Инфоурок Химия Другие методич. материалыИнтегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова.

Интегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова.

Скачать материал

Интегрированный конкурс:         «Закон сохранения массы веществ:     

                                                            экспериментальное подтверждение и

                                                            математическое обоснование».

 

10  класс.

Цель:   развитие познавательной активности учащихся, их умений сравнивать, анализировать,   со

             поставлять, расширить знания школьников об одном из основных законов химии – Законе

             сохранения массы веществ,   воспитание чувства

             товарищества, ответственности за команду; сплочение и единство коллектива.

 

Оборудование:   портрет М. В. Ломоносова, плакаты с тематикой о М. В. Ломоносове и его науч

                            ных открытиях, презентация «М. В. Ломоносов – гражданин и учёный», музыкаль

                             ное сопровождение.  

 

Участники:   ученик в костюме М. В. Ломоносова; чтецы: три ученика; жюри: три человека; две   

                       команды по три человека; болельщики двух команд; ведущие: учителя-предметники.    

 

Ход мероприятия:

   Звучит музыка, на экране показ презентации «М. В. Ломоносов – учёный и гражданин», под это сопровождение участники читают стихи о М. В. Ломоносове:

 

  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

            В просторных залах смрадно, как в аду!

            И вот опять Михайло Ломоносов

            Шумит в академическом саду.

 

  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

 И песни, что певали рыбаки.

 

  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

 

  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

 

  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

 

  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

 

   Вступительное слово ведущего:

          19 ноября 2011 года мы отметили 300-летие со дня рождения удивительного человека и учёного М. В. Ломоносова. Не хватает слов, чтобы охарактеризовать его уникальность и гениаль

 

ность; восхищения его величайшим открытиям, опережающих науку на сто лет. И сегодняшнее наше интегрированное мероприятие посвящено этому великому учёному и одному из его открытий – закону сохранения массы веществ.

 

   Продолжает ученик в образе М. В. Ломоносова:

 

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…

 

   Продолжает ведущий:

 

Наше мероприятие – конкурс. Конкурс и для команд и для болельщиков, которые своими ответа ми будут помогать командам. И так команды в сборе, жюри на месте, болельщики волнуются… Вот с них и начнём.

 

   Конкурс-разминка для болельщиков:

 

1. Где родился Михайло Ломоносов?

          дер. Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.

 

2. Куда удалось поступить учится, этому талантливому крестьянскому сыну  в Москве?

В Славянско-греко-латинскую академию.

 

3. Назовите науки, в которых М. В. Ломоносов совершил открытия?

Физика, химия, математика, астрономия, геология и минералогия,

 география, история литература и языкознание, изобразительное искусство.

 

4. Основатель, какого учебного заведения является М. В. Ломоносов?

   Московского университета. 1января 1755 году – учреждение Университета в Москве;

25 января 1755 году – подписан «Указ об учреждении в Москве университета».

 

5. Какой научный труд М. В. Ломоносова объединяет математику и химию?

«Математическая химия».

 

6. Назовите изобретение М. В. Ломоносова, предшественницы современных приборов для ночных

    наблюдений.

«Ночезрительная труба».

 

      Продолжает ведущий:

   Думаю, команды уже морально и интеллектуально подготовились к своим испытанием, предоставим им слово.    

            

1.      Представление команд: костюмы, название, девиз и эмблема.

Представление команд жюри оценивает по пятибалльной системе.

   Жюри подводит итоги конкурса болельщиков: один правильный ответ – один балл ( иск лючение вопрос «3»: каждая наука – балл) и представление команд. Оглашаются итоги. И далее продолжает ведущий:

 

   И так мы увидели лицо каждой команды, а теперь уважаемые болельщики ваш выбор: какой команде вы отдадите свои баллы?

 

   Жюри подсчитывают баллы вновь и озвучивают сумму баллов каждой команды. Продолжает ведущий:

 

   Основным законом в химии, открытый М. В. Ломоносовым, является закон сохранение массы вещества. О нём и пойдет речь.

