбрать то, что он
считает наиболее полезным и важным в соответствии с обучающими, развивающими и
воспитательными целями, с учётом общего развития и уровня подготовки учащихся.
Многие задания по
лексике носят пропедевтический характер и подготовят младшего школьника к
комплексному изучению лексикологии в 5-6 классах средней школы.
Ведущий принцип практической деятельности школьников в
работе с названными учебными пособиями можно сформулировать следующим образом»:
«Тебе СКАЖУТ – ты ЗАБУДЕШЬ, тебе ПОКАЖУТ – ты ЗАПОМНИШЬ, ты СДЕЛАЕШЬ – ты
ПОЙМЕШЬ».
·
Ключевые положения содержания тем
Содержание
рабочих тетрадей «С русским словом можно творить чудеса»!
|
Планирование
– количество часов для изучения
|
·
1 класс
|
·
Всего: 22 часа
|
1. Из
букв сконструируй слова!
|
№1-№8, 3 часа
|
2. По
лексическому значению угадай слово, запиши и нарисуй его!
|
№9-№14, 3 часа
|
3. Учись
подбирать к словам рифмы!
|
№15-№20, 3 часа
|
4. Думай,
играй, о любимом слове размышляй!
|
№21-№32, 3 часа
|
5. Собирай
из букв слова, предложения, текст!
|
№33-№46, 4 часа
|
6. Учись
читать, чтоб больше знать!
|
№47-№64, 4 часа
|
7. Подведи
итоги!
|
№65-№70, 2 часа
|
·
2 класс
|
·
Всего: 24 часа
|
1. По
лексическому значению угадай слово, запиши и нарисуй его!
|
№1-№5, 2часа
|
2. Подбирай
к словам рифмы!
|
№6-№10, 2 часа
|
3. Собирай
из букв слова, предложения, текст!
|
№11-№32, 5 часов
|
4. Учись
подбирать к словам ассоциации!
|
№33-№48, 4 часа
|
5. Учись
исправлять ошибки в словах!
|
№49-№62, 4 часа
|
6. Учись
рассуждать о тексте!
|
№63-№82, 5 часов
|
7. Подведи
итоги!
|
№83-№88, 2 часа
|
·
3 класс
|
·
Всего: 24 часа
|
1. Учись
конструировать биографию одного слова!
|
№1-№3, 2 часа
|
2. Учись
собирать из букв слова, предложения, текст!
|
№3-№11, 3 часа
|
3. Учись
«притягивать» к слову другие слова!
|
№12-№23, 4 часа
|
4. Учись
исправлять опечатки и орфографические ошибки!
|
№24-№39, 3 часа
|
5. Учись
конструировать предложения и тексты на одну букву!
|
№40-№68, 5 часов
|
6. Учись
читать, анализировать и конструировать сказки!
|
№69-88, 6 часов
|
7. Подведи
итоги!
|
№89-№92, 1 час
|
·
4 класс
|
·
Всего: 26 часов
|
1. По лексическому
значению угадай слово, запиши его и нарисуй!
|
№1-№2, 1 час
|
2. Подбирай к словам рифмы
|
№3, 1 час
|
3. Учись собирать из букв слова,
предложения, текст!
|
№4-№20, 4 часа
|
4. Учись «притягивать» к слову другие
слова!
|
№21-№33, 4 часа
|
5. Учись в «Школе маленького
журналиста»!
|
№34-№44, 4 часа
|
6. Учись конструировать
речь с синонимами, антонимами, омонимами!
|
№45-№58, 3 часа
|
7. Учись читать, анализировать и
конструировать притчи!
|
№59-№76, 4 часа
|
8. Учись конструировать речь с
использованием пословиц и поговорок!
|
№77-№88, 3 часа
|
9.Подведи итоги!
|
№89-№96, 2 часа
|
·
Задания – универсальные учебные действия
ученика
1.«Прочитай…»
|
2.«Понаблюдай…»
|
3.«Поставь…»
|
4.«Проверь…»
|
5.«Подбери…»
|
6.«Перескажи…»
|
7.«Подчеркни…»
|
8.«Произнеси…»
|
9.«Произведи…»
|
10.«Помоги…»
|
11.«Поразмышляй…»
|
12.«Поделись…»
|
13.«Пофантазируй…»
|
14.«Выбери…»
|
15.«Выучи…»
|
16.«Выдели…»
|
17.«Объясни…»
|
18.«Ответь…»
|
19.«Обведи…»
|
20.«Отметь…»
|
21.«Определи…»
|
22.«Озаглавь…»
|
23.«Запиши…»
|
24.«Добавь…»
|
25.«Исполни…»
|
26.«Научи…»
|
27.«Обратись…»
|
28.«Посоветуй…»
|
29.«Придумай…»
|
30.«Поиграй…»
|
31.«Инсценируй…»
|
32.«Разыграй…»
|
33.«Сверь…»
|
34.«Сформулируй…»
|
35.«Сделай
вывод…»
|
36.«Сократи…»
|
37.«Измени…»
|
38.«Ответь…»
|
39.«Обозначь…»
|
40.«Соедини…»
|
41.
«Раздели…»
|
42.
«Размести…»
|
43.
«Расставь»
|
44.«Найди…»
|
45.
«Рассмотри…»
|
46.
«Проверь…»
|
47.
«Оцени…»
|
|
·
Соавторы учебного пособия и их
функции
Вымышленные
герои (профессор Любомудров, его ученики и помощники Маша и Саша) – главные
персонажи учебных книг – рабочих тетрадей, носители и проводники авторской
методической концепции. Для маленьких учеников друзья – сверстники являются
хорошим образцом для подражания: дети умеют дружить, стараются соблюдать
культуру общения, стремятся к знаниям, обучаются правилам выразительного
чтения, прислушиваются к советам старших, делают доброе и полезное для
окружающих. Маша и Саша – пример для подражания; тот уровень, на который учитель
должен ориентировать своих учеников. На примере Маши и Саши младшие школьники
развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность
к сотрудничеству и дружбе; умения слышать и слушать партнера, уважать
свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и
сотрудничества; умения планировать и реализовывать совместную
деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; умения
разрешать конфликты на основе договоренности; способности к эмпатии и
сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития
стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; любознательность,
инициативу в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и
находить ответы.
Повествование
– изложение учебного материала органично сочетается с поучительными разговорами - диалогами Маши и Саши, уместно
прерываемые профессором Любомудровым для выводов и обобщений, а также с целью
одобрения или неодобрения действий своих учеников.
Выполняя
творческие задания, маленький ученик выступает в разнообразных и неожиданных
для себя ролевых позициях. Проиллюстрируем это положение с помощью таблицы.
·
Ролевые позиции ученика
1.«Читатель»
|
2.«Рассказчик»
|
3.«Слушатель»
|
4.«Писатель»
|
5.«Конструктор»
|
6.«Интервьюер»
|
7.«Журналист»
|
8.«Сочинитель»
|
9.«Расшифровщик»
|
10.«Рецензент»
|
11.«Исследователь»
|
12.«Проектировщик»
|
13.«Языковед»
|
14.«Литературовед»
|
15.«Импровизатор»
|
16.«Актер»
|
17.«Фантазер»
|
18.«Путешественник»
|
19.«Конкурсант»
|
20. «Корректор»
|
·
Практическая методика «Как
почувствовать вкус слова?»
·
Пример сценария проектного задания «Думай,
играй, о любимом слове размышляй!» из рабочей тетради для 1 класса
Профессор Любомудров: Маша
и Саша придумали для тебя забавную и необычную игру «Любимое слово». Пусть эта
интересная игра доставит тебе удовольствие и многому хорошему научит. Старайся
выполнить все указания Маши и Саши. Успешного тебе старта и финиша! Удачи в
твоих действиях.
Действие
1.
Маша:
Пожалуйста, из всех своих любимых слов - предметов
(КТО? или ЧТО?) выбери самое любимое, то есть самое дорогое и близкое твоему
сердцу… Подумай и назови это любимое слово, которое обозначает предмет. Впиши в
рамку любимое слово крупными, отчётливыми буквами.
Спасибо.
Действие 2.
Саша:
Пожалуйста, нарисуй своё любимое слово.
Спасибо.
Действие
3.
Маша:
Коротко расскажи о своём слове. Почему именно это
слово для тебя является любимым?
Действие
4.
Саша:
Пригласи, пожалуйста, любимое слово в свой сказочный
домик, в гости. Впиши название слова в большое окошечко.
Спасибо.
Действие
5.
Маша:
О чём ты хочешь попросить своё любимое слово? Запиши
свою просьбу.
Спасибо.
Действие
6.
Саша:
Поговори с любимым словом. О чём ты хочешь спросить
любимое слово? Задай любимому слову 3 (три) вопроса. Запиши свои вопросы.
Спасибо.
Действие
7.
Маша:
Нужна ли тебе помощь? Попроси любимое слово тебе
помочь. В чём? Как ты думаешь, поможет ли тебе любимое слово? Расскажи.
Действие
8.
Саша:
Подумай, ЗА ЧТО любимое слово может похвалить тебя?
Расскажи.
Действие
9.
Маша:
Подумай, ЗА ЧТО любимое слово может на тебя обидеться?
Расскажи.
Действие
10.
Саша: Подумай,
ЧТО бы ты пообещал своему любимому слову? Запиши своё обещание. Продолжи
начало записи.
Спасибо.
Действие
11.
Маша:
Любимое слово часто у тебя бывает, вечно что-то
забывает…Какие предметы в твоём домике может забыть любимое слово? Запиши
несколько слов.
Спасибо.
Объясни, почему именно
эти предметы забыло твоё любимое слово.
Действие
12.
Саша:
Подумай, у твоего любимого слова будет жизнь долгой
или короткой? Почему?
Действие
13.
Маша:
Хотел бы ты на миг превратиться в своё любимое слово?
Почему? Расскажи о своих действиях, поступках в роли любимого слова.
Действие
14.
Саша:
Любимым может быть только такое слово, которое
приносит пользу себе и окружающим. Любимое слово никогда не бывает злым и
жестоким. Хорошо, если приятные, нежные, ласковые слова превратятся в добрые,
полезные действия и поступки! Пусть любимых слов у тебя будет много-много.
Произноси эти слова и желай людям всего самого доброго. Помни: ДОБРО ОТДАШЬ –
ДОБРО и ПОЛУЧИШЬ.
А теперь постарайся
вырастить дерево любимых слов. В пустые места волшебного дерева впиши любимые слова,
с которыми ты дружишь.
Молодец.
Задание
№13.
Профессор
Любомудров: А теперь, мой маленький конструктор,
подведём итоги. Честно ответь на вопросы Маши и Саши. Подчеркни один из ответов.
Маша: Понравилась
ли тебе наша игра?
Саша: Все
ли действия ты выполнил?
Маша: Кто
помогал тебе в работе?
Саша: Доволен
ли ты своим результатом?
Маша: Стала
ли для тебя эта игра полезной?
·
Вместо заключения
Программа спецкурса «С
русским словом можно творить чудеса!» - основа УМК «Конструктор развития речи»
и логическое продолжение УМК нового поколения «Мастерская речевого
творчества» и «Мастерская выразительного чтения»
·
Апробация авторской
методической системы, результаты практической деятельности
Авторская методика развития речи и речевого творчества обучающихся широко
известна в России и за рубежом. На протяжении 20 с лишним лет автор
апробировал свои нетрадиционные и эффективные подходы к обучению русскому
языку учащихся разного школьного возраста (2-11 классы) в разных типах ОУ
(общеобразовательная школа, гимназия, НОУ, кадетский корпус) в России и за
рубежом (США, Мальта). Результатом признания данной методики являются следующие
показатели:
1.Ученики начальной, средней и старшей школы – победители и
лауреаты районных, окружных, городских, областных, всесоюзных, всероссийских
конкурсов исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
(«Премьера», «Открытие», «Чтения им. Вернадского», «Языкознание для всех»,
«Всероссийский литературный праздник», «Первые шаги», «Первые шаги в науке» и
др.).
|
2.Авторские программы, научно-методические статьи в журналах
«Начальная школа», «Русский язык в школе», «Большой Вашингтон», учебники и учебные
пособия по русскому языку и культуре речи, развитию речевого творчества для
учителей, учащихся и их родителей, студентов и преподавателей школ и вузов.
|
3.Авторские спецкурсы, семинары, мастер-классы федерального и
международного уровня (разные города РФ, АПК и ППРО г. Москва, Абхазия, г.
Вашингтон США и др.).
|
4.Участие в реализации (в качестве методиста-соавтора) Проекта
«Российская академия наук, Российская академия образования, издательство
«Просвещение» - российской школе».
|
5.Ссылки на авторскую методику в докторских и кандидатских
диссертациях.
|
6.Распространение авторской методики в ОУ РФ (школа,
педагогическое училище, вуз педагогического профиля), странах ближнего и
дальнего Зарубежья.
|
7.Многочисленные звания победителя и лауреата в профессиональных
конкурсах городского, областного, федерального уровня («Учитель года»,
«ПНПО», «Грант Москвы в сфере образования», «Лидер в образовании»,
«Педагогические инновации», «Лучший заместитель директора школы РФ» и др.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.