 

2. Экспериментальное подтверждение и математическое обоснование:

часть I:

   учитель химии проводит химический эксперимент в специализированном приборе:

NaOH + HNO3  =  NaNO3 + H2O.

                                                           40     +     63          85     +     18

                                                                  103           =            103

Весы в равновесии. Затем учитель математики предлагает обосновать закон математически

  члены команд подсчитывают молекулярную массу веществ и устанавливают равенство.

Закон подтверждён и математически обоснован.

Балл получает та команда, которая первая и  правильно выполнила расчёты.

 

часть II:

учитель химии проводит второй эксперимент:

Na2SO4 + Ba(NO3)2  =  BaSO4 + NaNO3.

                                                       142    +    261                 233   +    85

                                                               403                                 318

Учитель математики предлагает командам математически обосновать.

Весы в равновесии, но равенства математического нет!!!

Команды устанавливают причину и её устраняют.

В случае затруднения помогают болельщики.

Ошибка устранена.

Балл получает команда первая математически обосновавшая опыт и устранившая ошибку.

часть III:

учитель химии выполняет третий химический эксперимент ( при открытом приборе):

CaCO3 + H2SO4  =  CaSO4 + H2CO3

                                                          100   +    98              136   +     62

                                                                  198            =            198

Учитель математики предлагает математически обосновать выполненный эксперимент.

Математически эксперимент обоснован, а равенство весов нарушено.

Команды устанавливают причину противоречия.

В случае затруднения помогают болельщики.

Балл получает команда первая, подсчитавшая массы и установившая причину экспериментального нарушения.

   Жюри подсчитывает количество баллов за данную часть конкурса, а в это время вновь проводится конкурс с болельщиками:

 

1. Когда был открыт закон М. В. Ломоносовым?

1748 году.

 

2. Его современная формулировка?

Масса веществ, вступивших в реакцию равна

массе веществ образовавшихся в результате неё.

 

 

 3. А как звучит историческая формулировка?

Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния,

что сколько чего у одного тела отнимется,

 столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько

материи, то умножится в другом месте.

 

4. В чем состоит значение этого закона?

Составление уравнений химических реакций.

 

Каждый правильный ответ на вопрос: «1» и «2» – один балл, «3» - 5 баллов, «4» - 3 балла.

Болельщики своими баллами помогают командам.

Жюри суммируют баллы и называют команду победительницу.

Ведущие ещё раз отмечают важность проведённого мероприятия, которое заканчивается выступлением ученика в образе М. В. Ломоносова:

 

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

 

Рефлексия:

 ведущий интересуется:                                              

·         понравилось ли школьникам мероприятие;

·         что нового они узнали;

·         какое значение на их взгляд имеют подобные мероприятия,

·         чему они научились в ходе проведённого мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

            В просторных залах смрадно, как в аду!

            И вот опять Михайло Ломоносов

            Шумит в академическом саду.

____________________________________________________________________________________

 

  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

 И песни, что певали рыбаки.

____________________________________________________________________________________

 

  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

____________________________________________________________________________________

 

  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

____________________________________________________________________________________

 

  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

____________________________________________________________________________________

 

  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

____________________________________________________________________________________

 

М. В. Ломоносов:

Начало:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…

 

Завершение мероприятия:

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Коспект конкурса посвященного к юбилею М. В. Ломоносова и его важному открытию "Закон сохранения массы веществ".

   Можно этот конкурс приурочить и при проведении предметной недели (немного переработать) по химии и не только для десятого класса.

   В конкурсе сочетается и литературнр-музыкальная композиция, и конкурс-разминка для команд, и собственно конкурс, конкурс для болельщиков (когда подводятся итоги) и рефлексия.

   Надеюсь кому-то из коллег моя разработка понравится и будет использована в практике. Желаю удачи и успехов. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 405
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полковникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2463
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 378 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 656 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 237 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека